Налоги из-за “разрухи в головах”

Сергій Башлаков
Сергій Башлаков

Депутат Київради, заступник голови постійної комісії з питань торгівлі, підприємництва и регуляторної політики

По поводу реформы налоговой системы в Украине, анонсированной на весну будущего года, уже начались бурные обсуждения. Хотя обычно об изменении в этой сфере говорят много и так. Особенно в периоды предвыборных заигрываний политиков с бизнесом. Для электората из предпринимательской среды, безусловно, все обещания снижения налоговых ставок, ликвидации определенных видов налогов или их замены на более удобные для бизнеса как бальзам на раны. Сильные аргументы.

Сужу сам по себе. Тема налогов для меня как предпринимателя всегда была очень чувствительной. Именно поэтому я уверен, что налоговая реформа должна заключаться не только и не столько в пересмотре видов и размеров налогов, сколько в трансформации парадигмы налоговой системы – в переосмыслении ее предназначения, задач и показателей эффективности. 

 Налоги: пополняем бюджет или развиваем экономику?

Для начала зададим себе риторический вопрос: зачем Украине налоговая система? Какой ответ напрашивается? Пополнять государственный бюджет. Такая чисто фискальная история.

И здесь начинается – любые попытки предложить пересмотр налогов традиционно упираются в угрозы фискальных рисков. Рост налогооблагаемой базы, как возможный компенсатор потерь уменьшения ставок, вообще воспринимается как очень сомнительное мероприятие.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

В попытках усовершенствовать инструмент для собирания денег в казну, чиновники совсем забывают о том, что с помощью налоговой реформы сегодня можно и нужно решить очень важные государственные задачи:

  • создать условия для экономического роста, инвестиционной привлекательности Украины и возможности для самореализации граждан;
  • вывести экономику из теневого сектора, декриминализовать бизнес;
  • ликвидировать базу для коррупции в сфере экономики;
  • вырастить налоговую базу и поступления в бюджет за счёт повышения деловой и инвестиционной активности, а также перехода значительной части теневой экономики в публичную;
  • сократить издержки, как бизнеса, так и государства, по администрированию налогов.

Сегодня экономические показатели Украины – одни из самых низких в Европе. По уровню ВВП на душу населения мы в разы отстаем даже от постсоветских стран. Не говоря уже о странах с развитыми экономиками. Парадокс, но органический рост ВВП в рамках существующей экономической модели будет только увеличивать разрыв между Украиной и другими странами.

К примеру, возьмем не самую богатую страну Европы – нашего соседа Польшу. Что будет, если польский ВВП вырастет на 3,5% – это соответствует среднему глобальному показателю за последние годы, а украинский на 7%, что сейчас считается очень оптимистическим прогнозом для действующей экономической модели? По данным МВФ за 2018 г. ВВП на душу населения Польши – 15 430 $, в Украине – 2 963 $. Если предположить линейный рост ВВП Украины на 7%, а Польши на 3,5% получим результаты, приведенные в таблице.

ГОДЫ

1

2

3

4

5

 ВВП ПОЛЬШИ,

$

15 430

15 970

16 529

17 108

17 707

ВВП УКРАИНЫ,$

2 963

3 170

3 392

3 630

3 884

РАЗНИЦА, $

12 467

12 800

13 137

13 478

13 823

То есть, за пять лет экономический разрыв между Украиной и Польшей не сократится, а увеличится с 12 467 $ до 13 823 $ или на 10,88%.

Даже при благоприятных условиях при сохранении существующей экономической модели, мы будем все больше и больше отставать от других стран. И, если мы смирились с бедностью разрухой и прозябанием, тогда ничего менять не нужно вообще. Но, если мы хотим жить в сильной, богатой и комфортной стране, модель нашей экономики должна существенно отличаться от наших соседей. Как говорят, меняйся или умри!

Украина должна стать более привлекательной и безопасной для инвестирования. Я уверен, что существенно более низкая налоговая нагрузка в комплексе с простотой ведения бизнеса и гарантиями безопасности капитала могут создать условия для инвестиционного бума.

Налоговая реформа: с чего начать?

В последнее время огромная деловая и законодательная активность была сосредоточена вокруг вопроса замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Хорошая инициатива, но не ключевая. Ведь доля налога на прибыль в общей структуре налоговых отчислений не существенна. В 2018 году она составила порядка 10% доходов в госбюджет.  

Я уверен, что начинать реформу необходимо с пересмотра системообразующего налога, которым, бесспорно, является НДС. Этот налог очень удобен для чиновников – он взимается независимо от финансового результата и задолго до момента, когда экономика получит какой-то доход. А вот на бизнес он действует угнетающе, поскольку бОльшая часть стоимости товара, исключая розничную маржу, облагается до момента, когда потребитель заплатит за этот товар. Это приводит к тому, что экономике необходимо привлекать дополнительно финансовый ресурс, эквивалентный 70–80 % НДС от розничного товарооборота.

По результатам розничной торговли в 2017-й году объем средств, которые были дополнительно инвестированы бизнесом для покрытия обязательств по НДС, составил порядка  100 млрд. грн. Если добавить продажи конечному потребителю вне сферы розничной торговли, эта цифра увеличится в разы. Для развивающейся экономики с острым дефицитом финансового ресурса и его высокой стоимостью дополнительные изъятия, необходимые для функционирования НДС, – это уничтожение потенциала роста.

