Верховная Рада (ВР) в первом чтении поддержала законопроект, которым предусматривается наделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) новыми полномочиями. Кроме расширения полномочий, законопроект предусматривает увеличение зарплат для сотрудников АМКУ. Стоит отметить, что комитет ВР по вопросам антикоррупционной политики и Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) считают данный законопроект коррупционным и требующим доработки.
Об этом KV стало известно 13 июля 2021 года в ходе внеочередного заседания ВР, инициированного президентом Владимиром Зеленским.
Законопроект №5431 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования деятельности Антимонопольного комитета Украины” в первом чтении поддержали 245 народных депутата. Против – 20, воздержались – 16, не голосовали – 25.
-
“Слуга народа”: за – 218, против – 1, воздержались – 2, не голосовали – 11 (всего во фракции 244 депутата);
-
“Оппозиционная платформа – За жизнь”: за – 0, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 0 (всего во фракции 44 депутата);
-
“Европейская солидарность”: за – 0, против – 10, воздержались – 0, не голосовали – 4 (всего во фракции 27 депутатов);
-
ВО “Батькивщина”: за – 0, против – 7, воздержались – 0, не голосовали – 4 (всего во фракции 25 депутатов);
-
“Партия “За майбутне”: за – 1, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 2 (всего в группе 22 депутата);
-
“Довира”: за – 14, против – 0, воздержались – 1, не голосовали – 2 (всего в группе 20 депутатов);
-
“Голос”: за – 0, против – 1, воздержались – 11, не голосовали – 1 (всего во фракции 20 депутатов);
-
внефракционные: за – 2, против – 1, воздержались – 2, не голосовали – 1 (всего внефракционных депутатов – 20).
Законопроект предусматривает наделить АМКУ и его территориальные отделения новыми полномочиями, в частности, проверять субъекты хозяйствования, объединения, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля с целью сбора доказательств, в случае наличия признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.
Также на основании решения Хозяйственного суда АМКУ наделяется правом проверять места проживания и владения физлиц и юрлиц.
К полномочиям членов комиссии АМКУ по проведению проверки прилагаются, в частности, возможность опломбировать помещение, системы коммуникации или мест хранения информации. При самовольном распломбировании устанавливается ответственность – штраф в размере одного процента дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год.
Также Комитет сможет вызвать для дачи объяснений, касающихся рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, должностных лиц, работников и представителей субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля.
Кроме того, согласно предложенной новой редакции статьи 36 закона “О защите экономической конкуренции”, органы АМКУ получат право не начинать рассмотрение дел, если признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции не соответствуют приоритетам деятельности Комитета.
Законопроект предусматривает возможность снижения штрафов для нарушителей. Как указывается в пояснительной записке: “С целью уменьшения нагрузки на судебные органы и внедрение принципа Res judicata (окончательность решения) вводится новая процедура – урегулирование в делах об антиконкурентных согласованных действиях и злоупотреблениях монопольным (доминирующим) положением на рынке”.
После получения предварительных выводов у субъекта хозяйствования появляется право урегулировать дело, подписав соглашение о сотрудничестве.
Законопроектом конкретизируются требования к заявителю:
-
раскрытие антиконкурентных согласованных действий, прекращение участия в таких действиях;
-
сотрудничество с органами Комитета и предоставление доказательств.
Также законопроект предусматривает проводить в обход АМКУ соглашения на приобретение активов, если:
-
стоимость актива менее 2 млн евро;
-
годовой доход/стоимость активов покупателя менее 30 млн евро.
Кроме расширения полномочий Комитета, законопроект предусматривает увеличение зарплат для сотрудников АМКУ. Устанавливаются такие должностные оклады в соответствии с размером прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года:
-
глава АМКУ – 30 прожиточных минимумов;
-
государственный уполномоченный АМКУ- 29 прожиточных минимумов;
-
руководитель аппарата АМКУ – 28 прожиточных минимумов;
-
директор (руководитель) департамента – 27 прожиточных минимумов;
-
заместитель директора (руководителя) департамента – 25 прожиточных минимумов;
-
начальник (руководитель) самостоятельного управления – 26 прожиточных минимумов;
-
заместитель начальника (руководителя) самостоятельного управления – 24 прожиточных минимумов;
-
начальник (руководитель) самостоятельного отдела – 23 прожиточных минимумов;
-
заместитель начальника (руководителя) самостоятельного отдела – 21 прожиточных минимумов;
-
заведующий самостоятельного сектора – 22 прожиточных минимумов;
-
начальник (руководитель) отдела в составе управления (департамента) – 20 прожиточных минимумов;
-
заместитель начальника (руководителя) отдела в составе управления (департамента) – 19 прожиточных минимумов;
-
заведующий сектором в составе департамента – 18 прожиточных минимумов;
-
главный специалист – 16 прожиточных минимумов;
-
ведущий специалист – 14 прожиточных минимумов;
-
специалист – 12 прожиточных минимумов;
-
работник, выполняющий функции по обслуживанию аппарата Комитета – 10 прожиточных минимумов;
-
председатель территориального отделения Антимонопольного комитета Украины – 24 прожиточных минимумов;
-
заместитель председателя территориального отделения – 18 прожиточных минимумов:
-
начальник (руководитель) отдела территориального отделения – 16 прожиточных минимумов;
-
заместитель начальника (руководителя) отдела – 14 прожиточных минимумов;
-
заведующий сектором территориально отделения – 12 прожиточных минимумов;
-
главный специалист территориального отделения – 11 прожиточных минимумов;
-
ведущий специалист территориального отделения – 10 прожиточных минимумов;
-
специалист территориального отделения – 9 прожиточных минимумов;
-
работник, выполняющий функции по обслуживанию территориального отделения – 8 прожиточных минимумов.
