Александр Горган активно развеивает слухи о своей неминуемой отставке. В пику сплетникам, предрекающим снижение губернаторской активности, глава КОГА разъезжает по области, проводит совещание за совещанием, а вчера даже похвалил президентский курс.
Об этом KV стало известно в ходе интервью главы КОГА Александра Горгана в ток-шоу “Эхо Украины” телеканала “Прямой” 7 октября 2018 года.
Область и агломерация
“Нужно понимать, что главной проблемой Киевской области является город Киев. С одной стороны, Киев – это “драйвер” развития. Столичная агломерация формируется спорадически. Сегодня мэрия и обладминистрация пытается упорядочить этот процесс. Отмечу, что впервые у глав КГГА и КОГА отличные отношения. Мы с Виталием Кличко говорим на одном языке. Это первый мэр, который не воспринимает окружение как конкуренцию, не считает пригород проблемой. Впервые мы видим конкретную парадигму проблемы формирования столичной агломерации. Мне приятно видеть, что Кличко идет на уступки по многим вопросам, которые для предыдущих председателей были камнем преткновения.
Представьте, что в Киев ежедневно с околиц приезжает более полумиллиона жителей Киевщины, и вечером едут домой. Это существенный вызов, имеет место т.н. маятниковая миграция, поскольку это нагрузка на общественный транспорт, социальную инфраструктуру. Но именно благодаря этим людям в столице оседают доходы с налога на прибыль физических лиц. Домой они “привозят” нагрузку на больницы, школы, детсады – всего этого не хватает – и главным вызовом становится гармонизация этих пространств: как города Киева, так и пригорода.
Александр Горган на заседании Киевоблсовета 21 июля 2018 года. Фото: KV
Виталий Кличко понимает, что к чему, и его амбиции не включают в себя “поставить заграждение от жителей области”, его амбиция – сформировать “большой Киев”, по примеру “большого” Парижа или других таких столиц, и сегодня урбанистика дает точный прогноз, что будущее – не за странами, а за мегаполисами. Через 50 лет на всей планете будет сформировано порядка 600 мегаполисов, которые будут кластерно вокруг себя формировать т.н. субурбию, агломерацию – и это, по факту, и будут главные геополитические единицы. Сегодня для нас требование времени – сформировать правильные, гармоничные законы, по которым будет сформирована натуральная система – такая, для которой будет ценен каждый, кто в ней проживает.
Мы говорим о том, что агломерация сама себя спорадически формирует, то есть у нас есть проблемы. Например, в городе Вишневое – мы констатируем факт – не хватает школ, и родители вынуждены тихо, чтобы не знало управление образования района, арендовать квартиры в соседних от школ домах, и оборудовать там классы. У нас очень много вызовов, которые и заключаются в том, что много городков в пригороде Киева превращаются в спальные зоны, и там не формируется местная экономика. И вот как раз вместе с Киевской мэрией мы формируем пошагово план, который даст возможность и разгрузить Киев, и вынести из Киева промышленную зону, и сформировать логистические центры и правильную взаимоинтегрированную систему общественного транспорта.
Читайте: Администрацию Горгана обвинили в нежелании строить школу в Вишневом
Сейчас мы подходим к практическим решениям, поскольку первый поселок, Коцюбинское, как часть Киевской области, сейчас рассматривается как первая административно-территориальная единица, что будет включена в состав непосредственно Киева. Киевсовет соответствующее обращение принял [и передал] в Верховную раду, и коллеги из КОГА тоже приняли обращение, чтобы Верховная рада как можно быстрее рассмотрела его. Это первая ласточка, и мы рассчитываем, что процесс натуральной интеграции, в которой права и, самое главное, интересы местных элит не будут попраны; этот процесс уже начинается.
