Денис Шмыгаль инициирует принятие Радой закона об АТУ

Денис Шмыгаль инициирует принятие Радой закона об АТУ

В Верховной Раде (ВР) зарегистрирован правительственный законопроект, посвященный административно-территориальному устройству (АТУ). Документ определяет принципы АТУ, порядок создания, ликвидации, установления и изменения границ административно-территориальных единиц (АТЕ) и решение других вопросов, касающихся админтерустройства. Право “нарезать” районы и определять их административные центры инициировавший законопроект Денис Шмыгаль предлагает дать Раде, но после экспертного вывода Кабмина и при консолидированном согласии местных советов, которые затронет какое-либо изменение АТУ.

Об этом KV стало известно из законопроекта №4664, инициированного премьер-министром Денисом Шмыгалем

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроект определяет административно-территориальное устройство Украины как обусловленную географическими, историческими, экономическими, социальными, культурными и другими факторами внутреннюю территориальную организацию государства с разграничением ее территории на административно-территориальные единицы.

Административно-территориальная единица здесь – “компактная часть единой территории Украины с определенными в установленном настоящим Законом порядке пределами, являющаяся пространственной основой для организации и деятельности органов государственной власти и / или органов местного самоуправления”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Проект закона разграничивает два вида административных центров: админцентры района / области и админцентры территориальных общин (ТО). В первом случае речь идет о населенных пунктах, на территории которых расположены местные органы исполнительной власти, территориальные органы министерств и других центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ), а также органы местного самоуправления района или области.

В свою очередь, админцентр ТО – это населенный пункт (село, поселок, город), имеющий развитую инфраструктуру и, как правило, расположенный ближе к географическому центру территории общины. В нем размещается представительный орган местного самоуправления общины.

Населенный пункт в терминах законопроекта – “компактно заселенное место жительства людей, которое образовалось в результате исторических традиций, хозяйственной и иной деятельности, имеет постоянный состав населения, собственное наименование и обособленную территорию с определенными в установленном настоящим Законом порядке пределами”.

Иное дело – поселения. Это такие компактные места проживания людей за пределами населенных пунктов, которые не имеют постоянного состава населения и не отнесены к категории населенного пункта.

Читайте: Верховная Рада утвердила семь новых районов Киевщины и ОТО, которые в них входят (список)

АТУ, согласно документу, основывается на ряде принципов:

  • единства и целостности государственной территории;

  • унитарности и децентрализации в осуществлении государственной власти;

  • целостности и неразрывности территории АТЕ;

  • сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций;

  • повсеместной юрисдикции органов государственной власти и органов местного самоуправления, “кроме случаев, предусмотренных законом”;

  • доступности услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, для жителей, проживающих в пределах соответствующих АТЕ.

Систему АТУ составляют Автономная Республика Крым (АРК), области, районы, города, районы в городах, поселки и села. 

АТЕ различаются по четырем уровням: регионального, субрегионального, базового и вспомогательного уровня. Региональные АТЕ – это АРК и области. Субрегионального уровня – районы в АРК и в областях (в районе должно проживать не менее 150 тыс. человек, хотя допускаются исключения – в горной местности или на местности с низкой плотностью населения). 

Базовый уровень – города (не менее 10 тыс. населения и не менее 1 тыс. человек на один квадратный километр), поселки (не менее 5 тыс. населения) и села (менее 5 тыс. населения). 

Вспомогательный уровень – районы в городах. Они могут быть образованы или ликвидированы по решению городского совета с целью оптимизации управления. 

АТЕ со специальным статусом являются города Киев и Севастополь. Особенности их АТУ определяется отдельными законами.

Читайте: “40 страниц сатанизма”: почему нельзя принимать закон “Слуги народа” о Киеве

АТУ может изменяться – при образование и ликвидация, наименование  или переименовании АТЕ, а также при установлении (изменении) их границ. При таких изменениях должны учитываться такие факторы как историческое обоснование; географические, социально-экономические, природные, экологические, этнические, культурные особенности территорий; качество и доступность предоставления административных услуг; эффективность и качество управления территорией; демографическая ситуация; транспортная доступность и коммуникация.

