Шаг к подорожанию проезда: столичный горсовет возложил долги метрополитена на киевлян

Шаг к подорожанию проезда: столичный горсовет возложил долги метрополитена на киевлян

Столичный горсовет утвердил три важных договора, чтобы КП “Киевский метрополитен” получило кредит от ЕБРР в размере 50 млн евро. На эти деньги (их нужно будет вернуть банку в течение 12 лет) столичная “подземка” планирует закупить вагоны для будущей “виноградарской” линии метро. В Киевсовете сразу несколько депутатов обратили внимание на то, что соглашения с ЕБРР фактически требуют от городских властей повышения тарифов на проезд в метро, притом – до заявленного уровня себестоимости одной поездки (около 20 гривен). К слову, столица уже проходила это три года назад, когда вынуждена была расплачиваться за скандальный лизинг “подземки”. Кроме того, некоторые народные избранники уверены: кредит может только усугубить бедственное финансовое положение официально убыточного “Киевского метрополитена”.

Как стало известно KV, в ходе заседания Киевсовета, состоявшегося 10 июня 2021 года, 73 депутата поддержали проект решения “Об утверждении кредитного договора, договора гарантии, возмещения и поддержки проекта и договора о погашении задолженности” (№08-231/1490/ПР от 11 мая 2021 года).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Субъектами подачи документа выступили первый заместитель главы Киевской горгосадминистрации (КГГА) Николай Поворозник и Департамент финансов КГГА.

Данный документ по своей сути очень простой – депутаты согласовали три главных документа, которые необходимы для того, чтоб КП “Киевский метрополитен” получил от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) кредит в размере 50 млн евро. При этом, в материалах проекта решения не опубликованы ни указанные кредитный договор, ни договор гарантии, возмещения и поддержки проекта, ни договор о погашении задолженности.

Напомним, 31 мая 2019 года  между столичным горсоветом, КП “Киевский метрополитен” и ЕБРР было подписано соглашение о подготовке кредитного финансирования. Данный документ был утвержден решением Киевсовета №4/7577 от 24 октября 2019 года. 

Читайте: Кличко позволили взять в кредит у ЕБРР до 120 млн евро на развитие общественного транспорта

25 февраля 2021 года между Департаментом финансов КГГА и КП “Киевский метрополитен” был заключен договор о погашении задолженности по указанному кредитному финансированию. На следующий день, 26 февраля, были заключены еще два соглашения – непосредственно сам кредитный договор между ЕБРР и метрополитеном, а также договор гарантии, возмещения и поддержки проекта между ЕБРР и Киевсоветом.

Как сообщала пресс-служба КГГА в феврале 2021 года, за счет кредита ЕБРР в размере 50 млн евро столичные власти планируют закупить 50 вагонов метро для пока еще строящейся “виноградарской” линии подземки. Кредит должен быть рассчитан на 12 лет. Тогда же мэр Киева Виталий Кличко выразил надежду заключить контракт на приобретение вагонов метро до конца нынешнего года. 

Читайте: Департамент транспорта КГГА требует от КП “Киевский метрополитен” отчет по строительству метро на Виноградарь

В ходе заседания Киевсовета, состоявшегося 10 июня, против утверждения соглашений с ЕБРР выступил депутат Игорь Кириленко (фракция “Оппозиционная платформа – За жизнь” (“ОПЗЖ”). Он обратил внимание на то, что принятие предложенного КГГА проекта решения – это шаг к поднятию стоимости проезда в метро. По его словам, это доказывает статья 6.01 вышеупомянутого договора гарантии от 26 февраля 2021 года, который был заключен между Киевсоветом и ЕБРР. 

“Гарант, то есть Киевсовет, как можно скорее, но не позже даты первой выплаты должен утвердить и внедрить, а также все время после этого поддерживать тариф, который применяется для пользователей, которые оплачивают полную цену полной себестоимости. Более того, предусмотрено, что Киевсовет будет воздерживаться от любых действий, которые воспрепятствуют “Киевскому метрополитену” установить тарифы на уровне полной себестоимости”, – процитировал указанную статью документа Игорь Кириленко.

Также депутат выразил мнение, что данный займ может лишь усугубить финансовые проблемы КП “Киевский метрополитен”, которое является убыточным предприятием. Игорь Кириленко привел конкретный пример финансово-хозяйственного положения столичной “подземки”: 2020 год она закончила с чистым убытком в размере почти 1,2 млрд гривен. 

“Неужели кто-то трезво мыслящий реально думает, что получение кредита от ЕБРР улучшит финансовое состояние “Киевского метрополитена”? Я уверен, что существующее “минусовое” финансовое состояние метрополитена только увеличится”, – заявил народный избранник.

Его однопартиец Михаил Наконечный также акцентировал внимание своих коллег на обязательстве по повышению тарифа. Депутат подчеркнул: Киевсовет не имеет права устанавливать цену на проезд, однако на такой шаг может пойти КГГА. Тем более, после принятия этого решения у столичной горгосадминистрации будет аргументация для повышения тарифа в виде этого же решения. 