Читайте: Киевсовет просит парламент рассмотреть вопрос присоединения к Киеву поселка Коцюбинское
За два года, что я на должности, Киевская область стала первой, которая массово применила принцип финансовой децентрализации, когда средства областного бюджета мы перестали осваивать через департаменты и областные структуры, а начали просто передавать их на места. В этом году более 200 млн гривен из областного бюджета мы просто отдали городам и районам. Раньше эти деньги тихо осваивались на областном уровне, понятно, что были коррупционные практики, даже ритуалы, проценты, которые кто-то обязательно заносил. Мы решили, что самым гарантированно некоррупционным способом использования денег будет передача их общинам. Потому что там люди ближе к мэрам, сельским главам, и они могут гораздо тщательней их контролировать. Этот принцип в прошлом году был объявлен ключевым, и в этом году мы успешно его применили. Более 200 млн гривен отдали на места, чтобы построить садики, школы, дороги, больницы, дома культуры. И это вселяет доверие в местных жителей, они начинают доверять государству”.
Читайте: Города Киевщины жалуются на отсутствие средств для строительства школ
Лагерь “Славутич”
“Киевская облгосадминистрация держит пульс на ситуации вокруг случая в лагере “Славутич” (там отравилось 12 детей, одна девочка впала в результате в кому и не выжила – прим. KV). Меня не просто это беспокоит, а крайне остро возмущает такая наглая позиция руководства лагеря, которым запретили работать, а они все равно продолжили. При том, что были использованы все правовые инструменты, прямые предписания, мол, прекратите работать: потому что три раза подряд в пищеблоке лагеря обнаруживали патогенную инфекцию. Они внаглую игнорировали предписания и продолжали работать. И при этом нужно понимать, что когда дети отравились, к ним более суток не допускали квалифицированных медицинских сотрудников. Их просто держали в заложниках. И ребенку не была вовремя оказана помощь. Именно это стало причиной таких трагических последствий.
Сюжет телеканала 1+1 про инцидент в детском лагере “Славутич” от 10.07.2018
А лагерь продолжает работать по сей день, при том что суд должен в судебном порядке рассмотреть прекращение его деятельности. Они вводят суд в заблуждение, выступают с заявлениями и просьбами перенести заседания, потому что “прокуратура проводит следственные действия” – а прокуратура в ответ “Мы никаких действий сейчас не проводим, которые могли бы помешать рассмотрению дела”. Подлое, умышленное поведение: адвокаты специально рассылают чиновникам письма, заваливают их запросами, троллят их; и по факту мы видим, что режим, который правительство установило для предприятий, защищая их от “маски-шоу” и давления правоохранителей, сегодня в такой недобросовестный способ злоумышленники-руководители этого лагеря используют, чтобы продолжать свою противоправную деятельность.
Мы вынуждены выдержать все правовые процедуры. Все предписания предоставлены, сейчас дело находится в суде. Если бы мы не пошли по правовым нормам, руководство ссылалось бы на то, что мы не предоставили им возможность добровольно прекратить свою деятельность. Мы сопровождаем это дело в суде”.
Читайте: Верховный суд вернул государству лагерь “Славутич”, в котором отравились 12 детей
Tru Cam и “менты в кустах”
“Я ждал, когда наконец у нас будет внедрена система фиксации скорости транспортных средств (ТС). За последние три года, с момента, что этот контроль вообще исчез с украинских дорог, у нас критически возросло количество людей, погибших вследствии ДТП. В Киевской области мы внедрили программу “Нулевая смертность на дорогах Киевщины”. По этой программе мы строим островки безопасности, круговые развязки на пересечениях улиц, но мы понимаем, что ключевой проблемой является скоростной режим. За три года украинские водители тотально разучились придерживаться скорости.
Я констатирую это с оглядкой на то, что, к примеру, мой день начинается в 6 утра с оперативной сводки про ДТП на дорогах Киевщины за минувшие сутки. И то колоссальное количество столкновений, которые в основном вызваны несоблюдением скоростного режима, и итоговые тому последствия дают мне право настаивать на решениях об ограничениях скорости. Ключевая проблема – это отсутствие действенных механизмов фиксации скоростного режима. К огромному сожалению, сознание наших водителей требует внешнего контроля.
