Обнародование “полных” деклараций украинских власть имущих всех мастей и рангов лишний раз обнажило несколько хронически неизлечимых черт, объединяющих “маленького”, “среднего” и “большого” украинца – хуторянство как национальную идею, эгоизм как персональную идею и хроническую зависть в сочетании с инфантилизмом – как идею, постулируемую вовне. С такой рухлядью в головах нашей стране не то что не выйти из перманентного кризиса – невозможно даже подняться над нынешним уровнем реальности.
Правда, и упасть совсем уж низко тоже не получается: тонны хуторянского “барахла”, которыми набиты – в прямом и переносном смысле – чердаки украинцев и схроны их сознания, не дают нашим соотечественникам ощутить себя лишь винтиком в стаде, идущим куда-то во имя великой цели. В этом – наше отличие от азиатской модели самосознания, ну и, понятное дело, от российской, как одной из базовых интерпретаций такого сознания. Но от того, что Украина – не Россия, государству нашему злосчастному не легче, и перспектив у него не добавляется…
Набить свой матрац, шкаф, чердак или сейф часами, галстуками, обувью, антиквариатом и наличкой – это все от длинной исторической памяти и короткого горизонта планирования. Мысли о будущем у обитателей страны “У” сводятся к тому, как бы хапнуть, спрятать и перепрятать, ну и иногда “посветить” чем-то из накопленного перед соседом – обычно, если у того дела плохи.
Хроническая память о Голодоморе и бесконечной череде набегов и войн, а также советском дефиците и голодных 90-х, конечно, не может быть основой позитивного менталитета. Феномен украинской экономики, которая давно должна была бы умереть по всем прогнозным показателям – именно в этом накопительстве, накоплении, складировании старой одежды, тряпок и вещей на “черный день” – на тот бесконечный черный день, в атмосфере которого украинец себя ощущает вот уже который год, если не век. Все мы, кто держит дома заначку в наличности, понимает, что между нами и чиновниками – разница всего лишь в сумме. И зависть “простого человека” к “оборзевшим” богатеям – всего лишь желание оказаться на их месте. Желание расширить свой хутор до больших размеров сочетается в Украине с недоверием к другим (а это – аспект того же хуторянства).
В результате даже те, которому удается “расширить хутор”, ведут себя на новых “просторах” не как рачительные хозяева, а как завоеватели. Их горизонт мышления не позволяет видеть дальше своего чиновничьего кресла, своего банка, своей кондитерской фабрики, своего свечного заводика…
Поневоле задумаешься, что идеальным устройством для Украины могла бы служить “полицентричная конфедерация хуторов”. Но если бы еще на каждом таком хуторе хозяйство вели с немецкой рачительностью – или хотя бы азиатской настойчивостью… А так – ни то, ни другое. Умея довольствоваться немногим, научившись выживать, и при этом копия средства на бесконечное превращение общего темного будущего в свое персональное светлое, – украинец выживает персонально, но уничтожает перспективу для своего государства. Которое, по большому счету, здешнему “населению” просто не нужно. Как не нужно ему и российское – оно ведь будет давить намного эффективнее украинского, и придется снова совершенствоваться в искусстве изворачивания и прятания тех самых средств под матрац…
Украинец вообще прячет их от любой власти и любых условиях. Вкладывать их в какой-то бизнес, как европеец или американец, он не хочет. Он боится. Считает, что все может рухнуть, или все в любой момент могут отобрать. Зато очень хочет убежать из страны в неведомое далеко. На запад или на восток – туда, где тот или иной наш соотечественник видит свою версию рая. На своем же хуторе, несмотря на все “дбайливе ставлення” в отношении накопленного барахла, украинец рая не видит…
Выход из этого круга может быть только один – формировать достаточно большое число людей, которые могут показать иной пример поведения. Эти люди должны быть не только предельно рациональны – у многих обладателей десятков часов и антиквариата все это есть – а именно рациональны в отношении будущего, которое они будут видеть одновременно в трех измерениях: своего и семьи, своих соратников и своего государства.
Откуда могут взяться такие люди в целиком коррумпированной амофсере бесконечного хуторянства? На самом деле, они существуют, как уже доказала наша недавняя история. Подлинные, а не фейковые, герои нашего и будущего времени, без ментального барахла на “чердаке” мозга в ближайшей исторической перспективе начнут занимать все более значимые места в общественной жизни. И под злобное шипение с хуторов и чердаков они постепенно будут брать власть в свои руки – вначале формировать общественное мнение, затем проникать в структуры власти… Только таким путем, и никак иначе, может быть расколот мир хуторянской безответственности, зависти и иррациональности, в которой живет наше население.
И людей, которые это начнут, когда-нибудь назовут подлинными героями этого времени…
Читайте: Картина Репкина “Приплыли!”, или Как начать дружить с головой?
Павел Ковалев, редактор “КиевВласти”