Как столичной власти уйти от вечного позора на Андреевском

Николай Жариков
Николай Жариков

Главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины

“Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничего не говорит о погибшем народе”

Николай Гоголь

В начале октября на Андреевском спуске в торжественно-эксклюзивной обстановке Президент Петр Порошенко открыл новое здание Театра на Подоле. Мэр Киева Виталий Кличко тоже произнес речь и вручил, как сообщалось, символический ключ от театра его директору Виталию Малахову. Но почему не при “большом стечении киевлян”, как это бывает в таких случаях? Новых театров то в Киеве, пожалуй, лет сто не строили. А этот хоть и маленький, но театр. И ему все были бы рады.

Но вот беда – несовпадение мнений. Киевляне недовольны и местом размещения, и стилем архитектуры, которая явно недопустима на Андреевском спуске. Историческая улица и так за последнее десятилетие пострадала от противоречивых, некомпетентных действий инвесторов и городской власти. Учитывая сопротивление киевлян новому “чуду архитектуры”, нагло построенному в исторической среде, на территории заповедника “Древний Киев”, в открытом варианте торжество могло бы вовсе не состояться или быть омрачено.

Читайте: Саркофаг на Андреевском: чем “черный куб” на самом деле угрожает Подолу

Мне, как архитектору, много лет оберегавшему историческую среду Киева от непродуманных действий чиновников, происходящее особенно обидно. Еще в 1982 году, работая первым заместителем председателя Госстроя Украины, я столкнулся с тем, что на Андреевском, почти рядом с этим местом, на поляне – единственной рекреации, где могли общаться и отдыхать люди – готовились построить столовую для трудящихся протезной фабрики, расположенной на улице Фроловской в зданиях монастыря.

По проекту это было большое двухэтажное здание с остекленным сплошь фасадом. Проект типовый. По таким тогда строились столовые везде с целью экономии средств. И если где-то возле завода такая постройка была нормальной, то на Андреевском – недопустимой. На мой упрек руководству Главархитектуры тогда ответили, что секретарь горкома, побывавший на фабрике, пообещал директору помочь и нас просил. Оправдывались – мол, вечером столовая будет работать как ресторан, другого свободного места вблизи фабрики нет… А у меня было правило: прежде чем что-то нужное, но ошибочно подготовленное запретить, следует сначала разобраться и предложить другое подходящее решение. Так сделал и в этот раз.

Поехал на фабрику, осмотрел территорию, здания. О своих соображениях рассказал заместителю главного архитектора, который занимался вопросами охраны памятников, просил его определиться и помочь фабрике. Через неделю он позвонил мне и сообщил, что выход из положения нашли, все довольны.

К счастью тогда многие, особенно госчиновники, понимали и чувствовали ответственность в таких вопросах. От них это требовало государство. Ведь в случае жалоб на нарушения и подтверждения изложенных в них фактов наказание следовало неминуемо. Я не писал письма-запреты по нарушениям в сфере градостроительства и архитектуры. Достаточно было разъяснить по телефону или сказать при рассмотрении проекта. Не помню ни одного судебного процесса, которые сейчас не редкость.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

К сожалению, в последнии 20 лет чиновники оказывались не на стороне борющихся с нарушениями в застройке столицы киевлян. А нарушения эти огромные и, весьма вероятно, связаны с коррупцией.

Я привел этот пример не случайно. Если бы власть слышала своих граждан, их мнения и советы, “черный” театр на Андреевском не появился бы. Андреевский – сам театр и то, что сделал в нем нагловатый автор, решивший прозвучать –  хамство. И все это псевдоархитектурное хамство следовало бы, конечно, снести. Ведь во все последующие годы и даже столетия на Андреевском после посещения домика Булгакова именно к этому “чудищу” пойдут туристы из разных стран, как к “достопримечательности”, а экскурсоводы подробно будут им рассказывать о плохой странице нашей истории, нашем времени и о нас. Для экскурсоводов это подарок к их историческому материалу об Андреевском.

Но сейчас снести это здание вряд ли удастся – открывал театр сам Президент, а знаменитый мэр вручал “ключ”, новому молодому и некомпетентному главному архитектору Киева нравится. Он откровенно поддерживает автора проекта – своего харьковского коллегу. Тот сделал проект по аналогу с известной ему такой же черной надстройкой здания в бывшей промзоне города Шеффилда в Англии. Однако автор не осознал в какой исторической среде работает. Главный архитектор Киева, видимо, тоже.

Читайте: Открытие Театра на Подоле не мешает его снести – Владимир Прокопив

Киевская организация Национального союза архитекторов Украины некогда боролась против самоуправства инвестора – директора корпорации “Рошен” – нагло отстранившего автора первоначального проекта театра архитектора Виталия Юдина, известного специалиста в этой области. Допускаю, что в вопросе замены архитектора принимал участие и бывший губернатор Харьковской области, а ныне глава Администрации Президента Игорь Райнин. Это при нем в Харькове в одном из старых кварталов на двухэтажном доме появилась такая же черная надстройка. “Архитектор-новатор”, видимо, ему понравился. Вот он и порекомендовал. А как еще неизвестный архитектор мог попасть на такой “Олимп”, да еще и с инвестициями в 165 млн гривен?

