Советник столичного градоначальника по вопросам благоустройства и градостроительства Игорь Добруцкий для KV:
На сегодняшний день, столичная мэрия утвердила Порядок размещения внешней рекламы в г.Киеве (распоряжение КГГА № 767 от 27.09.2010г.) и уже практически подготовила к рассмотрению на сессию Киеврады “Порядок размещения МАФов”.
Надо отметить, что процедуру получения согласований и разрешений на размещение конструкций наружной рекламы мэрия действительно сделала более четкой и прозрачной. Документ дает гарантию того, что операторам не придется ждать, по полгода и более, заседаний комиссии по вопросам размещения рекламы КГГА, чтобы легализировать свои конструкции. При этом все равно не исключается возможность стихийного, лоббистского размещения рекламных носителей. Схема размещения наружной рекламы по-прежнему не утверждена, а значит, в силе остается закон джунглей, где выживает сильнейший.
Сейчас в Киеве насчитывается около 20 тыс. рекламных конструкций. Наличие такого количества этих объектов не позволит себе руководство ни одного европейского мегаполиса. У нас давно назрела необходимость уменьшения количества объектов наружной рекламы хотя бы наполовину. Сейчас власти заявляют, что хотят этого добиться, подняв тарифы на размещение объектов наружной рекламы на 30%. Но поднятие тарифов решению этой задачи не поспособствует. Даже при действующих тарифах долги рынка перед КП “Киевреклама” достигают 37 млн. грн., из-за чего около 30 млн. недополучил бюджет. Это свидетельствует и о недобросовестности операторов рынка, и о том, что расценки мэрии и так высокие. Нужно отметить, что при повышении тарифов на размещение наружной рекламы не пострадают крупные фирмы, имеющие щиты и билборды в самых прибыльных, с коммерческой точки зрения, местах. Это, как правило, компании, имеющие покровителей во власти. Они всегда устанавливали и смогут продолжить устанавливать, столько конструкций, сколько посчитают необходимым, и от них рекламодатель, естественно, не уйдет.
А вот их мелкие конкуренты, не способные оперативно решать свои вопросы в мэрии, повышения тарифов могут не перенести. Им придется уйти с рынка или начать работать в городе нелегально, а соответственно, при внедрении в жизнь новых тарифов ожидаемого поступления в горбюджет, в лучшем случаи, останутся на прежнем уровне. В любом случае гармоничного размещения рекламных конструкций по городу мы не увидим.
Есть еще проблема, которая сводит на нет благородную заботу столичного руководства о наполнении городской казны. Ни одним документом в городе не регулируется публичный порядок контроля над доходами и расходами КП “Киевреклама”. В результате, предприятие имеет возможность, например, искусственно завышать свои расходы. Как правило, городские КП пользуются такими методами, чтобы не платить большие налоги, а потом все удивляются, почему на бумаге они убыточны и существенно не пополняют бюджет. Только при составлении концепции, реестра, схемы размещения внешней рекламы, унифицированных тарифов, должного общественного контроля – размещение на сайте информации о поступлении средств и их расходы – мы уже в следующем году увидели бы от 200 до 300 млн. грн. в год поступлений от наружки. Думаю, ради этих целей необходимо внести в “Порядок размещения внешней рекламы” обязательный публичный ежемесячный финансовый отчет КП “Киевреклама” и ГУ рекламы КГГА.
Сегодня чиновниками КГГА рассматривается и другие варианты пополнения бюджета от рекламы. Например, хотят ввести обязательную процедуры землеотвода для размещения рекламного носителя. Т.е. власть хочет брать с рекламщиков дополнительную плату за пользование землей. Однако, подобная мера может привести город к потере возможности управления собственной землей под объектом наружной рекламы на время действия договора сервитута с рекламной фирмой. Например, в случае, когда мэрии нужно будет срочно использовать определенную площадку, на которой расположен билборд, для строительства стратегически важного для городской общины объекта, сделать это будет крайне сложно. К тому же хозяин рекламной конструкции уже не будет обязан, как сегодня, платить балансодержателям этих территорий (ЖЭКи, КО “Киевзеленстрой, КК “Киевавтодор”). За прошлый год, только КО “Киевзеленстрой” получили от совместной с рекламщиками эксплуатации своей территории около 12 млн. грн. Без этой статьи доходов, городские КП лишатся средств, позволяющих им сегодня держаться на плаву.
