ВР приняла закон, запрещающий коллекторам бесконтрольно “давить” на должников и их близких

ВР приняла закон, запрещающий коллекторам бесконтрольно “давить” на должников и их близких

Верховная Рада (ВР) приняла во втором чтении законопроект, регулирующий деятельность коллекторских компаний. Документ инициировала областная мажоритарщица (96 округ Киевщины) Ольга Василевская-Смаглюк (“Слуга народа”, на фото). Документом ее авторства, в частности, запрещаются надоедливые звонки днем и ночью, а также выходить на связь с родственниками и друзьями должников, если те не хотят общаться с коллекторами. 

Об этом KV стало известно в ходе внеочередного пленарного заседания ВР 19 марта 2021 года.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроект №4241 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности” во втором чтении и в целом поддержали 274 народных депутатов. 

Законопроект устанавливает определенные требования к коллекторам при урегулировании просроченной задолженности. Документ также предлагает установить требования к процессу общения коллекторов с потребителями при урегулировании вопроса долгов. Автор же законопроекта №4241 – областной депутат-мажоритарщик Ольга Василевская-Смаглюк (96 округ Киевщины). 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

По законопроекту, кредитодатель не имеет права привлекать коллекторскую компанию для урегулирования просроченной задолженности, если условиями договора о потребительском кредите не предусмотрено такое право кредитодателя.

“Взаимодействие с потребителем” коллекторской компании при урегулировании просроченной задолженности может происходить с помощью телефона, видеосвязи, личных встреч, а также путем передачи текстовых, голосовых и других сообщений через средства телекоммуникации, направление почтовых отправлений по месту жительства или пребывания или по месту работы физического лица с пометкой “Вручить лично”.

При этом, коллекторской компании запрещается обрабатывать персональные данные третьих лиц, которые не дали согласие на их обработку, в том числе близких лиц должника. Также запрещается:

  • “осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя, других лиц, а также ставят под угрозу его жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию, использовать угрозы, шантаж, осуществлять незаконные или неправомерные действия и / или оскорблять личное достоинство потребителя, его представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя и / или других лиц”;

  • вводить в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности, а также последствий, которые наступят в случае невыполнения условий договора;

  • взаимодействовать с потребителем и другими лицами в период с 20:00 до 8:00;

  • взаимодействовать с потребителем и другими более двух раз в сутки, кроме случаев их согласия на взаимодействие чаще;

  • скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление потребителю;

  • использовать функцию (сервис) автоматического дозвона до потребителя в течение более 60 минут в сутки;

  • использовать на конвертах или сообщениях изображения, которые могут быть восприняты как такие, что содержат угрозу, а также размещать на конвертах или сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на наличие задолженности, использовать надписи “исполнительной документ”, “решение о взыскании”, “уведомление о выселении” и т.д., а также использовать названия органов государственной власти и лиц, осуществляющих полномочия в сфере принудительного исполнения решений (государственные исполнители, частные исполнители и т.д.);

  • “любым образом сообщать третьим лицам – лицам, не являющимся сторонами договора, кроме представителя, наследника, поручителя и имущественного поручителя, другого лица, взаимодействие с которым предусмотрено договором о потребительском кредите и которое дало согласие на такое взаимодействие, о задолженности потребителя или осуществлять взаимодействие с третьими лицами таким образом, что последним станет или может стать известна информация о задолженности потребителя, кроме случаев взаимодействия с представителем потребителя, который представляет его интересы в вопросе урегулирования просроченной задолженности и в других вопросах, связанных с просрочкой задолженности, или лицом, в отношении которого потребителем дано согласие на передачу ему информации о наличии просроченной задолженности”;

  • требовать от близких лиц потребителя, его представителя, наследника, поручителя или имущественного поручителя, а также его работодателя и / или других лиц принять на себя обязательства по просроченной задолженности, “если иное не предусмотрено договором или законом”;

  • требовать погашения задолженности иным способом, чем это предусмотрено законом или договором;

  • взаимодействовать с потребителем, если он письменно, путем предоставления всех подтверждающих и надлежащим образом оформленных документов сообщил, что его интересы при урегулировании просроченной задолженности представляет его представитель.

В случае нарушения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе требований к взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности, НБУ как орган контроля за деятельностью коллекторских компаний имеет право применить меры воздействия “адекватно совершенному нарушению”.

В то же время, решение Нацбанка о применении меры воздействия может быть обжаловано в судебном порядке. Но такое обжалование, по законопроекту, не останавливает выполнения решения НБУ.

В пояснительной записке к законопроекту констатируется, что деятельность коллекторских компаний в Украине до сих пор остается неурегулированной на законодательном уровне должным образом. При этом, на сегодня в Украине насчитывается более 200 таких компаний, чья деятельность нередко граничит с нарушениями законодательства, включая уголовно наказуемые деяния.

“Принятие законопроекта позволит усовершенствовать действующее законодательство по урегулированию просроченной задолженности, исходя из конституционных принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечить защиту прав потребителей-должников при урегулировании просроченной задолженности”, – говорится в Пояснительной.

Читайте: ВР одобрила рамки деятельности коллекторских компаний, это уже второй принятый Радой за основу подобный проект

Фото: “Економічна правда”

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Ремонтувати шляхопровід на столичній Троєщині довірили соратнику ексмера Одеси Геннадія Труханова
Ремонтувати шляхопровід на столичній Троєщині довірили соратнику ексмера Одеси Геннадія Труханова
09:00 Столична корпорація «Київавтодор» розпочинає ремонт 25-річного шляхопроводу на вулиці Рональда Рейгана (раніше – Драйзера) над коліями швидкісного трамваю. На роботи планують витратити понад…
Київські КП нарешті “вийшли в плюс”: що було з їхніми фінансами з початку 2024 року
Київські КП нарешті “вийшли в плюс”: що було з їхніми фінансами з початку 2024 року
09:00 У останні півтора року столичні КП нарешті вирівняли свої фінансово-економічні показники. Так, на противагу 2023 року, коли загальна сума збитків цих підприємств та…
Мільйон доларів за гектар у Києві: стали відомі подробиці справи НАБУ щодо ймовірних хабарників з Міноборони
Мільйон доларів за гектар у Києві: стали відомі подробиці справи НАБУ щодо ймовірних хабарників з Міноборони
09:00 НАБУ наразі розслідує справу щодо отримання хабара посадовцями Міноборони та підпорядкованого йому ЦТУКБ за можливість забудови майже 1 га землі на вул. Симиренка,…
Banner
QlU7mDx4