Киев задыхается: в столице плохо работает мониторинг загрязнения воздуха

Киев задыхается: в столице плохо работает мониторинг загрязнения воздуха

Система мониторинга воздуха в столице Украины безнадежно устарела и требует полной замены. При этом стандарты мониторинга не соответствуют требованиям Евросоюза. А работа ТЭЦ, завода “Энергия” и более 1 млн автомобилей приводят к тому, что над мегаполисом постоянно висит смог и в воздухе пахнет гарью.

Об этом KV стало известно на открытом заседании комитета по вопросам жилищно-коммунального инспектирования, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при Киевской горгосадминистрации (КГГА), который состоялся 1 июня.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

На прошлой неделе из-за пожара в Чернобыльской зоне в соцсетях было полно сообщений, что пахнет гарью на Троещине, Оболони, Печерске. Омбудсмен Людмила Денисова обратилась к Минэкологии и ГСЧС с просьбой проинформировать ее о мерах, которые предпринимаются для предотвращения пожаров и как контролируются потенциальные пожароопасные объекты.

Впрочем, по информации KV, некоторые иностранные посольства сообщили своим гражданам, находящимся в Киеве, что пожар в Чернобыльской зоне никак не повлиял ни на общую загрязненность воздуха в столице Украины, ни на радиационный фон.

Кроме того, смог накрывает Киев с пугающей регулярностью на протяжении последних лет.

Судя по выступлениям специалистов на заседании комитета по вопросам ЖКИ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА, проблема с воздухом в Киеве имеет куда более глубокие и системные корни.

Глава этого комитета Олег Попенко сообщил, что, в частности, в Дарницком районе огромное негативное влияние на состояние воздуха оказывают Дарницкая ТЭЦ, мусоросжигательный завод “Энергия”, Бортническая станция аэрации (БСА).

Читайте: На столичном мусоросжигательном заводе “Энергия” планируют внедрить современную систему очистки выбросов и Модернизировать завод “Энергия” смогут не раньше 2020 года – депутат Киевсовета

Также негативно сказывается на состоянии воздуха в Киеве возрастающее количество автомобилей (СМИ писали, что в начале 2018 года в Киеве зарегистрировано более 1 млн частных авто, не считая транзитного транспорта), нехватка их контроля на предмет соответствия экологическим стандартам, а также устаревшая транспортная система столицы.

“Динамика содержания загрязняющих веществ в воздухе города – положительная. Постепенный рост концентрации (загрязняющих веществ, – KV) привел к тому, что в 2016-2017 годах среднегодовая концентрация превышала предельно допустимую (ПДК) в 3-4 раза. А в отдельные летние месяцы концентрация формальдегида ежедневно превышает ПДК на всех постах (контроля, – KV)”, – сказал Олег Попенко.

Всего в Киеве, по словам Олега Попенко, работают 16 постов наблюдения за качеством воздуха – по 20 веществам, загрязняющим воздух.

При этом в Дарницком районе вообще нет пункта мониторинга загрязнения воздуха, сообщил замначальника отдела контроля благоустройства и охраны окружающей среды Дарницкой райгосадминистрации (РГА) Виктор Безотосный.

Но работа даже имеющихся пунктов, мягко говоря, не выдерживает критики.

Во-первых, мониторинг частично соответствует стандартам Евросоюза, которые с конца 2019 года Украина должна полностью внедрить. По словам участников заседания, выполнение директив ЕС включает в себя:

  • завершить до конца 2018 года распределение территории Украины на зоны и агломерации, а также внедрение системы информирования населения;

  • определение Экологических основ развития Киева;

  • создание Экологической стратегии;

  • внедрение во все городские программы экологических разделов.

Во-вторых, оборудование на постах давно устарело. “Систему мониторинга надо полностью переоборудовать… Чтобы определять влияние (загрязненности воздуха, – KV) на здоровье людей, необходимы автоматизированные посты. Их по Киеву может быть 7-8. В 2017 году такие посты закупила Грузия, в среднем – по 500 тыс.евро каждый”, – добавил Олег Попенко.

Читайте: Киевский завод подозревают в нарушении природоохранного законодательства

Глава Общественного совета при Минэкологии Светлана Берзина подтвердила информацию о том, что нынешняя система мониторинга загрязнения воздуха в Киеве устарела и не в состоянии адекватно оценивать количество и структуру вредных веществ.

