Аудиторы Киевской горгосадминистрации (КГГА) установили, что с января 2019 года по январь 2021 года КП “Киевтранспарксервис” допустило финансовых нарушений на сумму 239,7 млн гривен, что привело к потере порядка 171,8 млн гривен. “Ревизоры” выяснили, что предприятие недополучало денежные средства из-за нелегального использования парковочных мест, не эксплуатировало многие закрепленные за ним парковки, не контролировало использование перехватывающих паркингов у станций метро, проигрывало конкуренцию частным “эвакуаторским” компаниям, отказывалось работать над внедрением многострадальной АСКОП и т.д.
Как стало известно KV, 24 декабря 2021 года Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА на своей странице в Facebook сообщил о результатах внепланового аудита деятельности КП “Киевтранспарксервис”.
Аудиторы горгосадминистрации проверяли эффективность функционирования системы внутреннего контроля в указанном КП, степень выполнения задач и достижения целей, управление объектами коммунальной собственности, использования средств и других активов. Данный аудит охватывал период деятельности КП “Киевтранспарксервис” с 1 января 2019 года по 21 января 2021 года. Примечательно, что полный аудиторский отчет по данной проверке, который по обыкновению публикуется на сайте Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА, на сегодняшний день так и не обнародован.
Тем не менее известно, что в ходе проверки на КП “Киевтранспарксервис” “ревизоры” столичной горгосадминистрации установили финансовые нарушения на общую сумму 239,7 млн гривен. Большую часть этих денежных средств – 171,8 млн гривен – предприятие уже потеряло. Также в данную сумму вошли другие финансовые нарушения – так называемые нарушения “без риска потерь” (65,3 млн гривен) и с “риском потерь” (2,6 млн гривен). Отдельной строкой прописано неэффективное использование средств – в этом направлении указанное КП “согрешило” на сумму 3,7 млн гривен.
Что нашли аудиторы
В документе сообщается, что в течение 2019-2020 годов КП “Киевтранспарксервис” недополучило не менее 59,8 млн грн из-за теневого и нелегального использования как минимум 16,4 тыс. парковочных мест – когда парковка рассчитана на одно количество платных машиномест, а по факту на ней за деньги паркуется больше автомобилей. Значительную часть этих доходов, 29,7 млн гривен, потерял столичный бюджет. Такие выводы аудиторы КГГА сделали на основании обследования 50% специально оборудованных площадок для парковки (264 площадки). То есть, на самом деле нелегальных парковочных мест может быть больше, а убытки для предприятия и городской казны могут быть более существенными.
В качестве примеров Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА приводит две парковки на Троещине (Деснянский район) – на ул. Закревского, 95-97 и на ул. Электротехнической (возле ГСК “Алмаз”). Эти площадки официально рассчитаны на 20 и 50 машиномест соответственно, однако фактически используются для парковки 230 и 670 машин.
В аудиторском документе уточняется, что такая ситуация с нелегальными парковочными местами наблюдалась как минимум с 2016 года, когда схожие факты уже фиксировали структурные подразделения КГГА и Северный офис Госаудитслужбы. По мнению аудиторов КГГА, основными причинами возникновения данной проблемы являются нерешение вопросов по землеотводам территорий под парковки, отсутствие со стороны “Киевтранспарксервиса” контроля за использованием парковочных площадок и т.д.
Вместе с тем, аудиторы КГГА установили, что в течение 2019-2021 годов “Киевтранспарксервис” не использовал около 30% закрепленных за ним парковочных площадок (до 156 автостоянок на 10,5 тыс. машиномест). Из-за такой “безалаберности”, как считают “ревизоры”, данное КП потеряло ориентировочно 98,6 млн грн, а бюджет Киева – 49,3 млн гривен.
Читайте: “П” – значит парковка: как столичный горсовет удовлетворил аппетиты “Киевтранспарксервиса”
При этом, по данным Департамента внутреннего финансового контроля и аудита КГГА, часть неиспользуемых предприятием площадок “простаивает”, а другая часть – используется неустановленными субъектами хозяйственной деятельности как для организации парковочной деятельности, так и для других нужд. Например, на 8 площадках вместо припаркованных машин аудиторы КГГА обнаружили газовые заправки “Барс”, автосалоны и т.д. Кроме того, по информации аудиторов, еще как минимум на 37 площадках кроме мест для парковки были размещены объекты, которые не имеют отношения к парковочной деятельности (станции техобслуживания автомобилей, шиномонтажные сервисы и все те же газовые заправки “Барс”), что запрещено законодательством.