Читайте: НСАУ требует немедленно остановить строительство театра на Подоле

С опозданием, но по старой привычке я поехал на Андреевский спуск искать другое место Театру на Подоле. А оно оказалось совсем рядом и несравненно лучшее – на углу Андреевского и Боричева тока, рядом с четырехэтажным домом № 33. Земельный участок свободный, заброшенный. В прессе когда-то читал, что приобрел его бывший народный депутат Петр Ющенко, родной брат Президента Украины Виктора Ющенко, будто бы под строительство гостиницы. Понятно, что такой ценный участок, да в таком историческом месте мог приобрести только очень влиятельный человек, как говорят, с большими “связями”, в данном случае – родственными. При этом не через аукцион, а просто так – значит, незаконно и земельный участок подлежит возврату государству.

Так что на этом участке может произойти второй акт открытия Театра на Подоле. Но уже, как мне представляется, при большом стечении народа. И прежде всего благодаря хорошему расположению театра. Это в 100 метрах от сквера Контрактовой площади, а если угодно и его сквера. Именно там встречались бы перед спектаклями многие театралы. Удобен и подход к театру по кварталу со сложившейся старой архитектурой 3-4-этажных зданий с магазинами, художественным салоном и кафе в первых этажах. И все это на ровном рельефе перед Андреевским, его подъемом. Привлекает и угловое положение театра, видимое с начала квартала. В окружении сравнительно высоких там зданий объем его сценической коробки, примыкающей к глухому торцу 4-х этажного дома № 33, не вызовет негативной реакции. А вместе с общей, надеюсь, интересной архитектурой здания будет выглядеть привлекательно и украсит подход к Андреевскому спуску.

Все это многим покажется фантазией, как поначалу и мне самому, но поразмыслим немного над ее осуществлением. Площадка под строительство свободна и практически готова. После проведения там геологических изысканий, выполнения рабочих чертежей на нулевой цикл и сбора первых небольших средств, летом следующего года можно было бы приступить к строительству и продолжать его этапами по мере накопления средств в виде пожертвований и инвестиций. Сколько это будет продолжаться покажет время. Да и спешить некуда – театр действует. Когда же строительная часть и отделочные работы будут закончены, все сценическое и прочее оборудование будет снято в уже старом и смонтировано в новом здании. На старом же стоит снести черную надстройку, а нижнюю часть реконструировать с приспособлением под что-то близкое к туристической среде Андреевского. К примеру, под миникинотеатр с непрерывной демонстрацией старых фильмов.

Кроме этого нужно уже сейчас неотложно серьезно заняться проектом всего Андреевского спуска. Следует выработать концепцию его сохранения, возможно, поручив это институтам “Укрпроектрестоврация” и “Гипроград”. Ведь Киев постепенно его теряет, теряет исторические ценности Андреевского. Уничтожена мостовая, ступив на которую человек чувствовал его старину. Снесены два старых дома в нижней части спуска в связи с новым строительством.

Все это происходило при градоначальнике Александре Попове и главном архитекторе Киева Сергее Целовальнике. При них началось и строительство нового театра на Подоле. Теперь это “черный” театр. Сейчас за ним под Замковой горой строится восьмиэтажное здание, как указано на табличке “Готельний комплекс Анріївський узвіз, 14-16. Замовник ПП “Маркон”. Следующим летом его железобетонный каркас вырастет буквально в 50 м от театра. Вход в этот комплекс будет рядом с театром через поляну, о которой говорилось вначале. Все разумеется будет выглядеть современно, но исказит у посетителей впечатление об исторической среде Андреевского. При этом еще в 2012 году Кабинетом министров было принято постановление о том, что Андреевский спуск является комплексным памятником градостроительства.

Конечно, на реализацию предложения о новом строительстве нужны немалые деньги и время. На это, может, уйдут годы. Но уверен, киевляне поддержат. А вот действующая власть с инвесторами – вряд ли. По крайне мере до тех пор, пока не поймут, что только такое новое строительство имеет, кроме всего прочего, еще один положительный смысл – оно позволит уйти от вечного позора на Андреевском.


Николай Жариков, главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины




KиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
16:00 Цьогоріч дві громади Київщини – Козинська селищна та Феодосіївська сільська – вчергове отримали зі столичного бюджету по 5 млн гривень в якості компенсації…
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
09:00 Протягом червня 2024 року Рокитне Білоцерківського району Київщини здійснило публічних закупівель на 2,33 млн гривень. Найбільшою покупкою селища став модульний будинок, де цілодобово…
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
09:00 Правоохоронці розслідують факти порушень законодавства при будівництві житлових будинків на більш ніж 6,9 га землі столичного Академмістечка. Мова йде про забудову на земельних…
Banner
QlU7mDx4