Владимир Зеленский подписал закон, который дает право Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ) и Государственному бюро расследований (ГБР) осуществлять прослушивание независимо от Службы безопасности Украины (СБУ). Закон также отменил нормы, ранее усложняющие процедуру досудебного расследования и проведение экспертиз.
О подписании президентом закона №1009 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений уголовного процессуального законодательства” стало известно из сообщения на сайте Верховной Рады (ВР).
В карточке законопроекта указано, что документ уже возвращен в ВР с подписью президента 15 октября 2019 года.
Закон вступит в силу на следующий день после официального опубликования в печатном органе ВР “Голос Украины”.
KV писала, что ВР приняла данный закон 4 октября с.г., его поддержали 330 народных депутатов.
Документ вносит изменения в ст.263 Уголовного процессуального кодекса (УПК), которые разрешают НАБУ и ГБР снимать информацию с транспортных телекоммуникационных сетей, что фактически является правом на прослушку.
Закон также отменяет нормы, которые заметно усложняли процедуру досудебного расследования и проведение экспертиз.
В то же время, предлагавшаяся изначально законопроектом норма, позволяющая задерживать, обыскивать, прослушивать народных депутатов по санкции Генпрокурора без согласия на то парламента, была отклонена.
Депутаты также оставили возможность лицам, в отношении которых вынесено уведомление о подозрении в совершении преступления, оспаривать его в судебном порядке (изначально законопроект предлагал отменить такую возможность).
Это пояснили тем, что сообщение о подозрении в совершении преступления приводит к ряду негативных последствий (таких как отстранение от должности или арест имущества) при том, что на момент сообщения существует только вероятность доказательства вины в совершении уголовного проступка или преступления. А необоснованное подозрение, к тому же, нарушает честь и достоинство личности, наносит моральный ущерб, а потому наличие механизма для обжалования такого подозрения является безусловной гарантией защиты его прав и будет стимулировать следователей более ответственно и взвешенно относиться к проверке доказательств.
Принятый закон, содержит еще ряд существенных изменений, в частности:
-
суды получают право не назначать залог при тяжких и особо тяжких преступлениях (ранее следственные судьи при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязаны были определить альтернативный размер залога, который мог быть значительно меньше и позволял легко выйти на свободу и уклоняться от следствия);
-
устанавливается положение, что все изъятые при обыске вещи, считаются временно изъятым имуществом;
-
прокуроры смогут излагать сокращенную версию обвинительного акта;
-
НАБУ разрешается набирать в штат тайных сотрудников-агентов.
Читайте: Рада под аплодисменты нардепов не разрешила их прослушивать
Фото: biz.censor.net.ua