Читайте: С сегодняшнего дня патрульная полиция начнет использовать устройства измерения скорости
Знаки, которые сейчас размещены на дорогах, с предупреждением о видеофиксации, останутся. “Менты в кустах” будут стоять с американской системой “Tru Cam”, которая защищена от вмешательства в ее работу, фальсификации, она не дает возможности сотруднику полиции непосредственно вмешиваться. Сами полицейские будут стоять там, где им будет удобно, не везде будут оповещения, и на сегодняшний день, выбирая меньшее зло, скажу: пусть стоят и останавливают. Доказано, что водитель, который был вынужден несколько раз в течение поездки проконтролировать свой скоростной режим, снижает общую скорость своего передвижения. Это культура, которая должна вырабатываться только так”.
Дороги: строительство
“Когда говорят про рост экономики, про выход из кризиса, самый убедительный способ проиллюстрировать, что это действительно так – это цифры. В 2014 году бюджет развития Киевской области составлял около 5 млн гривен. В прошлом году, когда распределялся бюджет развития, было распределено почти 1 млрд гривен. В этом году, согласно таможенному эксперименту, в Киевской области осваивается 1 млрд 300 млн гривен для ремонта или строительства новых дорог. Это колоссальные средства, за все годы независимости Украины у нас не было таких денег на то, чтобы ремонтировать и строить дороги.
Несколько раз нам в этом году приходилось проводить тендерные процедуры; должен сказать, что средства выделяются, но процедура их освоения требует совершенствования, так как на рынке появилось очень много фирм, которые намеренно заходят в тендера участниками, подают жалобы в Антимонопольный комитет, намеренно блокируют проведение процедур и требуют от компаний-претендентов на победу отступные проценты. Мы принципиально отказались платить отступные, потому что это значит, что фирме придется красть бюджетные деньги просто для того, чтобы “поделиться”. И это наша принципиальная позиция: даже если мы используем не все деньги, они не сгорят, не скиснут, они перейдут на следующий год. Но мы точно не дадим злоумышленникам наживаться на этом и провоцировать коррупционные практики.
Прямо сейчас мы строим участок дороги, у которого появилось собственное название, а именно Приирпенский транспортный коридор. У нас очень динамично развиваются такие города, как Буча, Ирпень, Гостомель, Ворзель. Причем настолько, что утром люди не могут выехать в Киев, а вечером вернуться обратно. Чтобы разгрузить это направление, мы строим через Вышгородский район, расширяем дорожное полотно, чтобы люди также могли проезжать через другой обход.
Более того, в этом году мы открываем международный таможенный переход в Полесском районе, у Чернобыльской зоны. Это сократит на огромную дистанцию переход с Беларуси на Киев. И именно эта часть дороги, которую мы строим для Приирпенья, фактически является органичной составляющей трассы на Полесский район. Для нас это очень важный проект, поскольку он сможет реализовать наше выгодное геополитическое положение. Движение с Балтики к Черному морю сократится на 400 км. Это колоссальная выгода, ведь когда мы говорим про расчет логистики для больших ТС, они на этом отыгрывают сутки, которые не нужно начислять ни по проживанию, ни по питанию, ни по отчислению суточных командировочных – сплошные колоссальные выгоды. Мы сделаем это за два года, начали уже в этом. Что важно, дорога будет скоростной. 4 полосы по Вышгородскому району, по 2 полосы в Иванковском и Полесском”.
