В Конституционный суд Украины (КСУ) поступило представление от 58 народных депутатов, которые хотят признать неконституционными положения закона о Государственном бюро расследований (ГБР) в части полномочий президента.
О конституционном представлении парламентариев KV стало известно из сообщения пресс-службы КСУ.
В Конституционный Суд Украины 2 июня поступило конституционное представление 58 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Закона Украины №794-VIII “О Государственном бюро расследований” от 12 ноября 2015 года.
Большинство подписантов конституционного представления являются депутаты от фракции ”Оппозиционной платформы – За жизнь” (ОПЗЖ).
В частности, депутаты просят проверить на соответствие основному закону изменения, внесенные в Раду законопроектом №2116 “О внесении изменений в закон “О Государственном бюро расследований” относительно совершенствования деятельности Государственного бюро расследований”, автором которого был Владимир Зеленский:
-
положения закона об определении ГБР государственным правоохранительным органом;
-
относительно определения президентом Украины организационной структуры ГБР;
-
относительно предоставления президенту осуществлять назначение и увольнение директора ГБР;
-
относительно определения президентом трех лиц из состава конкурсной комиссии;
-
относительно утверждения президентом положения о Раде общественного контроля и порядке ее формирования.
Как информировала KV, изменения в закон о ГЮР были приняты в начале декабря с.г. За него проголосовало 250 депутатов. Большинство голосов от “Слуги народа” – 224, “Европейская Солидарность” и “Батькивщина” не дали ни единого голоса, “Голос” – 18, “Оппозиционная платформа – за жизнь” – 2, “За будущее” – 1, внефракционные – 5.
За передачу “дел Майдана” из генпрокуратуры в ГБР была принята 334 голосами специальная правка №1 в закон о ГБР, которая предусматривает возможность перевода следователей органов прокуратуры, прокуроров с их согласия в ГБР без обязательного проведения конкурса – если они проводили досудебное расследование или осуществляли процессуальное руководство (не менее 4 месяцев подряд входили в состав групп следователей или прокуроров) по уголовным производствам касательно акций протеста с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года.
Согласно закона, ГБР стало государственным правоохранительным органом, на который возлагаются задачи по предотвращению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, отнесенных к его компетенции.
До этого ГБР являлся центральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность с целью предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к его компетенции.
Законопроект уточняет порядок назначения директора ГБР и его полномочия и нормирует основания привлечения работников Государственного бюро расследований к дисциплинарной ответственности.
Директор ГБР назначается президентом по представлению комиссии по проведению конкурса на занятие этой должности. В состав комиссии входят по три человека от главы государства, ВР и Кабмина.
Директор ГБР увольняется с должности также президентом при наличии оснований, определенных отдельно в этом законе. То же касается и его заместителей.
Читайте: PR и провалы: первый год шестого президента Владимира Зеленского
Фото: ZN.ua