Отметим, аудиторы КГГА также обратили внимание на то, что “Киевтранспарксервис” ненадлежащим образом контролирует использование своих парковок. Например, за период 2019-2020 годов, на протяжении почти 20 месяцев, предприятие не проводило проверки таких объектов. В 2021 году ситуация кардинально не изменилась – до 1 февраля 2021 года были проверены только 261 площадки при 537 имеющихся (49%).
Не намного лучше обстоят дела и с организацией этим предприятием перехватывающих паркингов – специальных парковок в районе станций метро, на которых водители могут оставлять свои машины, чтоб проехаться в “подземке” и разгрузить дорожный трафик. По данным Департамента внутреннего финансового контроля и аудита КГГА, по состоянию на 1 января 2021 года “Киевтранспарксервис” не контролировал деятельность 9 из 11 закрепленных за ним перехватывающих паркингов на 1428 машиномест. Некоторые из “неконтролируемых” паркингов использовались “непонятными” компаниями без каких-либо договоров с КП, а некоторые и вовсе не эксплуатировались. Из-за этого только за 2020 год предприятия недополучило не менее 3,4 млн грн дохода, а бюджет Киева, соответственно – 1,7 млн гривен.
Ко всему прочему, в Департаменте внутреннего финансового контроля и аудита КГГА указали на то, что только за период 2019-2020 годов КП “Киевтранспарксервис” понесло убытки на сумму порядка 3 млн гривен по еще одному направлению своей деятельности – эвакуации транспортных средств, которые припаркованы с нарушением ПДД и задержанием которых занимается столичная инспекция по парковке.
Так, по данным аудиторов, в 2019 году “Киевтранспарксервис” по заказу Департамента транспортной инфраструктуры КГГА перевезло лишь 13% автомобилей-“нарушителей”, а в 2020 году и того меньше – всего лишь 5% (остальными эвакуациями занимались частные компании. – KV). Фактически в течение указанного периода один эвакуатор “Киевтранспарксервиса” эвакуировал до 2 машин в день, что является очень низким показателем. Аудиторы указали на то, что деятельность КП “Киевтранспарксервис” в сфере эвакуации временно задержанных транспортных средств неэффективна, в связи с чем предприятию необходимо активизировать работу на рынке этих услуг, заняться обновлением парка эвакуаторов и т.д.
Читайте: Нацполиция взялась за схемы столичных инспекторов по парковке и “эвакуаторщиков”
Также в ходе проверки аудиторы КГГА установили, что КП “Киевтранспарксервис” ничего не делает для создания и внедрения автоматизированной системы контроля оплаты стоимости услуг по парковке (АСКОП). Эта система, напомним, уже давно должна была позволить контролировать поступления средств в городской бюджет от оплаты парковки.
В результатах аудита уточняются, что этому “предшествует необходимость годового перечисления предприятием в бюджет Киева 100 млн гривен, однако КП “Киевтранспарксервис” в 2020 году не выполнило задание по перечислению таких средств на 55%”. Вероятно, речь идет о том, что КП не выполнило утвержденный финансовым планом показатель по наполнению казны за счет оплаты за парковку. При этом, по мнению аудиторов, предприятие имеет “неиспользованный потенциал по формированию бюджетного целевого фонда по меньшей мере на сумму 88,9 млн. гривен”.
“Установленные в ходе аудита проблемы, нарушения и недостатки, по мнению аудиторов, являются основными причинами невыполнения плановых бюджетных поступлений (36-45% от плана), убыточной деятельности предприятия (например, в 2019 году – 14,3 млн гривен при плане чистой прибыли – 29,6 млн грн) и существенного невыполнения в 2019-2021 годах плановых финансово-экономических характеристик”, – резюмируют аудиторы КГГА.