“Имеется ввиду пыль с детализацией и размерами частичек от 2,5 микрометров и менее, а также 10 микрометров и менее. Частички диаметром 10 микрометров и менее могут попадать в дыхательные пути, минуя гортань. Потому система защиты дыхательной системы бессильна в данном случае. Опасность этих частичек в том, что они содержат токсичные и канцерогенные вещества: серная кислота, мышьяк, берилий, никель, бензапирен, бензантарацен, тяжелые металлы”, – пояснила глава Общественного совета при Минэкологии.

Участники заседания напомнили, что Экологический паспорт Киева не выдается с 2012 года, то есть, с момента передачи соответствующих полномочий КГГА.

На что замначальника Управления экологии и природных ресурсов КГГА Александр Савченко сообщил, что только в декабре 2017 года его управление было выведено в отдельную юридическую структуру.

Читайте: В КГГА созданы два новых управления: экологии и туризма

Савченко отметил, что в Киеве отсутствуют Экологических основы развития города и сохранения окружающей среды. Эти документы сейчас разрабатываются Управлением экологии КГГА. По словам чиновника, возможно, эти документы будут приняты до конца 2018 года.

При этом, отметил Александр Савченко, пункты мониторинга воздуха в Киеве находятся на балансе Укргидрометцентра. Поэтому городские власти никак не влияют на их финансирование и, соответственно, работу.

Также на круглом столе прозвучала информация, что Киев – единственный регион в Украине, которому не переданы информационные разрешительные базы данных на выбросы, загрязнения поверхностных вод, производителей бытовых отходов, земельных участков природно-заповедного фонда и пр.

По итогам дебатов Олег Попенко предложил проголосовать за проект решения:

  1. Выполнить мероприятия, предусмотренные городскими природоохранными программами.

  2. Внести изменения в Генеральный план Киева с учетом технологий создания современных транспортных развязок, тоннелей и мостов, а также улучшением дорожного покрытия и создания автоматизированной системы управления транспортными потоками.

  3. При дальнейшей разработке детальных планов территорий (ДПТ) обязательно учитывать пункты парковок для автомобилей.

  4. Запретить въезжать в город транзитному транспорту.

  5. Внедрить обновление основных фондов энергетических предприятий.

  6. Внедрить технологии нейтрализации загрязняющих веществ на энергетических предприятиях.

  7. Установить стационарные газоанализаторы и автоматизированные стационарные посты наблюдения за состоянием воздуха на автомагистралях.

  8. Планировать строительство экологически опасных предприятий с существенными объемами выбросов в атмосферу за границами Киева.

  9. Усилить контроль за качеством топлива на АЗС – с учетом требований директив ЕС относительно ПДК свинца, бензола и ароматических углеводородов.

  10. Установить пункты мониторинга загрязнения воздуха в Дарницком и Святошинском районах.

Также участники заседания предложили обратиться к парламенту, мэру Киева Виталию Кличко и президенту Петру Порошенко с просьбой обратить внимание на проблемы загрязненности воздуха в столице и помочь с решением этой проблемы.

Напомним, и.о. начальника Управления экологии и природных КГГА является Андрей Малеваный. Его куратор – замглавы КГГА Петр Пантелеев.

Читайте: Киевские власти создали рабочую группу для подготовки предложений к проекту Национального плана управления отходами

Фото: Бигмир

KиевVласть

Автор:
Алексей Алтынов
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Друга спроба: метро на Виноградар за майже 14 млрд гривень домовились будувати до травня 2027 року
Друга спроба: метро на Виноградар за майже 14 млрд гривень домовились будувати до травня 2027 року
09:00 Днями перспектива завершення будівництва метро на Виноградар ще трішки віддалилася від мешканців цього житлового масиву, хоча їм і не звикати. КП “Київський метрополітен”…
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам'ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам’ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
09:00 Столичні депутати погодили поновлення договору оренди земельної ділянки на вул. Старонаводницькій, 2-А, завдяки чому ТОВ “ЖК Старонаводницький” зможе будувати там 24-поверховий будинок з…
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
09:00 Столична міськрада затвердила цільову програму забезпечення житлом громадян, які потребують поліпшення житлових умов, на 2025-2027 роки. На її реалізацію передбачено більш ніж вдвічі…
Banner
QlU7mDx4