С 1 июля 2021 года прожиточный минимум для трудоспособных лиц составляет 2379 гривен, с 1 декабря он будет повышен до 2481 гривны.
Читайте: Под елочку: с 1 января 2021 года в Украине выросла “минималка”
Отдельно законопроект предусматривает, установить главе и государственным уполномоченным АМКУ надбавку за выслугу лет в размере 3% должностного оклада за каждый календарный год в зависимости от стажа работы.
Также предусматривается надбавка за интенсивность труда в размере до 100% должностного оклада, материальная помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы указанных должностных лиц. А также может предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника.
Стоит отметить, что буквально вчера, 12 июля с.г. Комитет ВР по вопросам антикоррупционной политики (глава комитета – Анастасия Радина, “Слуга народа”) признал данный законопроект коррупционным.
“Члены комитета признали таким, что не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства проект закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты по совершенствованию деятельности Антимонопольного комитета”, который предусматривает проведение реформы законодательства о защите экономической конкуренции”, – говорится в сообщении на сайте ВР.
Комитет считает, что проект содержит ряд коррупциогенных факторов, в частности, наделение Хозяйственного суда правом предоставлять АМКУ разрешения проверять владения и жилье физических лиц, а также наделение АМКУ полномочиями органа досудебного следствия.
Ранее в Национальном агентстве по предупреждению коррупции (НАПК) заявили, что законопроект имеет коррупциогенные факторы и требует доработки.
В частности, в НАПК отмечают, что наделение АМКУ несвойственными полномочиями является необоснованным и может привести к давлению на субъекты хозяйствования, способствовать возникновению коррупционных рисков.
“Отсутствие законодательно определенного порядка осуществления проверок будет способствовать расширению дискреционных полномочий, неодинаковому толкованию и применению правовых норм уполномоченными при осуществлении проверок и, как следствие, возникновению предпосылок для совершения ряда коррупционных правонарушений”, – подытожили в НАПК.
Также, как отметила экс-госуполномоченный Антимонопольного комитета (2015-2019 г.) и соучредитель проекта “Лига антитраста” Агия Загребельская, “основная идея” законопроекта – оплата налогоплательщиками “соседке” президента Владимира Зеленского, а по совместительству председателю АМКУ Ольге Пищанской зарплаты в полмиллиона гривен.
Также Загребельская отметила, что одновременно с этим документ содержит целый ряд изъянов:
-
уменьшает размер ущерба, на возмещение которого могут претендовать пострадавшие, с двойного на одинарный (в США – тройной);
-
позволяет АМКУ игнорировать любые заявления о нарушениях от потерпевших, если должностные лица АМКУ просто не захотят их рассматривать (без объяснения причин);
-
дает право министру Кабинета министров более чем вдвое уменьшать зарплату чиновникам АМКУ ежемесячно;
-
позволяет АМКУ в любое время суток, даже ночью приходить с обыском в частные владения;
-
оставляет АМКУ “филиалом Банковой” (хотя по Конституции президент не имеет полномочий назначать и увольнять руководство АМКУ);
-
позволяет “Коломойским и Ахметовым покупать телеканалы или объекты большой приватизации в обход разрешительных процедур”.
“И это не весь перечень. Законопроект признало коррупционным и НАПК. ГНЭУ (Главное научно-экспертное управление ВР – *КВ) также видит коррупцию”, – написала Загребельская.
Также она добавила, что проект противоречит обязательствам, которые Украина взяла на себя по соглашению с МВФ, и плану вступления в НАТО, а также получил категорически отрицательные отзывы Ассоциации юристов, Американской торговой палаты и ряда других общественных и экспертных организаций.
“Но соседке Владимира Зеленского очень нужны деньги. Потому что кого-то на Банковой “давит жаба” рассчитываться с ней за нужные решения из партийной кассы. И для этого придумали слово “реформа АМКУ”. Но пока писали законопроект, пришлось вставить туда пожелания олигархов и об уменьшении вреда, и о приоритетности, иначе голоса под такую высокую зарплату главе АМКУ собрать было бы трудно”, – подытожила Загребельская.
Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) также раскритиковала норму законопроекта, которая предполагает право АМКУ на доступ ко всем автоматизированным реестрам, базам данных и других систем сбора и обработки информации, ведомостей в собственности госорганов или органов местного самоуправления.
“Фактически, эта норма предоставляет АМКУ неограниченные права для доступа к информации, включая конфиденциальную, без надлежащего обоснования необходимости такого доступа. Ассоциация обеспокоена предложениями наделить АМКУ такими несвойственными полномочиями. Это создаст дополнительное давление на бизнес и граждан Украины. Отсутствие в данном законопроекте законодательно определенного порядка осуществления проверок, сбора и оценки доказательств может побудить должностных лиц АМКУ действовать по своему усмотрению, что грозит коррупционными рисками и возможными нарушениями прав человека”, – указывают в ЕБА.
Напомним, 16 июля 2020 года главой АМКУ была избрана Ольга Пищанская, подруга первой леди Елены Зеленской. До нее главой АМКУ был Юрий Терентьев, которого Верховная Рада уволила 3 июня 2020 года.
Читайте: Ольга Пищанская назначена Радой председателем АМКУ
Фото: Лига.бизнес