Холодная осень 2010 – го

Холодная осень 2010 – го

 

Холодная осень 2010 – го

 Президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ Сергей Бульбас

 

     Национальная комиссия по регулированию энергетики (далее – НКРЭ) 13 июля 2010 года приняла два поистине судьбоносных постановления, как для отечественного ЖКХ, так и для рядовых жителей Украины — потребителей природного газа.  Первое из них, № 812, касается повышения тарифов на газ для населения, второе —№ 813 —регулирует повышение тарифов для предприятий отрасли.

    Согласно упомянутым постановлениям, с 1 августа 2010 года в Украине предельный уровень цены на природный газ для субъектов хозяйствования, которые вырабатывают тепловую энергию, увеличится на 50% — с 872, 78 грн. до 1309, 2 грн. за 1 тыс. куб. м. (с учетом НДС сбора к утвержденному тарифу на природный газ в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку, распределение и поставку природного газа). Для населения цена природного газа увеличится также на 50% — с 483, 6 до 725,4 грн. за 1тыс. куб, при условии, что объем потребленного газа не превысит 2500 куб. м. в год при наличии счетчиков.

Необходимо отметить, что решения НКРЭ принимались без проведения предварительных консультаций с участниками рынка и общественными организациями, представляющими интересы населения и предприятий отрасли. И все бы ничего,  да только вот последствия этих решений для всего украинского ЖКХ могут оказаться катастрофическими.

    Тон всеобщей дезинформации задал Министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич, который 15 июля 2010 года, во время своей пресс-конференции, поспешил успокоить общественность, заявив, что в результате указанного повышения НКРЭ цен на газ тарифы на предоставление услуг централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды вырастут всего на 20-25%. Министр, наверное, выдал желаемое за действительное, или, –  в который раз, сплоховали подчиненные, обеспечив своего руководителя некачественными расчетами.

    Министр также “скромно” умолчал о влиянии других факторов на итоговую величину тарифа. Сегодня тариф на предоставление услуг централизованного теплоснабжения в Украине состоит из четырех основных составляющих: природного газа  (50 % в тарифе), электроэнергии, воды и заработной платы. На итоговой величине тарифа, кроме роста цен на газ с 1 августа 2010 года, скажется также ежемесячное увеличение НКРЭ стоимости электроэнергии на 1-2 копейки за 1 кВт/ч, а также увеличение с 1 июля 2010 года минимальной заработной платы до 888 грн. По оценкам экспертов Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ, с учетом всех перечисленных составляющих, стоимость услуг централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды вырастет как минимум на 40 %. Это почти в два раза больше, чем прогнозирует Министр МинЖКХ.

    Кроме того, существует весомая причина организационного характера, способная внести еще большую неразбериху в подготовку к отопительному сезону. Согласно действующему в Украине порядку формирования тарифов (Постановление КМУ № 955 от 10.07.2010), возможна корректировка тарифов. Но сама процедура корректировки тарифов, закреплённая  Законом Украины “Об основах государственной политики в сфере хозяйственной деятельности” № 1160-IV от 11.09.2003, (имеет высшую юридическую силу) на практике занимает, в лучшем случае, 2,5 -3 месяца. То есть, с учетом предстоящего повышения с 1 августа цены на природный газ, и если допустить, что для всех предприятий коммунальной теплоэнергетики (далее – ТКЭ) органы местного самоуправления “откорректируют” тарифы в максимально сжатые сроки (что в украинских реалиях – практически невозможно), то новые экономически обоснованные тарифы появятся не ранее чем к концу октября текущего года. Отопительный сезон, как известно, начинается в Украине с 15 октября. Все это время, пока  будут корректироваться тарифы, предприятия, которые предоставляют услуги поставки горячей воды, будут вынуждены покупать газ по новым ценам, а услуги оказывать  по старым тарифам. Это естественно приведет к многомиллионным убыткам. До появления новых тарифов (при условии, что местные советы пойдут на корректировку старых) предприятия ТКЭ будут вынуждены или сокращать подачу горячей воды, тем самым минимизируя убытки, или вообще прекратить ее подачу до начала отопительного сезона.

    Сохраняются также высокие политические риски — вряд ли накануне предстоящих в ноябре выборов в местные советы, органы местного самоуправления дружно прибегнут к политическому самоубийству — повышению тарифов.

