Аудиторы Киевской горгосадминистрации (КГГА) установили, что с начала 2017 года по конец 2019 года КП “Киевавтодормост” допустило финансовых нарушений на сумму 32,2 млн гривен, что привело к потере 4,94 млн гривен и неэффективному расходованию бюджетных средств на сумму 6,6 млн гривен. “Ревизоры” выяснили, что предприятие заказывало работы по завышенным ценам, тратило деньги без особого смысла (на нереализованные проекты и дорогие гаджеты), не утруждало себя наполнением бюджета, сохранением коммунального имущества и бухгалтерским учетом. Руководству предприятия были даны рекомендации по устранению “недочетов”. Однако, можно предположить, что им “как с гуся вода”: за дорожную сферу столицы уже не первый год в разных амплуа отвечает нынешний замглавы КГГА Александр Густелев (на фото), которому сходили с рук и более серьезные “грехи”.
Как стало известно KV, не так давно Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА обнародовал результаты внепланового аудита деятельности КП “Киевавтодормост”.
Аудиторы горадминистрации проверяли полноту выполнения этим предприятием уставных задач, результативность управления коммунальным имуществом и эффективность использования бюджетных средств. Данный аудит охватывал период деятельности КП “Киевавтодормост” с 1 января 2017 года по 30 декабря 2019 года.
Как указано в документе, в итоге были установлены финансовые нарушения на общую сумму 32,2 млн гривен, которые привели к потерям 4,94 млн гривен. Кроме того, аудиторы КГГА установили факты неэффективных расходов (упущенных выгод) КП “Киевавтодормост” на сумму 6,6 млн гривен.
В частности, на предприятии подолгу остаются вакантными должности рабочих специальностей и отсутствуют штатные сертифицированные специалисты по техническому обследованию сооружений. По данным аудиторов, это приводит к тому, что КП “Киевавтодормост” привлекает для проведения текущих (средних) ремонтов и обследования мостовых сооружений сторонних подрядчиков, на что тратится десятки миллионов гривен. Но, повышение квалификации штатных работников составляет всего 20 тыс. гривен – именно такова цена квалификационного аттестата, который позволяет выполнять определенные виды работ (вероятно, стоимость этого сертификата для одного человека. – KV).
В документе сообщается, что в течение 2017-2019 годов на обследование мостовых сооружений, которые потенциально могли бы проводить работники КП “Киевавтодормост”, но проводили сторонние подрядчики, предприятие потратило 66,40 млн гривен, а на выполнение работ по текущему (среднему) ремонту – 59,1 млн гривен.
Читайте: Почему киевляне могут остаться без моста Патона
При этом было установлено, что при проведении закупок услуг по проведению обследования искусственных сооружений были допущены многочисленные нарушения. Речь идет об ограничении конкуренции участников тендеров, их дискриминации, не публикации информации, предусмотренной законодательством (сообщений о внесении изменений к договорам и отчетов о выполнении договоров), завышении стоимости услуг по обследованию мостовых сооружений на общую сумму 3,65 млн гривен.
К примеру, при проведении обследования правобережной эстакады “Н” Южного мостового перехода стоимость работ была завышена на 2,48 млн гривен (завышение составляет более 95%), а при проведении таких же работ на путепроводе на пересечении просп. Комарова и ул. Леся Курбаса было допущено завышение на сумму 1,9 млн гривен (также более 95%). Также, предприятие допускало безосновательное завышение цен при закупке товаров путем заключения дополнительных соглашений к договорам. По мнению аудиторов, такие соглашения были ничтожными, что привело к незаконным расходам на сумму 254,2 тыс. гривен.
Кроме того, аудиторы КГГА выявили некие нарушения при проведении закупок на сумму 17,87 млн гривен, которые не привели к непосредственным потерям бюджетных средств.
Читайте: Столичного прокурора просят проверить ход капремонта Борщаговского путепровода
Были установлены и факты неэффективного использования средств столичной казны. Например, при проведении работ по обследованию путепровода на пересечении просп. Комарова и ул. Леся Курбаса на сумму 805 тыс. гривен (результаты обследования не были учтены при разработке и утверждении рабочего проекта его капитального ремонта) и при проектировании работ по изготовлению и замене герба на Московском мосту через реку Днепр на сумму 190,78 тыс. гривен (сама замена не проводилась). По мнению аудиторов, неэффективным использованием бюджетных средств можно считать и приобретение предприятием трех смартфонов стоимостью от 14 тыс. гривен до 22 тыс. гривен и планшета стоимостью 39,7 тыс. гривен. Эти гаджеты были куплены за средства, полученные от хозяйственной деятельности КП “Киевавтодормост”.
Также было установлено, что КП “Киевавтодормост” упустило выгоду в сумме 1,19 млн гривен. Эти деньги предприятие могло бы получить, если бы повысило плату за использование сетевых (кабельных) каналов и мест размещения кабелей по 22 договорам (всего таких договоров было 76) в 2018 году. По мнению аудиторов, такая плата должна была повыситься в связи с увеличением индекса инфляции на строительно-монтажные работы.
