Перевыполнение местных бюджетов за четыре месяца 2015 года на 40%, о чем отрапортовал Министр юстиции Украины Павел Петренко, не окажет положительных результатов в социально-экономической сфере регионов. Формируя доходные статьи, правительство учитывало и замалчивало прогрессирующий спад экономики и девальвацию гривны, сокращая объемы плановых поступлений по основным бюджетоформирующим статьям.
Задекларированный рост налоговых сборов в течение четырех месяцев 2015 года выглядит красиво лишь на бумаге. На самом деле ситуация далека от радужной. На фоне заявленного правительством профицита, региональные бюджеты не дополучили колоссальные суммы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
К примеру – мониторинг финансовых поступлений в бюджет Киевской области за январь – апрель 2015 года.
На первый взгляд все выглядит красиво. Но, возьмем строку доходов от налогообложения физических лиц. Согласно отчету, план перевыполнен на 12,8%. Собрано 815,466 млн грн против заявленных 723, 192 млн грн. Но за аналогичный период прошлого года объем фактических поступлений в казну от данного вида налога составил 931,113 млн грн, что больше чем на 200 млн грн от собранного в текущем году. Почему плановые показатели на 2015 год были занижены, остается только догадываться. Создается такое впечатление, что власть учитывала при планировании реальные катастрофические показатели падения экономики и уровня жизни граждан, забыв об этом им сказать, чтобы после бить себя в грудь, декларируя мифический профицит.
Можно сделать вывод, что и в других областях Украины ситуация аналогичная. А игра с цифрами не имеет ничего общего с реальным положением в экономике и финансах. Кроме Министра юстиции, о профицитных успехах заявляет глава Минфина, тогда как премьер-министр сетует на бюджетный дефицит чуть ли не в 25 миллиардов долларов.
С другой стороны, перевыполнение местных бюджетов могло преследовать и другие цели. К примеру – наполнить губернаторские фонды.
Ведь объемы сверхплановых поступлений зачисляются в так называемый резервный фонд, который не контролируется областными советами. Проще говоря, этими деньгами имеют право распоряжаться исключительно губернаторы областей. Очень хотелось бы верить, что деньги от сверхплановых поступлений будут потрачены на социальные программы, развитие инфраструктуры региона, а не на строительство очередных “стен”, всевозможные праздничные мероприятия и так далее.
Мои коллеги финансисты, учитывая серьезную курсовую разницу, утверждают, что фактические доходы в киевский областной бюджет за 4 месяца 2014 года составили $159, 487 млн (1, 275 млрд грн), а за аналогичный период текущего года – $69, 911 млн (1, 468 млрд грн), при финансовом плане в $61,050 млн. Таким образом, потери бюджета Киевской области только за четыре месяца 2015 года абсолютно очевидны.