Более 10 объединений столичных предпринимателей, ведущих свой бизнес в МАФах, попытаются оспорить новый Порядок размещения киосков в г. Киеве. Столичная власть сделала новую процедуру легализации киосков в городе гораздо более сложной, дорогостоящей и коррупционной, чем, действующая ранее. Предприниматели уверяют, что новый Порядок размещения временных сооружений (ВС) в г. Киеве даже может вызвать у них ностальгию по временам, когда данным процессом руководил далеко не безгрешный (как чиновник) экс-заместитель главы КГГА Денис Басс
На сессии Киеврады 28 октября городские депутаты приняли решение, требующее от владельцев киосков до 1 мая 2011 г. оформить право на пользование землей под МАФом и получить ордер на его размещение от Главархитектуры. В результате предпринимателям нужно как можно скорее начинать переоформлять разрешительную документацию на свои конструкции. Сделать это будет не просто.
Согласно новой процедуре, для начала бизнесменам необходимо обратиться с заявкой в ГУ градостроительства и архитектуры КГГА с указанием места желаемого размещения МАФа, и пакетом документов, включающим паспорт привязки МАФа. Главархитектура регистрирует заявку, и в течение 10-ти дней выдает предпринимателю вывод о возможности размещения киоска в конкретном месте (тогда он сможет начать оформлять на себя землю), или отказывает в выдаче такого вывода. Согласно новому Порядку размещения временных сооружений (ВС) в Киеве, отказать бизнесмену в оформлении своего ВС ГУ может: если на указанное место уже подана заявка, при “невозможности установки киоска в данном месте в силу существующих ограничений”, при “невозможности оформления договора сервитута на конкретный участок”. На письменный аргументированный отказ, который, в крайнем случае, можно попытаться оспорить в суде, бизнесмену рассчитывать не придется. Возможность размещения МАФа в любом месте будут определять на свое усмотрение чиновники Главархитектуры, где заблаговременно создали отдел по вопросам рекламы и временных сооружений. Какие аргументы потребуются от бизнесменов, чтобы убедить чиновников в возможности размещения киоска (в основном там, где он уже стоит годами), догадаться не сложно.
Но предоставить необходимые аргументы нужно еще успеть. В отличие от старого Порядка размещения МАФов, новая процедура предполагает, что приоритетное право на получение ордера на размещение киоска будет иметь не тот предприниматель, который работает на данном месте уже долгое время и имеет определенные разрешительные документы, а тот, кто первым подал на это место заявку. “Переоформлять документы на свои киоски предстоит всем. И все теперь будет зависеть только от того, кто первый договорится о легализации своего МАФа в Главаритектуре. Документа с таким количеством коррупционных рисков, как новый Порядок размещения МАФов, городская власть еще не утверждала”,— считает глава ОО “Украинский союз предпринимателей” Виталий Андреев. Абсолютно согласна с коллегой и глава Ассоциации собственников МАФов Киева Татьяна Петренко. “Успеть до 1 мая, оформить все документы на МАФ по новой процедуре возможно. Но только, если платить на каждом шагу взятки”,— заявила она KV.
Если предпринимателю все-таки дадут шанс начать оформлять разрешения на свой киоск, он получит от Главархитектуры временный ордер на размещения МАФа сроком на 6 месяцев, с правом его продления на такой же срок 1 раз. За это время предприниматель должен успеть согласовать размещение киоска в около 15-ти службах, включая СЭС, ОАО “Киевэнерго”, МЧС и пр. Как уже писала KV, таких согласований в местах сегодняшнего расположения МАФов, не имеет подавляющее большинство их владельцев, и как их получить (если этого им не подскажут в Главархитектуре) предприниматели не знают. Также бизнесмену необходимо до 1 мая 2011 г. подписать с Киеврадой договор личного земельного сервитута (право конкретно взятого лица на ограниченное платное пользование городской землей для размещения МАФ), взять в ГУ экономики и инвестиций КГГА справку об оплате паевого участия в развитии социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры Киева, и справку о включении объекта в единую электронную базу данных ВС из КП “Киевское инвестиционное агентство” (КИА).
Стоимость паевого участия владельца МАФа в развитии социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры Киева, и размер платы по договору сервитута, горсовет пока не определил. Этими расчетами сейчас занимается ГУ экономики и инвестиций КГГА, и они должны быть поданы на рассмотрение Киеврады до 15 декабря. Городское руководство, насчитав в августе по городу около 12 тыс. киосков, заявляло, что они в следующем году дадут в бюджет города 200 – 250 млн. грн. Соответственно можно предположить, что город планирует собирать с каждого киоска в среднем около 2 тыс. грн. в месяц. Это дороже в расчете на 1 кв.м. площади сооружения, чем при аренде земли. Тем не менее, например, для центра города, и в отсутствии необходимости платить взятки, бизнесменов бы такой тариф устроил. Но не малых неофициальных платежей предпринимателям избежать не удастся ни как.