При этом, есть ряд особенностей образования, ликвидации, установления (или изменения) границ районов, а также определения и изменения их административных центров. Делать это может ВР, в своем решении прописывая перечень общин, входящих в состав того или иного района. Такие решения должны учитывать “обоснованную позицию” органов местного самоуправления, которых касается районирование.

В случае, если проект решения относительно районов и их границ внесен на рассмотрение Рады президентом или народными депутатами, соответствующий проект решения направляется Кабинету министров для получения экспертного заключения. Порядок и сроки подготовки таких заключений устанавливаются регламентом Кабмина. 

Определение или изменение административных центров территориальных общин и утверждение (в том числе изменение конфигурации) территорий общин осуществляется Кабмином на основании представления Совета министров АРК, областной государственной администрации (ОГА), решений сельских, поселковых, городских советов, принятых не менее чем двумя третями депутатов.

При этом в законопроекте прописывается, что изменение админцентров общин и утверждение территорий общин на основании представления Совмина АРК или ОГА осуществляется при условии, что такое представление поддержано решениями местных советов соответствующих общин, принятыми не менее чем двумя третями депутатов.

Парламент также устанавливает или изменяет границы городов. В данном случает также проект решения предварительно направляется на экспертизу в правительство. 

А вот границы сел и поселков документ относит к компетенции Кабмина, а не Рады. Кабмин их устанавливает “в определенном им порядке на основании представления соответствующего сельского, поселкового, городского совета”.

Наконец, изменение границ районов в городе осуществляется соответствующим городским советом.

Читайте: Вновь агломерация: не менее 200 тысяч граждан и под контролем Кабмина

Сведения об АТЕ и территории общин подлежат государственной регистрации. Их включают в Государственный реестр АТЕ и территорий ТО. Этот реестр, по законопроекту, является компонентом Единой государственной электронной системы в сфере строительства. В документе детально прописывается – какая именно информация заносится в реестр. Его держателем является ЦОИВ, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере развития местного самоуправления, территориальной организации власти и АТУ (сейчас єто Министерство развития общин и территорий). Сведения, содержащиеся в реестре, объявляются открытыми и общедоступными, а доступ – бесплатным. Информация о названиях вносится в него на украинском и английском языках. Сам же реестр должен появиться и заработать на протяжение года после принятия закона.

В заключительных и переходных положениях законопроекта говорится, что он вступает в силу со дня, следующего за его опубликованием. Одновременно будет отменено действие Указа Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 12 марта 1981 года №1654-Х “О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украинской ССР”.

Одновременно поселки городского типа (пгт), которые на момент вступления в силу закона будут административными центрами районов, автоматически будут впредь отнесены к категории городов (а сам термин “пгт” будет упразднен). Все остальные пгт “превратятся” в поселки. А населенные пункты, которым раньше был присвоен статус поселков, со дня вступления в силу этого закона будут отнесены к категории сел.

Отметим, аналогичный, но более обширный законопроект, касающийся АТУ, уже вносился в Раду правительством Алексея Гончарука год назад – №2804 “Об основах административно-территориального устройства Украины”. Но после отставки того Кабмина в марте прошлого года документ, согласно законодательству, проект закона был снят с рассмотрения (автоматически отозван).

Он предоставлял правительству право создавать и ликвидировать государственные администрации, которые на уровне областей и районов почти полностью затмили бы собой органы самоуправления. Кабмину же предлагалось дать исключительное право самостоятельно определять общины и их границы. В законопроекте правительства Шмыгаля это отнесено к компетенции ВР, хотя и при экспертном участии правительства. 

Читайте: Вся власть Кабмину: госадминистрации вместо исполкомов и местные выборы по плану правительства

Фото: правительственный портал

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4