Плюс ко всему, руководство предприятия допустило ряд “бюрократических нарушений”: не обеспечило надлежащий контроль за состоянием сохранения коммунального имущества, не отразило в бухгалтерском учете материальные ценности, которые соответствуют критериям признания их активом, несвоевременно отразило в бухгалтерском учете увеличение стоимости основных средств и т.д.
В отчете аудиторов сообщается, что для устранения установленных недостатков и проблем, а также недопущения их в будущем Департамент внутреннего контроля и аудита предоставил руководству КП “Киевавтодормост” 28 рекомендаций. В итоге, предприятие учло 19 рекомендаций и частично учло 4 рекомендации. По расчетам аудиторов финансовый и экономический эффект от учета этих рекомендаций составляет 8,3 млн гривен.
Как неоднократно сообщала KV, содержание и ремонт столичных дорог и мостов ежегодно выкачивают из столичного бюджета миллиарды гривен, которые часто тратятся далеко не по назначению. Как известно, “первую скрипку” в этой сфере играет замглавы КГГА, экс-гендиректор КК “Киевавтодор” (с 15 апреля 2015 года по 21 февраля 2020 года) Александр Густелев. КП “Киевавтодормост” входит в состав коммунальной корпорации и именно Густелев по распределению обязанностей зампреда столичной администрации на данный момент отвечает за развитие транспортной инфраструктуры в Киеве. За много лет работы на разных должностях ему “прощали” самые разнообразные “возможные” нарушения.
Читайте: Как подчиненные “Киевавтодору” предприятия без конкурса “пилят” между собой бюджетные деньги
К примеру, еще с октября 2019 года Нацполиция Киева расследует факты возможного присвоения бюджетных средств при проведении капитальных ремонтов столичных путепроводов, на которые было потрачено порядка 650 млн гривен. В рамках досудебного расследования правоохранители установили, что в этом могут быть замешаны должностные лица упомянутых выше КК “Киевавтодор” и КП “Киевавтодормост”, а также одной из фирм-подрядчиков – ООО “Укртрансмост”. Кроме того, полицейские предполагают, что руководство КК “Киевавтодор” могло неэффективно использовать бюджетные средства: “дорожные коммунальщики” за 32,4 млн гривен закупили снегоплавильные машины, но не используют их в связи с дороговизной эксплуатации.
Читайте: Присвоение бюджетных средств и ненужные покупки: “Киевавтодор” снова заинтересовал полицию
Кроме того, Главное следственное управление (ГСУ) Нацполиции выяснило, что в 2018 году руководство КК “Киевавтодор” незаконно потратило 6,7 млн гривен на закупку контактных опор в ходе капитального ремонта дорожного покрытия бульвара Лепсе. По данным правоохранителей, должностные лица “Киевавтодора” завышали стоимость такой продукции на стадии подготовки тендерной документации и заставляли подрядчика покупать у конкретных поставщиков опоры, которые не соответствуют ДБН и ГОСТ, чтобы сэкономленные деньги шли на “откаты”. По информации следствия, по схожей схеме в течение 2015-2019 годов столичному бюджету могли быть нанесены убытки на сумму более 100 млн гривен. Кроме коммунальных “дорожников” в расследовании фигурирует азербайджанская фирма “Алке Иншаат Санайи Тиджарет”, а также несколько предприятий, которые могут быть связаны с руководителями КК “Киевавтодор”.
Читайте: Непонятные закупки: Нацполиция подозревает “Киевавтодор” в масштабном хищении бюджетных средств
Напомним также, что еще в феврале 2019 года антикоррупционная комиссия Киевсовета призвала тогдашнего генерального директора КК “Киевавтодор” Александра Густелева и тогдашнего профильного замглавы КГГА Дмитрия Давтяна к ответу за некачественный ремонт дорог и мостов в Киеве и их удручающее состояние. Депутаты обратили внимание на то, что эти должностные лица попросту игнорируют рекомендации Временной контрольной комиссии (ВКК) Киевсовета от 17 мая 2018 года, которыми было определено, как именно нужно заказывать в Киеве дорожные работы и контролировать их выполнение, чтобы асфальт в итоге не “сходил вместо со снегом”. Похоже, именно из-за нежелания выполнять рекомендации горсовета столичные дороги сейчас и находятся в ужасном состоянии, несмотря на то, что на их ремонты ежегодно тратится около 2 млрд гривен.
Читайте: Густелева и Давтяна предлагают отправить вслед за сошедшим с дорог Киева асфальтом
С 18 ноября 2019 года обязанности начальника КП “Киевавтодормост” исполняет Богдан Кобернюк. Его предшественниками были Дмитрий Котлубей (и.о. начальника с 31 июля 2017 года по 4 июля 2019 года), Владислав Виноградов (и.о. начальника с 5 июля 2019 года по 8 августа 2019 года) и Игорь Бойко (начальник с 8 августа 2019 года по 18 ноября 2019 года).
Это предприятие находится в подчинении КК “Киевавтодор”, которой с 19 мая 2020 года временно руководит заместитель генерального директора по развитию производства Александр Федоренко. После того, как Густелев пошел на повышение, с 21 февраля 2020 года по 19 мая 2020 года, эту корпорацию временно возглавлял первый заместитель директора Владимир Гузема.
В своей деятельности КК подчиняется Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет экс-замгендиректора КК “Киевавтодор” Валентин Осипов.
Фото: коллаж KV