“Полномочия по утверждению тарифов на транспортные услуги отнесены к ведению исключительно исполнительных органов (КГГА. – KV), то есть – не относятся к компетенции Киевсовета. Для чего мы планируем это утвердить? А для того, чтоб “освятить” данный договор и чтобы у исполнительного органа была возможность ссылаться на данный документ, то есть решение Киевсовета, в том, что можно повышать тариф. Несколько заседаний назад у нас уже был “плач Ярославны” от профсоюзов по повышению тарифов”, – отметил Михаил Наконечный.

В свою очередь, замдиректора Департамента финансов КГГА Александр Прокопенко опроверг требование о подорожании стоимости проезда, которое прописано в договорах с ЕБРР.

“Это не требует от Киевсовета увеличивать тариф. Это стандартное требование кредитора к заемщику – принимать все необходимые меры по обслуживанию и возвращению кредита”, – заявил чиновник.

В конечном итоге горсовет проигнорировал аргументы депутатов из “ОПЗЖ” и принял решение, которое предложила КГГА.

Как сообщала KV, 13 мая 2021 года Киевсовет поддержал обращение к Кабинету Министров и Верховной Раде (ВР) по поводу компенсации выплат за льготный проезд отдельных категорий граждан из государственного бюджета. Заявленной целью этого обращения было недопущение повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Для этого Кабмин и ВР, по мнению мэра Киева Виталия Кличко и горсовета, должны рассмотреть вопрос о “возобновлении” выделения средств из государственного бюджета на компенсацию перевозок льготных категорий населения (пенсионеров и т.д. – KV), которая не производится с 2016 года.

Этому обращению предшествовал митинг профсоюзов коммунальных предприятий (КП) “Киевпастранс” и “Киевский метрополитен”. “Транспортники” заявляли, что пандемия, подорожание ГСМ, повышение тарифов на электричество и воду, а также повышение минимальной заработной платы сильно ударили по их предприятиям. В связи с этим профсоюзы просили повысить стоимость проезда: по расчетам предприятий, экономически обоснованный тариф на проезд в метро в 2021 году составляет 21,05 грн (себестоимость поездки – 20,04 грн), в трамваях, троллейбусах и автобусах – 25,18 грн (себестоимость – 20,50 грн), в городской электричке – 78,9 грн (себестоимость – 71,72 грн). В противном случае, как заявляли “транспортники”, уже в ближайшее время профильным КП придется либо сокращать работников, либо выплачивать им зарплату не в полном объеме.

Читайте: Почти решено: столичные власти готовят киевлян к подорожанию проезда

Похоже, столичные власти уже с апреля готовятся к грядущему подорожанию стоимости проезда. Руководство города не говорило об этом открыто, однако о возможном росте тарифов свидетельствовали последние решения чиновников КГГА.

Так, 14 апреля 2021 года Департамент коммунальной собственности КГГА утвердил финансовый план КП “Киевский метрополитен” на нынешний год. Согласно этому документу, убытки предприятия в 2021 году составят 3,42 млрд гривен – в 2,9 раз больше, чем убыток КП по результатам работы в 2020 году. Тогда KV предположила: такие данные могут свидетельствовать о том, что для работы столичной “подземки” без дотаций из горбюджета одна поездка в метро в нынешнем году должна стоить 22,3 грн.

Читайте: “Киевский метрополитен” в 2021 году станет в три раза убыточнее

Вскоре после этого, 19 апреля, глава КГГА Виталий Кличко утвердил Программу развития городского электротранспорта на 2021 год. Данный документ предполагает реализацию достаточно “грандиозных” намерений: КП “Киевпастранс”, которое “плотно сидит” на финансовых вливаниях из городского бюджета, должно потратить в нынешнем году 1,33 млрд гривен собственных заработанных средств на развитие пассажирских перевозок в трамваях и троллейбусах. Примечательно, что в последний раз КГГА утверждала такую программу в июне 2018 года, и вскорости после этого проезд в метро и транспорте “Киевпастранса” подорожал в два раза – с 4-5 до 8 гривен.

Читайте: Столичные власти решили развивать электротранспорт за счет “мифических” заработков “Киевпастранса”

Отметим, по данным ряда СМИ, повышение тарифа на проезд в киевском метро, состоявшееся летом 2018 года, было продиктовано в том числе необходимостью столичной подземки расплатиться с ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”. Речь идет о скандальном лизинге 2009 года на поставку 100 вагонов метро на сумму около 800 млн гривен, в результате которого КП “Киевский метрополитен” оказался в огромных долгах.

Читайте: Киевский метрополитен вырыл себе могилу стоимостью 2 млрд гривен

КП “Киевский метрополитен” с 17 июля 2014 года возглавляет Виктор Брагинский (на коллаже, депутат Киевсовета нынешнего созыва, член фракции “УДАР”). Предприятие подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, обязанности директора которого с 6 апреля 2021 года исполняет первый замруководителя этой структуры Иван Шпилевой. Деятельность указанного департамента со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев.

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4