Пандемия ускорила цифровизацию образования в Европе, но не в Украине, – эксперт

Пандемия ускорила цифровизацию образования в Европе, но не в Украине, - эксперт

Пандемия и локдауны внесли коррективы в образовательный процесс в мире, ускорив его цифровизацию. Не смотря на то, что в нашей стране этот вопрос стал очень остро, за год в сфере цифровизации образования изменилось мало.

Об этом KV стало известно из блога координатора инициативы SMARTCITY.UA Юрия Назарова.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

“Пандемия и локдауны внесли свои коррективы в образовательный процесс в мире и в Украине в частности. Более того, в нашей стране этот вопрос стал очень остро, поскольку уже фактически год школьники, в большинстве своем, обходятся домашними заданиями в Viber, тогда как прогрессивные государства максимально адаптировались к новым условиям и предложили своим ученикам и студентам решения, основанные на новейших цифровых решениях и образовательных платформах. В Украине smart решения реализуют разве что отдельные частные школы, вузы или общественные инициативы, вроде Smart City Hub, Smart University и др. Однако, это не влияет глобально на уровень украинского образования в кризисный период. Так же, как не способен изменить ситуацию высокий уровень педагогического мастерства отдельных преподавателей. Да, есть блестящие практики, но, с другой стороны, если мы почитаем переписки в чатах или группах родителей школьников, мы увидим полный беспорядок”, – считает Юрий Назаров.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

По его словам, причина в том, что у большинства учащихся и педагогов часто элементарно не хватает технического обеспечения, а иногда и знаний, чтобы реализовать все возможности дистанционного учебного процесса.

“За год адаптивного карантина в этой ситуации почти ничего не изменилось. И когда сегодня Украина снова получила очередную волну жестких локдаунов, дистанционное образование продолжает ограничиваться школьными заданиями в Viber и Zoom-конференциями для студентов. В то же время, не надо далеко ходить, в Эстонии, стране цифрового чуда еще с 2008 года действует система eKool – дигитальный образовательная среда, работающее в каждой школе страны. Это информационная система, в которой содержатся все данные, связанные с обучением, и происходит взаимодействие всех участников учебного процесса – учащихся, родителей, учителей и администрации”, – рассказал эксперт.

Отмечается также, что подобный симбиоз происходит не только в Эстонии, но и в иных странах. Например, в Великобритании к этому процессу привлекают даже BBC.

Эксперты прогнозируют, что такой формат будет становиться все более популярным, поскольку цифровая трансформация происходит очень быстро, и технологии становятся неотъемлемым инструментом обучения.

“Сейчас речь уже идет не просто об овладении технологиями, а о цифровой грамотности. Именно на таких “грамотных” специалистов рассчитывают государства в будущем. В связи с чем данным вопросом необходимо уделять особое внимание. И Украина в этом отношении – не исключение. Хотим мы того или нет, в процессе совершенствования национального образования с каждым годом все большую роль приобретают современные технологии, внедрение которых способствует его модернизации и развитию, а также повышению качества подготовки будущих специалистов и сближению образования с наукой. И, как мы видим на примере других государств, такие технологии во многом требуют пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности”, – рассказал координатор инициативы SMARTCITY.UA.

Какие же шаги должен сделать Украине, чтобы полноценно влиться в процесс цифровизации образовательных процессов, который происходит в мире?

По мнению эксперта, во-первых, у нас должен быть последовательный план внедрения изменений или, другими словами, пошаговый план дигитализации.

“Что именно нам нужно? Технические мощности? Бюджет? Какой мы имеем уровень потребностей? Все эти вопросы должны быть в списке уже найденных ответов.

Во-вторых, мы должны развивать материальную инфраструктуру. Это предполагает строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов и др. Я понимаю, что многие традиционно скажет, что это дорого и в наших сегодняшних условиях невозможно. Но времена меняются, в Украине появились релевантные и относительно недорогие ИТ-решения. А благодаря реформе децентрализации и финансовой автономии школы имеют все больше возможностей для цифровизации образования, и не только в столице, но и в регионах. В-третьих, нам необходимо внедрять цифровые программы. Иными словами, создавать, тестировать и применять учебно-методические материалы с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и др. В-четвертых, мы должны продолжать развивать онлайн-обучение и постепенно отказываться от бумажных носителей информации.

Параллельно в Украине нужно разрабатывать новые системы управления обучением. При дистанционном обучении – это программы по администрированию и контроля учебных программ и курсов. Такие программы обеспечивают равный и свободный доступ учащихся к знаниям, а также гибкость обучения. Кстати, первые шаги в этом направлении уже сделаны. В этом году Министерство образования и науки заявило о начале реализации пилотного проекта по установке в несколько школах бесплатного программного обеспечения для создания и ведения школьных электронных журналов и дневников. В министерстве обещают, что после завершения испытательного этапа, государственные е-журналы и е-дневники станут доступными всем украинским школам на безвозмездной основе”, – добавил Назаров.

Также очень важно для Украины повысить навыки преподавателей в сфере цифровых технологий, а также проводить постоянные курсы и тренинги по цифровизации для преподавателей школ и вузов всех специальностей.  

“Таким образом, Украина еще должна пройти относительно длинный путь в направлении цифровизации образования, ведь мы только в его начале. Но главное при этом не забывать, что именно сочетание развития трех направлений: организационно-законодательного, методического и инфраструктурного позволит нам достичь желаемого эффекта. И чем лучше мы мобилизуем работу всех заинтересованных сторон в этих направлениях, тем быстрее станем частью глобальных трансформаций, которые происходят в мире”,- резюмировал эксперт.

Напомним, председатель SmartCity.UA Юрий Назаров считает, что Украина застряла в советской системе государственного управления и едет на ней, как на тракторе, хотя хочет ехать, как на Audi. Отличным примером для Украины может быть опыт Эстонии, которая успешно модернизировала постсоветскую систему.

Читайте: Опыт развития smart city Эстонии можно воспроизвести в Украине, – Юрий Назаров

Фото: из открытых источников

КиевVласть

Автор:
Вероника Злацкая
Рекомендуємо до перегляду
47 млрд на три роки: Київрада визначилась, як підвищувати енергоефективність та розвивати ЖКІ до кінця 2028 року
47 млрд на три роки: Київрада визначилась, як підвищувати енергоефективність та розвивати ЖКІ до кінця 2028 року
09:00 Столична міськрада затвердила цільову програму підвищення енергоефективності та розвитку ЖКІ Києва на 2026–2028 роки. Усього на її реалізацію протягом трьох років заплановано витратити…
Будівництво нової мерії Вишневого здорожчало на понад 80 млн гривень
Будівництво нової мерії Вишневого здорожчало на понад 80 млн гривень
12:30 Нещодавно на реконструкцію кінотеатру «Промінь» у чотириповерхову будівлю для Вишневої міськради, що фактично означає зведення нового об’єкта, додали ще майже 85 млн гривень.…
Бюджет Києва-2026: на що чиновники планують витратити 113,2 млрд гривень
Бюджет Києва-2026: на що чиновники планують витратити 113,2 млрд гривень
09:00 Столична міськрада затвердила, що в 2026 році доходи міської скарбниці мають скласти 106,3 млрд гривень, а видатки – 113,2 млрд гривень. Таким чином,…
Banner
QlU7mDx4