Действия должностных лиц КП “Киевский метрополитен” при проведении капремонта сетей освещения на объектах подземки после практически двухлетнего расследования, похоже, уже не вызывают вопросов у правоохранительных органов. По данным Нацполиции, руководство столичного метро не знало о том, что один из руководителей его подрядчика – ООО “КБ “Теплоэнергоавтоматика” – ориентировочно на 12,69 млн гривен завысил стоимость светодиодных светильников. Причем сделал это для получения неправомерной выгоды исключительно для себя. В связи с этим в рамках соответствующего дела официальное подозрение получил только замдиректора указанной компании. При этом ему инкриминируют не “суровое” присвоение бюджетных средств, а более “мягкое” злоупотребление служебным положением. Также интересный факт, что в рамках этого производства уже не фигурируют подрядчики, через которые, как считало следствие на первоначальном этапе, деньги столичной общины выводились в теневой оборот.
Как стало известно KV, расследование уголовного производства №42019101070000198 по факту возможных злоупотреблений со стороны подрядчиков КП “Киевский метрополитен” продлено до 25 ноября 2021 года. Соответствующее определение Подольский районный суд Киева вынес 25 августа 2021 года, в Едином госреестре судебных решений оно опубликовано 14 сентября 2021 года.
Срок расследования продлили в связи с необходимостью проведения некоторых мероприятий, в частности, повторных товароведческой и экономической экспертиз.
На данный момент это следствие проводит Подольское управление Нацполиции Киева. А единственному официальному фигуранту данного производства инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 364-1 УК Украины – злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы, повлекшее тяжкие последствия. Санкция статьи предусматривает до 6 лет лишения свободы.
Как указано в судебном определении от 25 августа 2021 года, правоохранителей заинтересовало, как ЧП “Теплоэнергоавтоматика” (с мая 2020 года – ООО “КБ “Теплоэнергоавтоматика” – KV) выполняло свои обязанности по трем договорам на осуществление капитальных ремонтов сетей освещения объектов метрополитена с производством светодиодных светильников. Речь идет о следующих соглашениях:
-
договор от 7 мая 2018 года – капитальный ремонт сетей освещения в электродепо “Харьковском” (стоимость работ по договору – 15,33 млн гривен);
-
договор от 4 июня 2018 года – капитальный ремонт сетей освещения главного производственного корпуса вагоноремонтного завода (стоимость работ по договору – 11,39 млн гривен);
-
договор от 20 июля 2018 года – капитальный ремонт сетей освещения в электродепо “Оболонь” (стоимость работ по договору – 16,86 млн гривен).
В упомянутом выше определении сообщается, что в июне-декабре 2018 года КП “Киевский метрополитен” перечислило на счета ЧП “Теплоэнергоавтоматика” денежные средства на общую сумму 29,6 млн гривен за выполнение указанных подрядов. Оплата осуществлялась по актам выполненных работ, в которые, как выяснили правоохранители, были внесены недостоверные сведения о стоимости товаров и работ.
Выдержка из материалов дела
В указанном судебном документе уточняется, что, согласно результатам комплексной судебной товароведческой и судебной экономической экспертизы от 30 сентября 2020 года, ЧП “Теплоэнергоавтоматика” в рамках выполнения этих трех подрядов поставило столичному метрополитену светодиодные светильники по завышенной стоимости, что нанесло бюджету Киева ущерб на сумму 12,69 млн гривен.
25 мая 2021 года следователи Нацполиции сообщили заместителю директора ЧП “Теплоэнергоавтоматика” о подозрении в совершении преступления, предусмотренного вышеупомянутой ч.2 ст. 364-1 УК Украины. Именно этот человек, имя и фамилия которого в судебном определении скрыты, подписывал акты выполненных работ.
При этом, по данным правоохранителей, указанный замдиректора “злоупотребил своими полномочиями с целью получения неправомерной выгоды для себя” и “использовал свои служебные полномочия вопреки интересам ЧП “Теплоэнергоавтоматика”. В материалах следствия, опубликованных в реестре судебных решений, не уточняется, была ли избрана подозреваемому какая-либо мера пресечения.
Вместе с тем, согласно материалам дела, должностные лица КП “Киевский метрополитен”, якобы, ничего не знали о преступном умысле руководства компании-подрядчика.
Напомним, указанное уголовное производство было открыто 3 июля 2019 года управлением полиции в метрополитене Нацполиции Киева. Изначально расследовались факты возможных злоупотреблений при сотрудничестве КП “Киевский метрополитен” с четырьмя подрядчиками – нынешним фигурантом дела ЧП “Теплоэнергоавтоматика”, а также ЧП “Форт-Плюс”, ООО “НПП “Укринвестгруп” и ПАО “Киевметрострой” (подрядчик строительства метро на Виноградарь).
