В центре столицы, на Подоле, среди множества дорогих магазинов можно найти небольшую, поистине уютную мастерскую Woolberry, в которой делают сумки и аксессуары из натурального войлока. Создатель бренда Катерина Сполитак – героиня очередной истории об украинских стартапах от КиевVласть.
Зарождение стартапа
Основательница Woolberry Катерина Сполитак вот уже три года занимается собственным делом – создает яркие сумки и аксессуары из натурального войлока. По ее словам, пять лет назад она и подумать не могла, что создаст собственный бренд в области дизайна. Работала Катерина сценаристом на телевидении и была сосредоточена исключительно на съемках и постпродакшене.
“Есть два человека, которые сподвигли меня на создание Woolberry – это мой сын и муж. И если первый – просто не оставил выбора (потому, что круглосуточная работа на телевидении и младенец на руках – вещи трудно совместимые), то мой муж – Никита Глушко – стал главным партнером в нашем новом деле”, – рассказывает Катерина.
Читайте также: История одного стартапа. Бизнес на полках
По ее словам, войлок, как материал, понравился им сразу.
“Влюбил в себя материал – натуральный, теплый, живой, скульптурный и, при этом, практичный. И нам захотелось создать что-то красивое, новое – эта была совсем пустая ниша в Украине. Мы чувствовали себя первооткрывателями”, – отмечает предприниматель.
Безусловно, в мире существуют бренды, которые уже работают с натуральным войлоком, – но их немного, и стартаперам удалось придумать свой “велосипед”. Свои модели сумок, которые впоследствии стали бестселлерами.
Войлочный бизнес
“Нашему бизнесу чуть больше трех лет. Есть своя мастерская, свой шоу-рум, налаженная система продаж через соцсети и несколько магазинов-партнеров по Украине и миру, в которых мы представлены”, – отмечает стартапер.
По словам Катерины, мастерская находится в Киеве, на Подоле, и там происходит все самое интересное: от разработки – до пошива финальных изделий. Предприниматели не пользуются услугами посредников и не отдают производство на аутсорс (даже во время предновогодней суеты). Ребятам важно контролировать пошив от “А” до “Я”.
“У нас полностью авторский дизайн со своими тонкостями – и важно, чтобы каждая закрепка, каждая заклепка была на своем месте. Дизайнерские и конструкторские решения – это наша с Никитой зона ответственности”, – подчеркнула Катерина Сполитак.
Как сообщила KV Катерина, сейчас стартаперы находятся на том этапе, когда производство уже отработано и поставлено на поток, и мощности ставят перед ними другую задачу – рост команды и расширение рынка сбыта. Тем более, что уже сейчас приходится срочно “тушить пожары”. Например, предприниматели просто не успевают отшить всю цветовую линейку после Нового года, хотя уже почти февраль.
Читайте также: История одного стартапа. Deadline для журналистики и PR
“Если в предыдущие годы мы больше были нацелены на разработку моделей и организацию производства, то теперь настало время качественного скачка. Скажу вам по секрету, что мы изначально мечтали создавать предметы интерьера и декор. Наша первая штуковина, которую мы придумали, была отнюдь не сумка – это был капхолдер на стакан”, – утверждает основательница Woolberry.
По ее словам, капхолдеры – это картонные цилиндрики, которые надевают на бумажные стаканчики с кофе, чтоб не обжечь руку. “Никита (он тогда работал в кафе) придумал сделать такую штуковину – только из войлока. Для постоянных клиентов, с вышитым именем. Реализация замысла легла на мои плечи, но я тогда не особо умела шить. Может, именно поэтому затея провалилась, но именно тогда мы поняли, что так просто востребованный продукт не создать и пришлось включить свое “женское начало” и внимательно “подслушать”, чего хотят женщины, а хотели они тогда 15-ю сумочку в гардероб”, – шутит Катерина.
На фото: Катерина Сполитак
Именно женские сумки и стали визитной карточкой Woolberry, как самый понятный и востребованный аксессуар. Но это, по словам Сполитак, лишь вершина айсберга, ведь пришло время открывать другие ниши, более сложные, но от этого не менее интересные.
“Уже через месяц мы представим свой новый бренд, также работающий с войлоком, – но уже в другом русле. Это будет очень востребованный продукт, рассчитанный теперь уже не только на женскую аудиторию”, – отметила собеседница KV.
Название Woolberry (wool (с англ.) – шерсть, berry – ягода) ребятам пришло не сразу, но как только они придумали это слово сразу поняли, что это – оно.
Сейчас у стартаперов большая палитра цветов – больше 25-ти оттенков, и большинство из них как раз сочные, ягодные, “вкусные”. “Когда мы только начинали свой бизнес, то работали только с серым цветом. Достать разноцветный натуральный войлок в Украине и сейчас невозможно, но мы нашли фабрику в Германии, с которой работаем уже несколько лет. Они производят качественный материал из 100% шерсти мериноса. Он очень износоустойчивый, не деформируется и обработан защитной пропиткой от воды”, – подчеркнула основательница Woolberry.
