Реновация кварталов устаревших домов в Киеве интересна для крупных девелоперских компаний столицы. Однако, этот процесс практически невозможен в условиях действующего законодательства, не взирая на изменения, предложенные КГГА.
Об этом KV стало известно из комментария генерального директора компании “Укрбуд Девелопмент” Олег Майборода в материале “Ящик Пандоры. Одного законопроекта от КГГА для реновации кварталов с устаревшим жилфондом не хватит”.
“Любой крупный девелопер столицы с интересом смотрит на перспективу реновации старых кварталов Киева. Ведь этот процесс обеспечит их работой на многие годы вперед. А при правильном подходе, когда на месте пятиэтажного здания строится высотка, будет и серьезный финансовый интерес. Но о рассмотрении конкретных проектов сегодня практически не может идти речи. А все потому, что действующее законодательство в его текущем виде делает процесс реновации устаревших домов почти невозможным. Ключевое условие только одно – комплексное изменение законодательства в части реконструкции устаревшего жилого фонда. Причем изменений, предложенных КГГА, для этого явно недостаточно, так как они, по сути, снимают только две ключевые проблемы – запрет на отселение жильцов в резервный жилой фонд и необходимость получения согласия всех 100% собственников помещений устаревшего дома. Плюс одну менее значительную проблему – отсутствие утвержденной формы инвестиционного договора, необходимого для реализации проекта. На деле же спектр тех препятствий, которые закреплены действующим законодательством, намного шире, и все они требуют устранения”, – отметил Олег Майборода.
По его словам, также препятствиями являются законодательное ограничение процесса реконструкции целыми кварталами, а не отдельными зданиями; ограничение процесса реконструкции только домами высотой до пяти этажей, запрет на отселение жильцов устаревшего жилья в резервный жилой фонд.
Также к спектру законодательных проблем эксперт отнес запрет на отселение жильцов устаревшего жилья в жилье с иным количеством комнат даже при большей площади нового жилья, ограничение зоны отселения жильцов устаревшего жилья границами того же квартала или микрорайона, отсутствие нормы, обязывающей органы местного самоуправления развивать социальную инфраструктуру соразмерно развитию квартала или микрорайона, отсутствие налоговых и других льгот, предоставляемых потенциальному инвестору, отсутствие территорий для строительства жилья, предназначенного для отселения жильцов домов под снос.
“Учитывая явную неторопливость законодателей, говорить о краткосрочных перспективах не имеет смысла. Реализация проектов в среднесрочной перспективе тоже сомнительна. Очевидно, что с текущей динамикой развития рынка жилого строительства столицы выведение из оборота 7,8 миллионов квадратных метров ветхого жилья до 2025 года, как это прописано в Генплане Киева – неосуществимая задача. Поэтому разумнее говорить о долгосрочных перспективах. К сожалению, есть опасения, что катализатором процесса может стать только массовый переход ветхого жилья в разряд аварийного. Остается лишь надеяться, что проблема начнет решаться до того, как обернется серьезной угрозой для жизни и здоровья киевлян”, – считает гендиректор “Укрбуд Девелопмент”.
Также оценивая риски вхождения в проекты реновации в случае, если препятствия, остающиеся в законе “О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда”, будут устранены, эксперт подчеркнул, что нерешенной остается вопрос создания и содержания резервного жилого фонда.
“Риски вхождения в такие проекты будут типичными для сегодняшнего рынка недвижимости Киева. Это риск возникновения в стране серьезных финансово-экономических потрясений, возможность блокирования строительного процесса псевдоактивистами и ищущими бесплатного пиара политиками. Это недостаточное обеспечение законности правоохранительными органами, которые не всегда готовы защищать бизнес”, – резюмировал он.
Читайте: Рынок покупателя: какие финансовые инструменты лояльности предлагают сегодня застройщики жилья
Фото: газета “Сегодня”