Решив проблемы с большинством в облсовете, администрация Киевщины рискует разругаться с мэрами крупных городов. Получив от правительства право делить госдотатацию на зарплаты в образовании и охране здоровья, чиновники решили дать денег районам и объединенным теробщинам, забыв о финансовых нуждах 12 городов областного подчинения. На местах подчиненных губернатора Горгана уже обвинили в манипуляциях и нарушении бюджетного законодательства.
Кому дали денег?
Как сообщает корреспондент KV, 20 марта 2018 года бюджетная комиссия Киевского областного совета согласовала распоряжение председателя КОГА Александра Горгана №76 “Об утверждении порядка распределения и распределении дополнительной дотации на осуществление переданных из государственного бюджета расходов по содержанию учреждений образования и охраны здоровья между местными бюджетами области на 2018 год”.
Таким образом, между районами Киевской области распределена государственная дотация в сумме 613,7 млн гривен на зарплаты обслуживающего персонала учреждений медицины и образования.
Для понимания, дотация сформирована по принципу 70% на 30% где 70% – это доля денег из госбюджета в сумме 435,6 млн грн, и 30% – это доля из бюджета Киевской области в сумме 178 млн грн.
В списке получателей дотации – 25 районов Киевской области и 9 объединенных территориальных общин. Наибольшую часть дотации получил Киево-Святошинский район – свыше 42 млн гривен. По 21 млн гривен досталось Вышгородщине и Васильковскому району, 19,5 млн гривен получат в Фастовском районе. В целом, выделенные суммы варьируются от 1 млн гривен.
Всего между районами и ОТО поделили ровно 435,6 млн грн, преданных из госказны.
В то же время, 12 городов областного подчинения остались обделенными. В ОГА решили, что муниципалитеты самостоятельно смогут выплатить зарплаты, а оставшиеся в областном бюджете 178 млн гривен следует пока придержать.
Кто дал право?
По словам главы Киевского областного совета Анны Стариковой, в 2018 году распределением такого рода дотации, следуя букве закона, впервые занималась Киевская ОГА, а не правительственные финансисты.
“В этом распределении мы увидели показатели, которые не отражают потребности всех территорий. В частности, из этого перечня исключены абсолютно все города областного значения. Да, в прошлом году они также не получили эту дотацию, но это было еще тогда, когда процесс регулировался только Кабмином. Сегодня это исключительные полномочия главы Киевской облгосадминистрации. То есть, ОГА имеет полное право распределить дотацию и между городами. В то же время, 178 млн гривен, согласно распоряжению главы ОГА, остаются нераспределенными, хотя потребность в этой дотации у городов – колоссальна”, – заявила глава Киевского облсовета Анна Старикова.
В свою очередь, в областной администрации Киевщины утверждают, что финансисты, разделяя дотацию между районами, руководствовались специальной формулой с учетом бюджетной способности того или иного региона.
Как сообщила и.о. главы департамента финансов Киевской ОГА Наталья Остапченко, причина неравномерного распределения средств в том, что выделенная государством дотация не покрывает в полной мере потребность всей Киевской области в соответствующих расходах. По ее словам, общая потребность в средствах на зарплаты техническому персоналу бюджетной сферы Киевщины составляет превышает розданные районам и ОТО 613 млн гривен. При этом есть административно-территориальные единицы, которые действительно нуждаются в государственных деньгах, а есть такие, которые смогут покрыть эти затраты за счет собственных бюджетов развития.
“Как и областной бюджет, они вынуждены жертвовать. И у нас есть формульный подход к распределению. Он не удовлетворяет потребности, а работает по финансовой способности местных бюджетов. И она у всех разная. Некоторые районы могут обеспечить за счет собственных денег, а у некоторых их просто нет”, – отметила Наталья Остапченко.
Позиция городов
Местные власти городов Киевщины уверяют: распределение дотации не соответствует Бюджетному Кодексу, так как игнорирует показатели количества населения на местах. Городской голова Бучи Анатолий Федорук корректно называет подход областной администрации – некорректным.
Тот подход и принцип распределения, который предложен в Киевской областной администрацией, не соответствует бюджетам на местах. Департамент должен придерживаться бюджетного законодательства, а не руководствоваться принципом “тому дадим, этому не дадим. Должен быть общий подход распределения средств, выделяемых государством под целевые нужды”, – заявил мэр Бучи.
Согласен с коллегой и мэр Белой Церкви Геннадий Дикий. Градоначальник отметил, что заставлять тратить бюджеты развития на зарплаты – глупо и безответственно, так как эти деньги, кроме всего прочего, могут уберечь населенные пункты от техногенных катастроф.
“В Белой Церкви шесть больниц. Инфекционная больница обслуживает весь юг Киевской области. У нас потребность на зарплаты в сумме 100 млн гривен – не выдуманная. Думать, что города с их бюджетами себя сегодня отлично чувствуют – ошибка. Белая Церковь с ее двумя сотнями тысяч населения имеет бюджет развития 167 млн гривен. При этом, у нас есть неотложные проекты, без которых возникнут чрезвычайные ситуации государственного уровня. Например, труба ТЭЦ города выдержит максимум два года и уже сейчас стоит триста миллионов. Из шести мостов города два нуждаются в капитальном ремонте, три – закрыты для проезда грузовиков, один не работает вообще”, – рассказал мэр Белой Церкви Геннадий Дикий.
Игры правительства
В областном коллегиальном органе уверяют: проблемы у мэрий возникают из-за того, что в Кабмине трактуют понятие о бюджетной децентрализации превратно – их понимание процесса книжное и не подкреплено пониманием реальных проблем местного самоуправления.
Распоряжение администрации о распределении дотации четко характеризует так называемую “бюджетную децентрализацию”. С одной стороны, деньги якобы идут на места, а с другой – правительство запихивает свою руку в карманы местных бюджетов. Как медицина, так и образование должны финансироваться государством, а сейчас говорится о том, что населенные пункты с нормальными бюджетами должны взять эту функцию на себя. Да, у них, возможно, есть средства на депозитах, есть бюджеты развития, но они должны тратить эти деньги на инфраструктуру, а не латать дыры, которые не может закрыть правительство Владимира Гройсмана. Если у нас есть необеспеченность на миллиард, то и дотация у нас должна быть на миллиард”, – заявил Игорь Сабий.
Как ранее рассказывала KV, в 2017 году Киевская ОГА предложила новый принцип распределения бюджетных средств, согласно которому часть бюджета развития области должна возвращаться городам и селам пропорционально их вкладу в его формирование. Вторая часть может быть направлена на поддержку депрессивных территорий в части преодоления кризисных явлений, а третья – на программы развития Киевской области.
Читайте: Горган рассказал, как новый порядок распределения средств облбюджета будет предотвращать коррупцию
Фото: коллаж KV