Молодые предприниматели почти каждый месяц вводят новые оттенки и, как говорят, в их деле иногда цвет решает больше, чем сам материал. Девушки интуитивно реагируют на любимые полутона – винный, черничный, инжир, глубокие оттенки зеленого, а потом уже оценивают дизайн и экологичность материала.
О рисках Woolberry
“Если говорить о рисках, то, конечно, они были, но мы их не сильно чувствовали”, – считает Катерина Сполитак.
Во-первых, у стартаперов не было большого стартового капитала, ведь вложили они около 1000 $ своих денег в дизайн лого и материал, – соответственно, не было и давления “замороженных” средств, которые надо срочно вернуть.
На фото: Катерина Сполитак со своим товаром на витрине в магазине “Все.Свои” на Крещатике
Во-вторых, как рассказывает Катерина, это было время после Майдана, когда в людях проснулся большой интерес к украинскому продукту. “Нам повезло, как и многим другим ребятам, создающим стартапы в то время. Наши первые изделия разлетались прежде, чем мы успевали их сфотографировать. Огромный лимит доверия не только поддерживал на плаву в финансовом плане, но и стимулировал придумывать новые вещи день за днем”, – отметила основательница Woolberry.
Читайте также: История одного стартапа: Артему Спирину его компания “Made by hands” спасала жизнь 3 раза
С первых дней Катерина стала ходить на маркеты и ярмарки, общалась с живой аудиторией. Это было для нее супер-важное время в плане “обратной связи”. “Иногда один придирчивый взгляд скажет тебе больше, чем десятки комментариев в Facebook. И я очень благодарна всем, кто был с нами в это время и давал ценные советы. Я просто внимательно слушала людей, их пожелания, и мы сразу же корректировали модель, ведь все изделия на тот момент я кроила вручную, поэтому подправить выкройку не составляло труда”, – утверждает собеседница KV.
О достижениях и серьезных намерениях
Как рассказала KV Катерина Сполитак, они с командой имеют много планов на будущее относительно своего бизнеса. Например, планируют создать собственный сайт, ведь он необходим, как торговая площадка, если хочешь представлять продукт за границей и принимать платежи в иностранной валюте. Также готовятся расширять команду. Хотят пополнить свой штат копирайтером и предметным дизайнером.
“Что касается рекламы, то я не могу сказать, что у меня есть конкретная рекламная стратегия. Зато у меня есть стратегия по выстраиванию отношений с клиентами – доверительных, дружеских. Лучшая реклама – это искренняя заинтересованность в своем покупателе. Отсюда – и качественный продукт, в котором ты выкладываешься на все 100%. И бессрочный сервис, само-собой. И не просто вежливое, а максимально предупредительное общение в магазине и в соцсетях, ведь человек приходит к тебе не только за сумочкой, он приходит за поддержкой, теплом, приятными эмоциями, которые также являются составляющими бренда наравне с продуктом”, – считает Катерина.
Стартаперы гордятся тем, что летом прошлого года они впервые провели акцию по переработке войлока. Называлась она #refresh. По их словам, суть этой акции состояла в том, что люди могли принести назад свои прежние ношеные сумки из войлока. А ребята, в свою очередь, отдавали клиентам совершенно новые изделия с большой скидкой. Кому-то просто надоел цвет, кто-то поставил огромное пятно – причины были разные, но так или иначе несколько десятков сумок оказались у предпринимателей.
“Дальше началась переработка. Я сама лично перестирала все распоротые сумки в стиральной машине и впервые в жизни занялась апсайклингом. Мелкие обрезки пошли на пуфики, а крупные фрагменты – на симпатичные брелки ручной работы, которые мы продавали в благотворительных целях. Всю сумму, вырученную с продаж, мы передали команде “Україна без смiття”, которая вот уже несколько лет занимается сортировкой и последующей переработкой отходов”, – резюмировала Катерина Сполитак.
Она также сообщила KV, что компания вышла и на продажи зарубеж. Так, в прошлом году несколько партий сумок Woolberry впервые уехали в Чили. А еще в стартаперов есть партнеры в США (Чикаго) и Латвии, которые представляют их продукт на постоянной основе.
“И это – лишь небольшой процент от того присутствия на западных рынках, которое я вижу в будущем. Наши партнеры – чаще всего наши бывшие клиенты, друзья бренда, с которыми у нас общие ценности. Нас объединяет уверенность в том, что украинские дизайнеры способны создавать заметные, достойно конкурирующие на мировом рынке проекты. Теперь осталось эту уверенность монетизировать”, – поделилась своей концепцией собеседница KV.
Читайте также: История одного стартапа о химическом бизнесе и научных экспериментах
Фото: Woolberry