На тот момент правоохранителей заинтересовали 11 договоров подряда, заключенные с указанным “квартетом” компаний. Блюстители закона тогда рассматривали версию о том, что возможные фигуранты этого дела совершили преступление, предусмотренное ч.3 ст. 191 УК Украины – присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным лицом своим служебным положением, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц. Санкция этой статьи предусматривает наказание более суровое, чем то, которое грозит нынешнему фигуранту – до 8 лет лишения свободы.
Читайте: Полиция подозревает руководство “Киевского метрополитена” в сговоре с четырьмя подрядчиками
Как минимум до февраля 2021 года следствие изучало версию о том, что должностные лица столичной подземки внедрили механизм по закупке некачественных товаров и услуг по завышенным ценам с целью вывода бюджетных средств в теневой оборот и их последующего присвоения. Для этого, по данным следствия, упомянутые компании-подрядчики переводили полученные от метрополитена средства на счета неких “фирм-представителей”, а последние переводили их на счета “субъектов хозяйствования транзитно-конвертационной направленности с признаками фиктивности”.
Срок расследования данного производства ранее неоднократно продлевался и после предпоследнего продления заканчивался 25 августа 2021 года.
По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “КБ “Теплоэнергоавтоматика” (до мая 2020 года – ЧП “Теплоэнергоавтоматика”) было зарегистрировано в Одессе в апреле 1999 года. С апреля 2020 года директор – Александр Стеценко. С июля 2020 года учредители и конечные бенефициары – жительница Киева Татьяна Белецкая и житель города Арциз Одесской области Александр Павлик.
До этого – с марта 2018 года по июль 2020 года – конечным бенефициаром был Родион Никитин из города Энергодар Запорожской области. Также он лично руководил фирмой с января 2018 года по март 2019 года.
По информации Clarity-Project, в период с апреля 2017 года по август 2021 года между КП “Киевский метрополитен” и ООО “КБ “Теплоэнергоавтоматика” было заключено 35 договоров на выполнение разного рода работ и поставку товаров на общую сумму порядка 128 млн гривен. Кроме этого, данная фирма в рамках публичных закупок сотрудничала и с другими столичными коммунальными предприятиями – КП “Киевтелесервис” и КП “Киевпастранс”.
КП “Киевский метрополитен” было создано Киевсоветом в марте 1999 года. Должность директора этого КП с 17 июля 2014 года занимает Виктор Брагинский (на коллаже).
KV неоднократно сообщала, что КП “Киевский метрополитен” неоднократно попадало в поле зрения правоохранителей в связи с возможным совершением разного рода бюджетных злоупотреблений. Так, в марте 2018 года Нацполиция открыла уголовное производство по факту того, что должностные лица КП “Киевский метрополитен”, сговорившись с должностными лицами ООО “Бранд Трайдинг Энд Консалт” и используя реквизиты фиктивных субъектов хозяйствования, вероятно, присвоили 1,7 млн гривен. Это – более половины суммы, перечисленной столичной подземкой победителю одного из многочисленных тендеров на ремонт базы отдыха “Метро” в селе Летки.
Читайте: Как деньги КП “Киевский метрополитен” оседают на счетах фиктивных фирм
В июле 2019 года Подольская окружная прокуратура (тогда – Киевская местная прокуратура №7) заинтересовалась сразу несколькими закупками столичной подземки. Прокурорам стало известно, что фирмы, у которых КП “Киевский метрополитен” покупало различное оборудование и материалы, являются фиктивными. Правоохранители открыли уголовное производство по факту растраты имущества путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах.
Читайте: КП “Киевский метрополитен” снова уличили в многомиллионных махинациях
А в июле 2020 года Соломенский районный суд Киева освободил главного бухгалтера КП “Киевский метрополитен” Людмилу Панасюк от уголовной ответственности за служебную халатность из-за окончания срока давности. Речь идет о 26 млн гривен из кредита ЕБРР, которые, похоже, были излишне уплачены ОАО “Метровагонмаш” по заключенному в 2011 году договору на поставку метропоездов.
Читайте: Суд “простил” главбуху “Киевского метрополитена” служебную халатность размером в 26 млн гривен
КП “Киевский метрополитен” подчинено Департаменту транспортной инфраструктуры, который с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. Деятельность указанного департамента контролирует замглавы КГГА Александр Густелев.
Фото: коллаж KV