Политизация налоговой реформы погубит процесс децентрализации власти. Вместо ситуативного предвыборного пиара политических элит на губительной для экономики теме отмены НДС, конституционная комиссия должна грамотно перераспределить между центром и регионами налоговые преференции. Необходимо образовать такую модель налогообложения, которая бы стимулировала государственную и региональные ветви власти создавать новые рабочие места, повышать заработную плату, гарантировать неприкосновенность частного капитала и корпоративных прав.
Жесткая централизация налоговых поступлений разрушила действующий до 2010 года баланс межбюджетных трансфертов. С одной стороны государство было заинтересовано в развитии производственной инфраструктуры на местах и, соответственно, увеличении объемов налоговых поступлений от прибыли предприятий. В свою очередь местные органы власти также имели мощный стимул для развития региональной экономики, создания благоприятных условий для роста заработных плат, налог с которых в полном объеме оставался в региональном бюджете.
Однако в 2010 году Киев кардинально изменил правила игры. Центр стал постепенно на собственное усмотрение отбирать у регионов довольно внушительные проценты из основного бюджетоформирующего источника – налогообложения доходов физлиц. Таким образом, на данный момент территориальные органы власти фактически полностью утратили финансовую самостоятельность, и перешли в стадию трансфертной зависимости от государства, которое ежегодно недоплачивает регионам миллиарды из запланированных в бюджетном расписании субвенций. Это в корне неправильно, ведь налоги должны объединять, а не дробить страну.
Для возрождения экономики территориальных общин, в рамках налоговой реформы необходимо вернуть местным бюджетам право распоряжаться налогом на доходы физлиц в полном объеме. Кроме того, было бы целесообразно еще более усилить заинтересованность центра в экономически сильных территориях.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
На мой взгляд, можно было бы рассмотреть возможность предоставления местным органам самоуправления права распоряжаться 50% поступлений от налогообложения прибыли предприятий негосударственной формы собственности. Это позволило бы усилить контроль со стороны местных властей за соблюдением трудового законодательства, запустить реальные и эффективные механизмы детенизации экономики, создать благоприятный инвестиционный климат в регионе, улучшить условия для развития бизнеса.
Перманентно возникающие предвыборные обещания большинства политических сил отменить налог на добавочную стоимость являются не более чем популизмом. НДС – стратегический налог государственного значения, который действует в большинстве развитых стран, обеспечивая центральные бюджеты ресурсами для проведения гибкой регуляторной политики на внутренних рынках, дотационной поддержки неиндустриальных территорий.
Отменить НДС означало бы полностью разрушить экономический фундамент государственности. И это прекрасно понимают политические популисты. Ведь далеко не случайно, что об отмене НДС как кричали, так и продолжают кричать перед выборами практически все политики, а НДС как был, так и остается. Другое дело, что в Украине необходимо ввести абсолютно прозрачный механизм взимания и возмещения НДС, что обещала действующая власть еще на Майдане. Принцип ручного возврата НДС приближенным к власти олигархам должен быть немедленно ликвидирован. И это, на мой взгляд, первостепенная задача нового главы государственной фискальной службы Романа Насирова.