Рада вернула НАПК полномочия проверять декларации топ-чиновников, депутатов, судей

Рада вернула НАПК полномочия проверять декларации топ-чиновников, депутатов, судей

Верховная Рада (ВР) приняла за основу и в целом законопроект, восстанавливающий полномочия Национального агентства по противодействию коррупции (НАПК), которому вернули права и обязанности по проверке электронных деклараций топ-чиновников и депутатов. НАПК также будет следить и за их образом жизни, дабы выявлять признаки коррупции. Не исключен из поля зрения Нацагентства и судейский корпус, но в случае судей (в т.ч. Конституционного суда) предусмотрена особая процедура и оговорки.


Об этом KV стало известно в ходе утреннего пленарного заседания ВР 15 декабря 2020 года.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроект №4470 “О внесении изменений в Закон Украины “О предупреждении коррупции” по восстановлению институционального механизма предотвращения коррупции” за основу поддержали 321 народных депутатов, в целом – 300.

Авторы проекта закона – глава Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский (“Слуга народа”) и группа нардепов из других фракций (в т.ч. весь внефракционный президиум Рады); основной комитет, который и рекомендовал принять документ и за основу, и в целом – по вопросам антикоррупционной политики (глава – Анастасия Радина, “Слуга народа”). 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

“Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Украины “О предотвращении коррупции”, которыми предлагается обеспечить полноценное функционирование Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, наделить его необходимыми полномочиями и правами с целью их реализации; определить порядок реагирования Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции на выявление нарушений соответствующего закона, выявление признаков коррупционных и связанных с коррупцией правонарушений, а также установление некоторых особенностей такого реагирования в случае совершения соответствующих действий судьями или судьями Конституционного Суда Украины”, – говорится в Пояснительной записке к проекту закона.

В частности, он возвращает НАПК полномочия мониторить – как выполняются законы, касающиеся “этического поведения” и конфликта интересов лиц, наделенных государством властными функциями. Восстанавливаются правила и механизмы урегулирования конфликта интересов высокопоставленных лиц (от депутата сельсовета до президента).

Нацагентству снова поручается мониторинг образа жизни таких лиц по открытым источникам и информационным запросам (в т.ч. сведений с ограниченным доступом), а также сбор, обработка и проверка деклараций топ-чиновников, депутатов, министров, а также высокопоставленных чиновников местных властей. 

При этом, полная проверка деклараций судей (в т.ч. судей КСУ) должна будет проводиться в порядке, который необходимо будет определить по согласованию с Высшим советом правосудия (ВСП) или собранием (сборами) судей КСУ.

Однако “Такой порядок не может устанавливать особенности осуществления полной проверки декларации поданной судьей, судьей Конституционного Суда Украины, мониторинга образа жизни судьи, судьи Конституционного Суда Украины, не предусмотренные настоящим Законом”, – сказано в проекте закона. Любое “незаконное влияние, давление или вмешательство” в деятельность судей во время проверки деклараций и мониторинга образа жизни запрещается. Если же судье покажется, что такое вмешательство имеет место быть, он может обратиться в ВСП или собрание судей КСУ. Если там сочтут подозрения судьи обоснованными – смогут внести лгаве НАПК “обязательное для рассмотрения представление об устранении нарушений, выявлении и привлечении к установленной законом ответственности лиц, которыми совершено действия или допущено бездействие, нарушающее гарантии независимости судей, судей Конституционного Суда Украины при осуществлении полномочий Национального агентства”.

Возвращается Нацагентству и прямой доступ к госреестрам и базам данных. НАПК, как и раньше, сможет проводить проверки как по обращениям граждан, так и по собственной инициативе (в т.ч. исходя из сообщений СМИ).

При выявлении доказательств незаконного обогащения “топов” НАПК обращается в Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) или Офис генерального прокурора (ОГП), ставя вопрос об обращении в суд с иском о признании выявленных активов “необоснованными” с подальшей конфискацией в доход государству.

В то же время, НАПК опять дается право вносить органам власти, учреждениям обязательные к исполнению предписания (“приписи” – укр.) о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства. 

Но такие предписания не смогут выноситься в отношении судей: как сказано в одной из статей законопроекта, “Предписание не вносится в случае выявления нарушения требований этого Закона относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности судьи, судьи Конституционного Суда Украины”. 

О выявлении таких нарушений НАПК должно будет проинформировать либо ВСП, либо КСУ, соответственно. А они уже, “в соответствии с предоставленными законом полномочиями”, решают вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Кроме того, предписание не вносится по вопросам, которые “непосредственно касаются осуществления судьей правосудия, а также осуществления судьей Конституционного Суда Украины конституционного производства”.

А в случае выявления признаков административного правонарушения, связанного с коррупцией, совершенного “обычным” судьей или судьей КСУ, “протокол о таком правонарушении составляет Председатель Национального агентства или его заместитель и направляет его в суд в установленном законом порядке, а также информирует об этом соответственно Высший совет правосудия или Председателя Конституционного Суда Украины”.

Особенности вручения такого протокола описывает другой принятый за основу (325 голосов) и в целом (321 голос) законопроект – №4471 “О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно установления особенностей составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 172-4-172-9 и 188-46, 212-15 в отношении судьи, судьи Конституционного Суда Украины”.

Напомним, 3 декабря с.г. за основу и в целом был принят законопроект парламентской рабочей группы (“компромиссный”) о восстановлении уголовной ответственности за декларирование лицами, облеченными полномочиями государственной власти, заведомо недостоверной информации за неправдивые декларации. 

Согласно проекту закона №4460-д, нарушителей за решетку сажать не будут, но ограничить свободу смогут, и штрафы установили немалые. На момент выхода этой новости закон был подписан спикером ВР Дмитрием Разумковым, но не визирован президентом Владимиром Зеленским

Читайте: Рада приняла “компромиссный” закон о восстановлении электронного декларирования


Как информировала KV, 27 октября КСУ обнародовал решение, которым признал неконституционными полномочия Национального агентства по противодействию коррупции (НАПК) по контролю и проверке деклараций, открытому круглосуточному доступу к реестру деклараций, проведению мониторинга образа жизни, а также ряд положений закона “О предотвращении коррупции”. 

Отменить это решение и прекратить полномочия судей КСУ президент Владимир Зеленский хотел через ВР, но голосов за внесенный им в Раду законопроект, по имеющимся данным, у “Слуги народа” не хватает. 

Президент обратился к Венецианской комиссии с просьбой провести оценку ситуации, вызванной решением КСУ. Зеленский попросил в письме к председателю комиссии Джанни Букиккио дать заключение о состоянии антикоррупционного законодательства Украины после решения КСУ. Достаточно оперативно Комиссия обнародовала выводы относительно поставленных вопросов. В Комиссии считают, что парламент и правительство должны уважать КСУ, но в то же время и суд должен более четко аргументировать свои решения.

Читайте: Венецианская комиссия считает, что лишение свободы за недостоверные декларации топ-чиновников в Украине можно вернуть


Фото: “Украинская правда”

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4