Как математика мешает строить дороги

Станислав Гвоздиков
Станислав Гвоздиков

Глава общественной организации “Развитие инфраструктуры”

В Министерстве инфраструктуры Украины анонсировали запуск в тестовом режиме первого модуля Национальной транспортной модели Украины. 

Транспортная модель – инструмент для планирования, который помогает приоритезировать и развивать инфраструктуру там, где это принесет наибольший эффект. От этого доступные сегодня инвестиции, за счет объективно аргументированного их распределения, дают больший экономический эффект. Транспортное моделирование сопровождает все работы по проектированию. Это инновационный инструмент стратегического планирования и оценки последствий принимаемых решений. Он позволяет систематизировать социально-экономические данные и на их основе планировать передвижение индивидуального, общественного и грузового транспорта. Графически представлять транспортную сеть, анализировать и оценивать её, комплексно распределять и прогнозировать транспортные потоки. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Основные цели этого инструмента – создание среднесрочной программы инвестиций, использование уже предоставленных кредитов и определение дополнительных источников финансирования развития инфраструктуры в Украине за счет средств Европейского Союза. В том числе – за счет структурных и инвестиционных фондов. 

Согласно исследованию “Международного центра перспективных исследований” значительная часть средств Евросоюзом предоставляется Украине в виде кредитов, а не грантов. То есть деньги должны быть возвращены назад в ЕС. По состоянию на 2019 год: 13 из 15 млрд евро, уже предоставленных Украине, это кредиты, займы на возвратной основе. 

Но и даже те средства, которые выделяются, имеют низкую эффективность освоения. Например, из средств Европейского инвестиционного банка на 2019 год освоено 15,6% (за остальные Украина ежегодно платит проценты кредитору и не вкладывает). 

Проект классный и нужный Украине. Здорово, что Еврокомиссия финансирует создание такой хорошей вещи. К сведению: стоимость работ: 4,7 млн евро, исполнитель – консорциум в составе: Egis International (Франция) и A+S (Германия), реципиент и бенефициар проекта: Министерство инфраструктуры Украины, срок исполнения: 07/2018 – 07/2021. 

Однако меня тревожат три момента: 

  • грантовые средства на разработку Транспортной модели предоставляются компаниям из ЕС и расходуются на оплату услуг европейских экспертов и тому подобное;

  • отсутствуют критерии, по которым можно было бы точно подсчитать эффективность таких услуг, поэтому выгоды для Украины от внедрения многих программ помощи ЕС довольно трудно или невозможно проследить; 

  • не хватает таких убедительных примеров оказания помощи ЕС, как это было в случае стран-кандидатов в члены Евросоюза: сотни километров построенных автомагистралей, десятки развязок, впечатляющие инфраструктурные проекты.

По моим данным, уже с 2000-х идут проекты “Стратегии и модели”, а на выходе вообще ничего. Например, один из исполнителей проекта уже 23 года, как зарегистрирован в Украине. Есть пара начатых аналогичных проектов: 

Транспортная стратегия утверждена, а план действий к ней – нет! Проект уже закрыт. Выходит, деньги на ветер?

Кроме того, хочу обратить ваше внимание на один более сложный вопрос. В ближайшее время Министерством инфраструктуры Украины должна быть принята у компании EGIS новая транспортная модель всей страны. И с ней может быть большая проблема. 

Объясню на примере покупки кастрюль. В магазине вы покупаете кастрюлю в картонной коробке, а внутри кастрюли: целлофан, кусочки картона и пластиковые шарики, которые впитывают влагу. Вот в таком же виде производитель модели передает модель Министерству. 

Если в кастрюлю не положить съедобные продукты и не поставить её на газ – то суп не получится. Соответственно, если принятый программный продукт не наполнить правильно сгенерированными инструментальным методом статичными данными и потом регулярно не наполнять правильно сгенерированными инструментальным методом динамическими данными, то модель будет считать транспортные потоки неверно и у нас может оказаться, что в стране высокая вероятность получить пробку от Киева и до Луны. 

Поэтому всех причастных прошу обратить внимание, что сам программный продукт наверное нормальный. Но он не заработает, пока на входе в транспортную модель не будут поданы корректные данные.

Нужно, чтобы точно рассказали, чем они занимаются. Основная претензия – почему так мало информации, почему так мало рассказывают? Что-то скрывают? Или в чем цель непубличности и сокрытия этой работы? 

Почему закрылись  и не используют помощь участников рынка, не привлекают к сотрудничеству объединения транспортников, логистические компании и неравнодушный к своему будущему бизнес? Лично меня беспокоят такие вопросы относительно Национальной транспортной модели Украины: 

1. Каким образом подтверждается достоверность данных?

2. Какое оборудование и программное обеспечение применяется для сбора и обработки данных и какая точность оборудования?

3. Какой регламент сбора и обработки информации?

4. Чем подтверждается факт сбора данных? GPS-треккинг, проверочные измерений?

5. Предусмотрена ли выборочная проверка результатов проекта другими компаниями?

6. Как бенефициар исследований (Министерство инфраструктуры Украины) проверяет достоверность данных?

7. Какие параметры включает Транспортная модель?

8. Какие базы данных будут использоваться для построения и функционирования Транспортной модели? 

9. Как объем информации собирает консорциум в составе экспертов французской компании EGIS и немецкой компании AplusS и какие источники будут использовать в дальнейшем?

10. Какие параметры нагрузки для прогнозирования содержит техническое задание?

11. Как данные будут переданы Министерству инфраструктуры и кем они будут верифицированы?

12. В каком виде будут переданы данные об интенсивности транспортных потоков? И будут ли данные о составе транспортных потоков по всем видам транспорта?

13. Будут ли учтены пиковые нагрузки в структуре транспортных потоков?

14. Как и где ознакомиться с текстом контракта, согласно которого Министерство инфраструктуры Украины является бенефициаром проекта разработки транспортной модели и Мастер-плана в соответствии с Национальной транспортной стратегией 2030, стоимостью 4,7 млн евро, который финансирует ЕС и разрабатывает консорциум в составе экспертов французской компании EGIS и немецкой компании AplusS? 

15. И такой вопрос: Всемирный Банк недавно сделал работу по приоритезации инвестиций в дорожный сектор Украины. Это тот же самый план?

Нужно распутывать это дело. В противном случае, нам нужно объединяться и на уровне Министерства инфраструктуры садиться и делать какую-то свою модель. Поскольку там непонятно, что вообще происходит.

Читайте: Как убрать грузовики из Киева, чтобы они не были причиной пробок и загрязнений

Станислав Гвоздиков, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры”

КиевVласть


Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4