Столичный горсовет утвердил Антикоррупционную программу своей работы, которая будет рассчитана до завершения каденции этого органа – до конца 2025 года. Этот документ его разработчики называют продолжением “старой” программы, которая действовала в 2018 – 2020 годах, и которая неоднократно вызывала вопросы как у депутатов, так и у профильных организаций. Теперь на смену “антикоррупционным” семинарам придет новая форма контроля – в течение ближайших четырех лет в горсовете намерены транслировать заседания постоянных комиссий, публиковать протоколы этих заседаний, рассматривать спорные вопросы на регламентной комиссии и т.д. То есть, делать все то, что городские власти должны делать “по умолчанию”.
Как стало известно KV, 16 декабря 2021 года Киевсовет поддержал проект решения “Об утверждении Антикоррупционной программы Киевсовета на 2021-2025 годы” (№ 08/231-4088/ПР от 12 ноября 2021 года). В сессионном зале за утверждение этой программы проголосовал 71 депутат.
Заявленная цель принятия данного решения – “применение дополнительных и усиление действующих мероприятий, направленных на эффективное и действенное предотвращение коррупции во всех сферах деятельности Киевсовета”. В утвержденном депутатами документе указано, что реализация программы не требует выделения дополнительных денежных средств из бюджета Киева, а финансирование мероприятий будет осуществляться в пределах утвержденных расходов секретариата горсовета. В документе уточняется, что эта программа – логическое продолжение Антикоррупционной программы Киевсовета на 2018-2020 годы, которая была утверждена решением горсовета №979/5043 от 21 июля 2018 года.
Читайте: Киевсовет начал подготовку к утверждению своей Антикоррупционной программы на 2021-2025 годы
В “новой” Антикоррупционной программе описаны 29 коррупционных рисков для депутатов горсовета и работников секретариата этого органа местного самоуправления, а также мероприятия, которые рекомендуется осуществлять для их предотвращения и устранения (для сравнения, в “старой” программе таких коррупционных рисков было 40).
Так, например, с воздействием на депутатов и депутаток Киевсовета со стороны третьих лиц планируется бороться путем рассмотрения информации о таких фактах на заседаниях комиссии горсовета по вопросам регламента, депутатской этики и предотвращения коррупции. Пресекать факты воздействия на членов постоянных комиссий Киевсовета в этом органе, в частности, намерены путем “продолжения” проведения видео-трансляций заседаний комиссий – видимо, чтоб депутаты “боялись” это делать.
Отдельно в программе прописано, как Киевсовет намерен предотвращать злоупотребления со стороны двух важных постоянных комиссий (по вопросам собственности и по вопросам градостроительства, архитектуры и земельных отношений) при реализации т.н. дискреционных полномочий. Предполагается, что Киевсовет будет и дальше транслировать заседания этих органов и публиковать протоколы этих заседаний. Из нового – в горсовете намерены каким-то образом начать мониторить принятые указанными комиссиями решения, однако что планируется делать с полученной информацией, не уточняется. Вероятно, потому что в слове “дискреционность” спрятан очень глубокий смысл: это значит, что депутат вправе голосовать или не голосовать за любое решение на комиссии или пленарном заседании исходя из своих личных побуждений.
Как неоднократно сообщала KV, реализация “старой” Антикоррупционной программы, которая действовала в минувшем VIII созыве Киевсовета неоднократно вызывала вопросы у депутатов и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).
Так, эта программа предполагала в основном проведение тренингов и различного рода семинаров по соблюдению требований антикоррупционного законодательства – без каких-либо практических шагов к искоренению “взяточничества”, “кумовства” и “лоббизма”. При этом, после ее утверждения НАПК по ряду причин официально отказалось согласовать эту программу и рекомендовало внести в нее изменения. В частности, в агентстве требовали определить срок действия такой программы, чего не было сделано изначально. Лишь спустя год, в октябре 2019 года тогдашний секретарь Киевсовета Владимир Прокопив (сейчас – глава фракция “Европейская солидарность” в Киевсовете и замглавы Киевской горгосадминистрации (КГГА)) подал на рассмотрение депутатов проект решения о внесении изменений в принятую программу. 19 декабря того же года решением №504/8077 Киевсовет согласовал новую редакцию программы – уже с уточнением, что она будет действовать в 2019-2020 годах.
Читайте: Антикоррупционную программу Киевсовета утвердили в новой редакции на 2019-2020 годы
Напомним, депутаты Киевсовета регулярно становятся фигурантами разного рода скандалов с явным “коррупционным душком”. Один из ярчайших примеров имел место в минувшей каденции горсовета, летом 2020 года.
Тогда на одном из заседаний бюджетной комиссии ее глава Андрей Странников (тогда был членом фракции “Солидарность”, в нынешнем созыве представляет “УДАР”) вместе со своим заместителем по бюджетной комиссии и однопартийцем Олесем Маляревичем (был и является членом тех же фракций. – KV) умудрились в совершенно другом проекте решения подсунуть депутатам для утверждения пункт о том, что КП “Киевпастранс” не должно ни с кем согласовывать проект лизингового договора по закупке белорусских автобусов МАЗ. Тогда этим случаем заинтересовались оппозиционные депутаты Киевсовета, которые сообщали о том, что закупка “Киевпастранса” чревата переплатой из городского бюджета около 10 млн евро, а также правоохранительные органы, которые начали следствие по данному факту.
Читайте: НАБУ зобов’язали відкрити кримінальну справу проти Кличка за крадіжку 10 млн євро, – Цибулько
Фото: KV