Впрочем, врядли внедрение системы оформления землепользования для рекламных компаний возможно, т.к. оно противоречит положениям Закона “О рекламе”. На самом деле Киеву нужно провести всестороннюю реформу в рекламной отрасли, необходимость в которой остро стоит уже давно. А для этого в первую очередь власть должна утвердить Концепцию размещения наружной рекламы в городе. Этот документ призван утвердить и обнародовать схему, исключительно, согласно которой в городе и сможет быть размещен каждый щит, билборд, ситилайт и пр. При наличии подобного документа любые разногласия о том, где, на каком расстоянии, какие объекты внешней рекламы могут присутствовать в городе будут исключены.
Если начать с принятия этого документа, проблема нелегальных рекламных конструкций отпадет сама собой. Сегодня горбюджет недополучает от самовольной наружной рекламы 3-5 млн. грн. ежемесячно. Плюс, с принятием концепции, которая уже согласовывалась на всех уровнях неоднократно, заработал бы единый реестр всех рекламных носителей. Их наполняемость посредством GSM связи могла бы легко контролироваться из единого центра. А значит все конструкции (тогда их станет однозначно меньше), были бы всегда заполнены. Но, как не грустно это осознавать, принять концепцию, которая сразу бы свела на нет любую возможность применения коррупционных схем, пока не удается. А это лишает Киев шанса принять облик цивилизованной европейской столицы, где рекламные носители не уродовали бы, а гармонично вписывались бы в архитектурную городскую среду.
Кстати, только утверждение Схемы размещения МАФов в Киеве может послужить той же цели в вопросе размещения ларьков и киосков. Но власть этого делать не спешит. Как и в сфере наружной рекламы, этот документ, разработать, согласовать и утвердить на сессии Киеврады в течение пары месяцев труда не составит. Это гарантировало бы пресечение любых коррупционных схем при получении бизнесменами разрешений на установку своих объектов, а также моментально сделало бы невозможным появление тысяч незаконных киосков, как это происходит сейчас.
Время для принятия волевого решения, в соответствии с которым в городе осталось бы 3, максимум 5 тыс. МАФов, размещенных строго согласно имеющейся в открытом доступе Схеме, и имеющих право торговать четко определенным ассортиментом продукции, давно пришло. Иначе согласование в Главархитектуре размещения данных конструкций с нарушением строительных норм их владельцами будет продолжаться. Крупным владельцами десятков и сотен киосков в городе, которыми сегодня выступают далеко не представители мелкого бизнеса, найти подход к чиновникам КГГА труда не составит. В результате сложившейся практики, когда продуктовый киоск, основной ассортимент которого пиво и сигареты, устанавливается в местах пересечения пешеходных потоков (на остановках общественного транспорта и при выходах из метро), раздражая горожан, будет продолжаться.
В проекте же Порядка размещения МАФов в г. Киеве мы видим стремление городских властей только привлечь из этого источника дополнительные средства для пополнения бюджета. Планы по привлечению в горбюджет от владельцев МАФов 250 млн. грн. в год (вместо 5-8 млн. грн. в год сегодня), конечно, выглядят красиво.
Вполне вероятно, что они выполнимы, если бизнесменов, как и обещают, оградят от необходимости неофициальных платежей. Но, данная стратегия явно не предполагает уменьшения количества МАФов в городе, а также основана на намерении ввести для предпринимателей плату за пользование участком под киоском на основании договора личного сервитута. Осуществление подобных планов, как и в случае с рекламными носителями, автоматически лишает поступлений денег из этой сферы городские КП. Именно предприятия по содержанию зеленых насаждений и дорог являются и балансодержателями территорий, на которых устанавливаются киоски. Из бюджета на содержание своих территорий в Порядке выделяются копейки. Поступления от МАФов хотя бы позволяли бы им покупать элементарный инвентарь и вовремя платить зарплату своим работникам.
Автор: Игорь Добруцкий