Согласно Порядку размещения МАФов в городе, без справки о включении киоска в базу данных ВС, которую только поручено создать и начать вести КП “Киевское инвестиционное агентство” (КИА), ордера на размещения МАФа бизнесмену не видать. Т.е. КП “КИА”, как и ранее, остается единым оператором размещения МАфов в городе. Несомненно, эта структура продолжит готовить для предпринимателей паспорта привязки МАФов. Как уже писала KV, в большинстве случаев выдаваемые ранее за 20 – 40 тыс. грн. (в зависимости от размера, места расположения киоска, и близости его владельца к руководству города) паспорта МАФов не соответствовали требованиям законодательства: не делались на топографо-геодезической основе М 1:500, или не соответствовали реальному местоположению киоска. Вероятно, эти паспорта бизнесменов заставят переделывать заново. Сколько за эту услугу и за включение в базу данных ВС отныне будут брать с предпринимателей на сегодня неизвестно. Порядок размещения МАФов ни сроки предоставления этих услуг КП, ни их стоимость не регламентирует. Обращаться с заявками на заключения договоров сервитута, согласно новой процедуре, предприниматели должны в комиссию земельных отношений, градостроительства и архитектуры Киеврады. Именно члены этой комиссии будут на свое усмотрение “давать добро” на оформление такого договора, и будут определять срок его действия. “Понятно, что позитивное решение этой комиссии, где очень любят создавать рабочие группы для детального изучения каждого земельного вопроса, нужно будет также оплачивать. Иначе депутаты попросту решат, что расположение киоска в конкретном месте не устраивает их избирателей”,— говорят владельцы киосков.
Вдобавок ко всему новая процедура установки МАФов в Киеве предполагает, что своими силами, как ранее, предприниматель свой киоск установить уже не сможет. Для этого ему теперь необходимо заключить договор с имеющей лицензию на подобную деятельность специализированной организацией, оплатить ее услуги, и предоставить в Главархитектуру акт о выполнении данной работы.
По информации KV, новый порядок размещения МАФов был согласован с профильными комиссиями Киеврады только поздно вечером накануне голосования, и еще утром 28 октября, в него вносились поправки и изменения. Документ на 43-х страницах, проанализировать который быстро не возможно, депутатам раздали перед самым началом сессии. Как выяснилось, Порядок, за который проголосовали народные избранники, был разработан под руководством и.о. заместителя начальника ГУ градостроительства и архитектуры КГГА Андрея Вавриша, который и презентовал его на сессии горсовета. По сведениям KV, распоряжение о назначении г-на Вавриша на руководящий пост в Главархитектуру до последнего времени даже не было подписано мэром, так как его кандидатуру (по причинам профессионального не соответствия) не согласовывал профильный заместитель главы КГГА и отдел кадров. Но это видимо было лишь вопросом времени. “Г-на Вавриша, который никогда не имел отношения к градостроительсву и архитектуре, но имеет прямое отношению к бизнесу, связанному с МАФами, в Главархитектру поставили из администрации президента”,— сказал KV на правах анонимности источник в КГГА. Нужно отметить, что перед самим голосованием за Порядок размещения МАФов г-н Вавриш, описывая прогрессивность нового документа, заявил, что документ является “не совсем” регуляторным актом, и к тому же согласован двумя общественными организациями.
В результате, по словам Татьяны Петренко, около 12-ти объединений столичных предпринимателей будут пытаться опротестовать данный документ в прокуратуре, Госкомпредпринимательства, и Минюсте. “Порядок размещения ВС регуляторным актом является несомненно, но проект не был обнародован и вынесен на всеобщее обсуждение за месяц до его принятия, как того требует законодательство. Его согласовали только глава ОО “Правохзахист” Геннадий Черевко, и председатель ОО “Громадський корпус” Роман Солодкий. Первое ОО объединяет сегодня сетивиков, торгующих в МАФах алкоголем, второе — создано бывшими сотрудниками КП “Киевские рынки”, ранее принуждающими предпринимателей платить в это КП незаконную мзду”,— рассказала Татьяна Петренко. По ее мнению, за такой лояльностью к документу, не имеющему право на существование, стоит только желание некоторых бизнесменов за счет других предпринимателей сохранить свой бизнес. В Порядке размещения МАФов в г. Киеве присутствует пункт о возможности общественных организаций подавать на согласование в Главархитектуру свои списки киосков.
Как уже писала KV, для того, чтобы действительно навести порядок в сфере размещения МАФов в Киеве ни малейшей необходимости в принятии сложных запутанных процедур, нет. Для этого необходимо просто утвердить Схему размещения МАФов. Этот документ однозначно определил бы места, где нахождение МАФов вызвано общественной потребностью, не мешает передвижению людей, и не создает опасности для здоровья и жизни торговцев и покупателей из-за установки киосков на инженерных коммуникациях.
В таком случае и необходимости и возможности наперегонки бежать к чиновникам “договариваться”, у предпринимателей не было бы, и количество киосков в городе не росло бы с такой скоростью. Но, отказываться от возможности управлять процессом в ручном режиме в мэрии упорно не хотят. А попутно еще и занижают количество киосков в городе. Сами предприниматели не сомневаются, что МАФов в Киеве не 12 тыс., как объявили недавно в мэрии, а более 20 тыс. Такие данные, кстати, озвучивал не так давно и заместитель главы КГГА Анатолий Голубченко. Таким образом, напрашивается вывод о том, что в мэрии сделали процедуру оформления МАФов такой запутанной, сложной и взяткоемкой не по скудомыслию. Ведь с владельцев, не учтенных МАФов, можно получать деньги (но уже не в горбюджет, а в карман), не заставляя их проходить все круги бюрократического ада. По сведениям KV, в КП “Киевблагоустройство” продолжают брать с владельца каждого самовольно установленного киоска около 1 тыс. грн. в месяц, за то, чтобы МАФ не был демонтирован. А неучтенные киоски, в отсутствии утвержденной и обнародованной Схемы размещения МАФов, будут всегда.
Александр Красногородский