В Украине вступил в силу закон, который фиксирует статус и полномочия старост в территориальных общинах. Старосты будут утверждаться местными советами по представлению глав этих советов, а не выбираться общинами непосредственно.
Об этом KV стало известно из публикации закона №1638-ІХ (законопроект №4535 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по развитию института старост” в официальном издании Верховной Рады (ВР) – газете “Голос Украины”.
“Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования”, – говорится в переходных положениях упомянутого документа.
Он был опубликован в “Голосе Украины” в субботу, 31 июля с.г. Соответственно, в воскресенье, 1 августа, документ вступил в законную силу.
Согласно закону, старосты будут утверждаться местными советами по представлению глав этих советов.
Они будут, соответственно, ответственными и подотчетными этим советам, на территории которых находится старостинский округ, и подконтрольными соответствующему сельскому, поселковому или городскому голове.
Староста работает в соответствующем совете на постоянной основе и не может совмещать свою служебную деятельность с другой работой, в том числе на общественных началах (за исключением преподавательской, научной и творческой во внерабочее время). Ему нельзя будет также заниматься предпринимательской деятельностью.
Старостинский округ образуется соответствующим сельским, поселковым, городским советом в составе одного или нескольких населенных пунктов (кроме административного центра территориальной общины), на территории которого (которых) проживает не менее 500 человек.
Сельский, поселковый, городской совет по предложению сельского, поселкового, городского головы может принять решение о вхождении старост в состав исполнительного комитета совета – по должности.
Кандидатура старосты вносится на общественное обсуждение сельским, поселковым, городским головой и считается согласованной с жителями соответствующего старостинского округа, если в результате общественного обсуждения (общественных слушаний, собраний граждан, других форм консультаций с общественностью) получила такую поддержку в Старостинский округе:
-
с числом жителей до 1500 – более 20% голосов жителей от общего количества жителей соответствующего старостинского округа, которые являются гражданами Украины и имеют право голоса на выборах;
-
с количеством жителей от 1500 до 10000 – более 17% голосов;
-
с числом жителей от 10 000 до 20 000 – более 14% голосов;
-
с числом жителей от 20 000 до 30 000 – более 10% голосов;
-
с количеством жителей более 30 000 – более 7% голосов жителей от общего количества жителей соответствующего старостинского округа.
Результаты проведенного общественного обсуждения (общественных слушаний, собраний граждан, других форм консультаций с общественностью) кандидатуры старосты подлежат обязательному рассмотрению соответствующим сельским, поселковым, городским советом.
При этом, кандидатура старосты соответствующего старостинского округа, не поддержанная советом, не может быть повторно внесена в течение текущего созыва совета.
Староста работает на постоянной основе в аппарате соответствующего совета и его исполнительного комитета, а в случае избрания членом этого исполнительного комитета – в исполнительном комитете совета.
Досрочное прекращение полномочий старост не допускается.
Староста будет действовать в интересах жителей соответствующего старостинского округа в исполнительных органах сельского, поселкового, городского совета; участвовать в пленарных заседаниях совета и заседаниях его постоянных комиссий с правом совещательного голоса, имея гарантированное право на выступление.
По решению соответствующего совета староста сможет предоставлять административные услуги или выполнять отдельные задачи администратора центра предоставления административных услуг.
Староста также будет участвовать в подготовке предложений к проекту местного бюджета в части финансирования программ, реализуемых на территории соответствующего старостинского округа, а также вносить предложения в исполнительный комитет по вопросам деятельности на территории соответствующего старостинского округа исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, предприятий, учреждений, организаций коммунальной собственности и их должностных лиц.
Также он сможет участвовать в подготовке решений сельского, поселкового, городского совета, касающиеся имущества территориальной общины, расположенного на территории соответствующего старостинского округа.
В его полномочиях – контроль за использованием объектов коммунальной собственности, расположенных на территории старостинского округа, а также за состоянием благоустройства округа.
При осуществлении предоставленных полномочий староста “является ответственным и подотчетным сельскому, поселковому, городскому совету и подконтрольным сельскому, поселковому, городскому голове”.
Напомним, упомянутый закон во втором чтении был принят 15 апреля с.г. Но возникла коллизия: между первым и вторым чтением в текст была подана поправка (перед финальным голосованием в целом за закон получившая поддержку зала), фактически разрешающая народному депутату стать членом Конституционного Суда (КС) без того, чтобы сложить мандат.
Эта поправка вообще не относилась к теме закона. Президент Владимир Зеленский ветировал закон в таком виде. После чего с предложением убрать лишнюю правку Рада приняла закон 14 июля с.г., который Зеленский подписал 29 июля с.г.
Читайте: Рада изъяла из закона о старостах не касающиеся их положения о КС
Фото: Коллаж KV