Читайте: Дорога от Киева до Беларуси подвергнется капитальной реконструкции
Отопление и горячая вода
“Сегодня то, что делает Кличко – выражение правильного и рационального отношения к будущему столицы, поскольку он пытается вырвать столицу и ее коммунальную собственность из возможных долгов, которые хотят приписать Киеву. Дело в том, что он пошел на непопулярные шаги, рассчитывая на поддержку общественности, и понимая даже, что часть своего рейтинга и авторитета он потеряет, но Кличко принципиально занял позицию не платить раздутые, надуманные долги предыдущих теплообеспечивающих предприятий, изменил позицию НАК “Нафтогаз”, которые раньше вообще не принимали такой подход, а сейчас ему как никогда нужна поддержка киевлян. Ведь те миллиарды, которые он сэкономит за счет того, что он отказывается платить долги и штрафы за предшественников из бюджета Киева, пойдут на развитие столицы – строительство школ, садиков. Сейчас компания “Нафтогаз” и Киев ждут конечного решения. Мы понимаем, что номинации и договор Киев должен подписать, до начала отопительного сезона.
Читайте: В Киевсовете со скандалом согласовали текст мирового соглашения с “Нафтогазом”
В случае с областью, тут совершенно другая ситуация. В каждом городе своя история. По отдельным городам теплогенерирующие и теплообеспечивающие предприятия превратили хозяйства в кормушки, где они накапливают долги, получают деньги от населения, но вместо того, чтобы погашать долги, они просто крадут деньги: списывают на надуманные услуги по консультации, юридические услуги, маркетинговые; понимая, что кто-то придет, заплатит за людей – то есть, областной бюджет. Нам приходится это делать, просто спасать города от холода за счет финансовых интервенций.
В этом году мы вынуждены по 4 районам Киевской области предоставлять в экстренном порядке, в режиме денег с резервного фонда, финансовую помощь, чтобы отдельные города получили газ от “Нафтогаза”. Мы вынуждены идти навстречу, но понимаем, что эта практика сопровождается изучением прокуратурой деятельности тех чиновников в коммунальных хозяйствах, которые продемонстрировали или свой непрофессионализм, или коррупционную мотивацию”.
В Коцюбинском продолжаются тепловые баталии (видео)
Солнечная электростанция у Чернобыльской зоны
“Украина находится в очень выгодном положении с точки зрения т.н. инсоляции. Конечно, такие регионы, как Херсонская, Николаевская, и даже Днепропетровская область в более выгодном положении здесь, но с точки зрения подключениям к сетям, обслуживания и логистики Киевская область почти не уступает. У нас есть колоссально крутой кейс уже в Броварском районе, село Великая Дымерка. Это очень сильный проект, который увеличивается, и игроком этого проекта является одна из самых крупных корпораций в мире.
Что касается Чернобыльской зоны, там существуют все инфраструктурные решения по подключению, и она с точки зрения стоимости земли и ликвидности территории особенно привлекательна. Сегодня с помощью французских коллег разработано очень сильное техническое обоснование проекта, и сейчас мы в поиске стратегического инвестора на сооружение колоссальной солнечной электростанции”.
Читайте: В Чернобыле открыли первую солнечную электростанцию (фото)
Дороги: ремонт
“Ремонт дорог – это очень специфичная математика. В стоимости ремонта около 80% – это стоимость асфальта, а 20% – налоги, лизинг спецтехники, зарплата и сопутствующие траты. А в самом асфальте 70% цены из-за битума, который мы не производим, мы покупаем его за границей – в Румынии или Беларуси. И потому каждый раз, что мы говорим об определенных деньгах, которые мы выделяем на ремонт дорог, нужно быть осторожным: это должны быть дороги, которые создают ценностное предложение и обеспечивают прибавку к бюджету.
Когда сегодня у людей появляются сомнения, действительно ли ожидают нас перспективы процветания, роста экономики, я могу ответственно заявить как человек, который работает со статистическими данными и наблюдает строительство школ, садиков, дорог и объектов, которые люди ждали десятилетиями и не надеялись на их появление. Они появляются. Страна растет. Децентрализация финансов, запущенная Президентом в 2014 году, направила деньги в бюджеты городов, сел, поселков и районов, и сегодня дает свои плоды. Страна цветет и лучшие времена уже наступают”.
Фото: коллаж KV