    Наиболее тяжелая ситуация с тарифами на услуги предприятий ТКЭ сложилась сегодня в Киеве. С 1 июля 2010 года в столице на 40 % увеличены  тарифы на централизованную поставку горячей воды и централизованное отопление.  По словам заместителя председателя Киевской государственной городской администрации Анатолия Голубченко, даже с учетом указанного повышения, тарифы на услуги предприятий ТКЭ рентабельны лишь на 51%. Напомним также, что на этот момент, долги КГГА перед ОАО “Киевэнерго” по компенсации разницы в тарифах достигли 2 млрд. грн. Логично предположить, что после обязательной корректировки тарифов с учетом вступающих с 1 августа в силу постановлений НКРЭ о повышении цен на газ, ОАО “Киевэнерго” без оперативной корректировки тарифов окажется в экономическом коллапсе, а жители Киева могут остаться без горячей воды. У экспертов ВАЧИ ЖКХ есть большие сомнения, с учетом катастрофического состояния столичной казны, что у Киева есть финансовые возможности быстро получить заем соответствующего объема и “накачать” “Киевэнерго” деньгами, чтобы погасить разницу в тарифах и дать компании возможность осуществлять текущую деятельность по производству горячей воды. Ситуация усугубляется политическими обстоятельствами — руководство КГГА заявило, что до конца 2010 года не будет инициировать повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В этом случае коллапс “Киевэнерго” и всей системы ЖКХ Киева наступит еще быстрее, так как компания не сможет выдержать еще один стремительный рост убытков.

    Уже сегодня понятно, что в сложившейся ситуации подойти к отопительному сезону со 100 %-ым расчетом за потребленный газ предприятия ТКЭ не смогут, а такое требование выдвинуло ДК “Газ Украины”. Кроме того, пока до конца не ясно, как население отреагирует на 40% рост тарифов на горячую воду и отопление. Возможно, часть населения просто откажется или не сможет платить по новым тарифам. Правда, правительство уже задекларировало снижение порога получения дотаций для малообеспеченных семей с 20% до 15% общего месячного дохода, а для пенсионеров — с 15% до 10%. Идея хороша, однако, учитывая украинские политические реалии и многочисленные бюрократические коллизии, может остаться лишь декларацией. По мнению экспертов Ассоциации, Украину ждёт волна неплатежей, тем более что с должниками сейчас бороться трудно, поскольку действует мораторий на взыскание пени за несвоевременную оплату потребителями коммунальных услуг (Закон Украины “О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги”  № 486/96 от 13.11.1996).

    Таким образом, пока осень 2010 года в Украине вырисовывается холодной, причем в буквальном смысле слова. Картина нарастающего кризиса, создаваемого как чиновниками центральных органов власти, так и местными властями, крайне неприглядна. По высказываниям Министра ЖКХ Ю. Хиврича и Вице-премьер-министра В. Тихонова, которые в последнее время всё чаще звучат в прессе, из такого положения есть простой выход — внедрение автоматической корректировки тарифов. По мнению экспертов Ассоциации, такой взгляд на проблему является поверхностным. Поскольку принятие КМУ соответствующего постановления, не решает проблемы в данной сфере, так как на данный момент действует положения Закона Украины, которые, как уже указывалось выше, предусматривают определённую процедуру принятия регуляторного акта. Без внесения изменений в этот закон, любые инициативы КМУ по регулированию данного вопроса, учитывая юридическую силу законных и подзаконных актов, — бесперспективны.  Эксперты ВАЧИ ЖКХ считают, что без принятия в кратчайшие сроки законодательных изменений в процедуру установления тарифов на ЖКУ, в т.ч. внесения изменений в Закон Украины “Об основах государственной политики в сфере хозяйственной деятельности” в части нераспространения регуляторной деятельности на акты органов местного самоуправления, которыми утверждаются цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги, нормальное функционирование предприятий теплоэнергетики Украины невозможно.  Также, эксперты и участники Ассоциации единогласно считают,  что спасение в поисках дотаций в местных бюджетах, также нереально.

    И ещё следует обратить внимание на следующий юридический казус — постановление НКРЭ № 813, в отличие от предыдущего постановления  № 812, не прошло регистрацию в Министерстве юстиции Украины. Мало того, новое постановление  своим вступлением в силу не отменило действие  старого, то есть старой  цены на газ. Существует большая вероятность того, что профсоюзы обжалуют законность постановления НКРЭ № 813 в суде, к тому же подобные прецеденты уже существуют.

 

 

Автор: Сергей Бульбас

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
Banner
QlU7mDx4