А кто задумывается над тем, насколько этот налог сложен в администрировании? Поэтому несёт большие коррупционные риски, ведь есть широкое поле для различных манипуляций. И ресурсы для функционирования, как налоговой службы, так и налогоплательщика, необходимы неоправданно большие. Непродуктивные издержки нашего общества растут и делают его менее эффективным и конкурентоспособным.

Вместо НДС – налог с продаж

Можно снижать ставку НДС, но это не решит всех, упомянутых мною, проблем. Я уверен, что решением может быть замена НДС на налог с продаж (НП). Он эффективно работает в самой развитой экономике мира – США и взимается при продаже товара конечному потребителю.

Такая замена высвободит миллиарды гривен оборотных средств бизнеса для инвестирования. Как у налоговиков, так и у субъектов хозяйственной деятельности сократятся потребности в ресурсах, необходимых для администрирования НДС, ликвидируются коррупционные схемы, построенные вокруг его генерации и возмещения.

Ещё одним бонусом для украинской экономики станет ликвидация теневого импорта. Его часто  называют контрабандой, но это немного разные понятия. Поскольку “импортный” НДС для большинства товаров является основным платежом, то все схемы уклонения от оплаты таможенных сборов построены на минимизации уплаты НДС. Замена НДС на налог с продаж даст возможность таможенникам сконцентрировать свои усилия на контроле над перемещением запрещенных товаров и товарных групп с особым налогообложением.

Сегодня много усилий направлено на децентрализацию страны. Так вот, НДС по сути является централизованным налогом, а налог с продаж легко привязывать к конкретному месту продажи.

Налоговые ставки снижаются – бюджет наполняется

Не сложно рассчитать, что если заменить НДС налогом с продаж и снизить налоговую ставку с 20% до 10% и при этом увеличить налоговую базу на 20%, то поступления в бюджет не уменьшатся. Я прогнозирую, что теневой сектор экономики, который по разным оценкам достигает сегодня 50%, при снижении налоговой ставки уменьшится до 20%. Ведь не секрет, что именно из-за высоких налоговых ставок объективно низкоприбыльные бизнесы в Украине уходят “в тень” или вообще умирают. 

Простой расчет. Если сегодняшний объем продаж в Украине принять за единицу, то сейчас бюджет получает от него только 10%.

1*0,5(часть “белой” экономики)*0,2(действующая ставка НДС)=0,1

При снижении налоговой ставки и выполнении условий, указанных выше, получаем те же 10 %.

1*0,8(часть “белой” экономики)*0,1(ставка налога с продаж)+0,2(рост налоговой базы)*0,1(налог с продаж)=0,1

Это — мой личный прогноз. Для подтверждения его корректности приведу следующие рассуждения. Замена НДС 10%-ным налогом с продаж упраздняет необходимость в так называемой налоговой оптимизации. Ну, зачем бизнесу этим заниматься, когда расходы на оптимизацию сопоставимы с суммами налоговых выплат? При этом мы должны понимать, что если удастся перевести экономику в “белое” поле, сам бизнес станет строгим контролёром и борцом с коррупционными схемами, поскольку коррупционный фактор будет ему нести угрозу, а недобросовестному плательщику – преимущества.

ФЛП – активные участники схем налоговых оптимизаций

Не популярная тема. Но в нашей стране в схемах налоговых оптимизаций часто используют ФЛП. Этим грешат даже крупные ритейлеры. Я за развитие малого и среднего предпринимательства, но уверен, что необходимо скорректировать условия деятельности ФЛП. Особенно той, которая связана с товародвижением. Так, закупки товаров импортного происхождения необходимо оставить только в безналичной форме. Это решит проблему сокрытия происхождения товаров, что существенно подорвет спрос на контрабандный товар, происхождения которого всегда связано с фиктивными поставщиками.

Также при реализации импорта необходимо требовать обязательное использование фискальных чеков. А для этого необходимо ввести электронные чеки и запустить программы, позволяющие любой смартфон использовать в качестве РРО.

От единого налога – к общей системе налогообложения

Для устранения пропасти между общей и упрощенной системами налогообложения, необходимо уменьшить ставку НДФЛ до 10 % и заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал (ННВК).  Это создаст необходимые стимулы для того, чтобы “единоналожники” переходили к работе на общей системе налогообложения, что позволит предпринимателям полноценно пользоваться возможностями финансовых рынков и формировать свою капитализацию.

Бизнес заинтересован в эффективных реформах

Резюмируя, еще раз подчеркну, что налоговые реформы должны быть направлены на развитие инвестиционной привлекательности Украины и ее экономического роста. Конечно же, я вижу и другие актуальные вопросы – реализация решений по углубленной дерегуляции бизнеса, обеспечение безопасности капитала в широком аспекте от пересмотра функционала правоохранительных органов до запуска действенной судебной системы.

Одним словом, для современных реформаторов в Украине сегодня много вызовов и задач. И бизнес готов участвовать в их решении своей экспертизой, опытом и практическими советами. 

Сергій Башлаков, депутат Київради, заступник голови постійної комісії з питань торгівлі, підприємництва и регуляторної політики

КиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4