Президент “поставил на паузу” введение префектов в столице и областях – после консультаций со своей парламентской партией Владимир Зеленский решил отозвать собственный проект изменений в Конституцию, касающихся децентрализации. Законопроект изначально вызвал критику, нарекания и протесты на Киевщине и по Украине, был раскритикован Ассоциацией городов Украины и парламентской оппозицией. Против поспешности в его принятии высказались и европейские партнеры Украины.
Об отзыве президентского законопроекта №2598 “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)” KV стало известно из сообщения пресс-службы главы государства.
Официальное интернет-представительство президента сообщает, что 16 января с.г. по результатам встречи Владимира Зеленского с главой и заместителями главы фракции партии “Слуга народа”, глава государства принял решение отозвать и направить на доработку указанный законопроект.
“Президент и народные депутаты выразили общее мнение о том, что внесение изменений в Конституцию относительно реформы децентрализации требует детального обсуждения и консультаций с представителями всех сторон”, – информирует пресс-служба шестого президента.
За день до этого вопрос о направлении проекта закона “о префектах” в Конституционный Суд (КС) не был рассмотрен на пленарном заседании Рады. Соответствующее постановление должны были рассмотреть первым в повестке дня, однако спикер парламента Дмитрий Разумков сообщил, что докладчика (представителя президента в КС нардепа Федора Венислваского) нет в зале, и депутаты приступили к рассмотрению других вопросов.
Отметим, что ради президентской инициативы на всякий случай даже планировалось проведение внеочередного заседания ВР, однако и в “штатном режиме” в “Слуге народа” решили не рисковать нехваткой голосов в поддержку.
Это при том, что буквально на днях в “Слуге народа” публично давали 99%, что по законопроекту о внесении изменений в Конституцию относительно децентрализации власти будет положительное решение КС.
Но кулуарно в партии власти обсуждали нехватку голосов за это в самом монобольшинстве, и ходили слухи, что провал “децентрализации по-Зеленскому” (как и вопроса о “рынке земли”) может обернуться отставкой главы президентского офиса Андрея Богдана, место которого, якобы, может занять помощник президента Андрей Ермак.
Читайте: Направление в КС законопроекта Зеленского о префектах затягивается
“Узурпаторские полномочия префектов”, прописанные в отозванном законопроекте Зеленского, еще на этапе презентации идей власти в ноябре прошлого года вызвали жаркие дискуссии и негодование местного самоуправления Киевщины и других регионов.
В минувшем декабре полсотни мэров больших и малых городов из разных областей Украины совместно выступили против введения института префектов. Местные элиты заявили, что предполагается существенное наращивание инструментов государственного вмешательства во всех отраслях муниципальной жизни. С критикой выступила Ассоциация городов Украины.
А парламентская оппозиция, кроме этого, заявила, что в президентском законе есть и риск “капитуляции перед Путиным” – речь о том, что что “особый статус” Донбасса может завуалированно присутствовать в законопроекте – поскольку проектом предполагается устанавливать парламентом отдельно полномочия округов и областей.
Наконец, в посольстве Германии в Украине высказались против поспешной перекройки Конституции Украины: европейцы считают, что поданный президентом законопроект о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации власти не укрепляет права громад, а “качество и консенсус важнее, чем скорость”.
Не исключено, что эта позиция не в последнюю очередь повлияла на решение президента 16 января.
Напомним, проект изменений в Конституцию в части децентрализации был зарегистрирован в ВР президентом Зеленским 13 декабря 2019 года. Законопроект был определен как неотложный. Но парламентский комитет по вопросам организации госвласти и местного самоуправления его не поддержал, и 27 декабря законопроект был отозван, и в тот же день внесен доработанный проект закона. Его последняя (теперь отозванная) версия со скандалом появилась на сайте уже 14 января (некоторые депутаты заявляли, что текст не соответствовал рекомендованному профильным комитетом и был подменен).
В первоначальном виде предполагалось, что основой местного самоуправления, как и системы территориально-административного устройства, должны стать общины, объединенные в округа, а они в свою очередь станут составной частью области. Окружным и областным советам давались свои исполкомы, а за законностью их актов должны были надзирать назначаемые президентом по представлению правительства префекты с очень широкими полномочиями останавливать действие актов местного самоуправления вплоть до роспуска местных советов.
Читайте: Децентрализация Зеленского: префекты, облисполкомы и унитарное государство, состоящее из громад