В документе сообщается, что для устранения установленных недостатков и проблем, а также недопущения их в будущем Департамент внутреннего контроля и аудита КГГА предоставил руководству КП “Киевтранспарксервис” 52 рекомендации. Но отмечается, что предприятие учло лишь 15 рекомендаций и частично учло 20 рекомендации. Каким должен быть финансовый и экономический эффект от учета этих рекомендаций, ни в документе об аудите, ни на сайте “аудиторского” департамента КГГА не уточняется.
Поле для злоупотреблений
Как неоднократно сообщала KV, парковочная сфера столицы по праву считается одной из наиболее коррумпированных, что приводит к разбирательствам при участии правоохранителей и высших эшелонов власти.
Еще в ноябре 2017 года Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) открыла уголовное производство по фактам возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц КП “Киевтранспарксервис”. Тогда правоохранители выяснили, что на протяжении 2014-2017 годов предприятие заключило несколько десятков договоров на эксплуатацию находящихся у них на балансе парковок с различными фирмами, но при этом, вероятно, занизило количество машиномест на парковках и тем самым зарабатывало “черный нал”, обворовывая городской бюджет.
Читайте: Генпрокуратура пытается разоблачить коррупционеров из КП “Киевтранспарксервис”
В мае 2021 года общественная организация “Комитет правовой защиты страхователей “Процесс” (ОО “КПЗС “Процесс”) обратилась к Кабинету Министров с информацией о том, что КП “Киевтранспарксервис” занимается противоправной деятельностью, направленной на минимизацию официальных платежей за пользование муниципальными паркингами. По данным указанного ОО, предприятие по надуманным предлогам с помощью сотрудников ООО “ВИП Охрана” массово отбирает у добросовестных арендаторов парковочные площадки и передает их в эксплуатацию аффилированным предприятиям за меньшие деньги или вообще бесплатно. Общественники уверяют, что имеет место передел рынка, из-за которого существенно пострадают интересы городской общины. В ответ Премьер-министр Денис Шмыгаль направил это обращение для рассмотрения и реагирования в КГГА, Минрегион и Министерство внутренних дел.
Читайте: Шмыгаль поручил КГГА и полиции разобраться с “парковочным рейдерством” в столице
При этом, власти еще с лета 2016 года власти обещают внедрить АСКОП, которая позволила бы руководству города и общественности иметь точные данные о том, сколько КП “Киевтранспарксервис” зарабатывает на таких площадках. Но за пять лет ситуация не сдвинулась с мертвой точки: на улицах Киева непонятные люди все так же собирают “наличку” за парковку, а куда деваются эти деньги – большой вопрос. Можно предположить, что в карманы людей, очень близких к руководству КП “Киевтранспарксервис” и инспекции по парковке КГГА.
Читайте: Тщательно контролировать оплату за парковку в Киеве могут начать в 2021 году
Напомним, обязанности директора КП “Киевтранспарксервис” с 13 апреля 2020 года исполняет Анатолий Свирид (на коллаже справа). Его предшественником на данной должности был скандально известный Александр Нимас (на коллаже слева), который руководил предприятием с 13 августа 2018 года по 20 марта 2020 года.
Читайте: Операция “Парковка”: падение “агент Нимас” и благодарность Белоцерковца
КП “Киевтранспарксервис” подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры, который с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. Ранее, с 4 августа 2017 года по 3 декабря 2018 года этим департаментом Сергей Симонов, с 13 августа 2019 года по 31 октября 2019 года – Иван Федоров, а с 6 февраля 2020 года по 5 апреля 2021 года – Валентин Осипов. В “промежутках” между назначениями директоров обязанности руководителя традиционно исполнял первый замдиректора этой структуры Иван Шпилевой.
Деятельность указанного департамента с 9 ноября 2021 года направляет лично Виталий Кличко. Ранее, со 2 марта 2020 года работу указанной структуры контролировал теперь уже экс-замглавы КГГА Александр Густелев. До него в течение 2018-2020 годов транспортную сферу в Киеве курировали такой же экс-зампред КГГА Дмитрий Давтян и действующий первый замглавы КГГА Николай Поворозник.
Фото: коллаж KV