Киев ожидает массовое закрытие коммерческих предприятий и исход бизнеса на территорию области, что быстро приведет к обвалу поступлений в горбюджет. Причина – резкое повышение размера платежей за землю, старт которому дало утверждение горсоветом новой нормативной оценки столичной земли. Безумное в условиях экономического кризиса решение лоббировали нынешний секретарь Киевсовета Владимир Прокопив и глава бюджетной комиссии столичного горсовета Андрей Странников.
Несколько недель представители бизнеса рассказывают KV, что в столице размер земельного налога для владельцев зданий и помещений, а также земельный налог возросли до уровня, который осилить не в состоянии никто. Говорят, что из налоговой сейчас приходят платежки, от которых глаза лезут на лоб. Так, владелец двух кресел в парикмахерской площадью 48 кв. м получил платежку на 55 тыс. гривен, а офис скромной фирмы площадью 75 кв. м – на 58 тыс. гривен.
КиевVласть сообщала, что 27 июля постоянная комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства и регуляторной политики создала рабочую группы для изучения очевидно завышенной нормативной денежной оценки земли. Основанием для такого решения стала жалоба ООО “Птицефабрика киевская”, для которого аренда за землю в Киеве выросла в 60 раз.
Впрочем, толку с этого, явно, будет мало: маховик начисления новой земельной аренды и налога уже раскручен.
Предпосылки новых правил
Главное управление Государственной фискальной службы (ГФС) в Киеве на запрос KV пояснило, что, в соответствии со ст. 18 закона “Об оценке земель”, денежная оценка в городах переоценивается один раз в 5 – 7 лет.
Предыдущая нормативная денежная оценка земель Киева была утверждена решением Киевсовета от 26.07.2007 №43/1877. Утвержденный этим же постановлением Порядок определения нормативной денежной оценки земельных участков действует до сих пор.
Решением Киевсовета от 10 декабря 2014 № 565/565 с 01.07.2015 года введена в действие новая нормативная денежная оценка, утвержденная решением Киевсовета от 03.07.2014 года № 23/23 “О утверждении технической документации по нормативной денежной оценки земель города Киева”.
Согласно ст. 287 Налогового кодекса (НК) учет и формирование налоговых уведомлений на землю физлицам осуществляется до 1 мая отчетного года. И, согласно ст. 286 НК, вручаются до 1 июля с учетом всех норм действующего законодательства. По данным налоговой, в 2015 году в бюджет Киева по налогу на землю с физлиц поступили 67,1 млн гривен. Юридические лица в 2015 году заплатили за землю 2 млрд 180,5 млн гривен налога.
На запрос KV Департамент земельных ресурсов Киевской горгосадминистрации (КГГА) ответил, что разработчиками техдокументации по нормативной оценке земли были ДП “Институт Киевгенплан” и ГП “Киевский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства”. В соответствии с их разработками, средняя базовая стоимость 1 кв. метра киевской земли по сравнению с предыдущей оценкой возросла на 42%.
Департамент земресурсов акцентировал внимание на том, что техдокументация по нормативной денежной оценке до ее утверждения Киевсоветом возвращалась на доработку.
Как переоценивали столичную землю
2 июня 2014 года, рассматривая проект решения Киевсовета “Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель города Киева”, земельная комисия смогла проголосовать только со второго раза. Первое голосование по этому вопросу набрало только 8 голосов “за”, 11 депутатов воздержались.
Но после убедительных доводов секретаря Киевсовета Алексея Резникова, главы земельной комиссии Владимира Прокопива и главы бюджетной комиссии Андрея Странникова проект все-таки был одобрен 17 голосами.
Депутаты Киевсовета Сергей Крымчак во время обсуждения напомнил, что во время войны и кризиса нельзя дополнительно нагружать бизнес. А депутат Киевсовета и директор КП “Житлоинвестбуд-УКБ” Вячеслав Непоп вообще бьл уверен (и, похоже, оказался прав), что столичный бюджет в результате может даже потерять то, что имеет от налога на землю сейчас. По его мнению, слишком дорого никто за землю платить не будет.
За необходимость подорожания киевской земли выступил секретарь Киевсовета Алексей Резников, который посетил заседание земельной комиссии специально для участия в обсуждении этого вопроса. Он и предложил создать рабочую группу, в которую войдут депутаты из земельной и бюджетной комиссий, департамента земельных ресурсов КГГА и ГФС.
Это рабочая группа, по словам Резникова, должна была отработать новую техдокументацию и определить срок вступления ее в действие. Таким образом, депутаты смогут подкорректировать документ, и в случае чего – отсрочить.
В поддержку подорожания земли выступил глава земельной комиссии Киевсовета Владимир Прокопив. По его словам, не принять это решение нельзя, а принимать не хочется, поэтому, мол, предложение Резникова является в этом случая неплохой альтернативой.
Читайте: В Киевсовете не особо хотят подорожания столичной земли
Ну, а глава бюджетной комиссии госровета Андрей Странников пообещал пересмотреть целесообразность вступления в действие решения горсовета об утверждении новой нормативной оценки земли на своей комиссии после рассмотрения финансового отчета за первые три квартала 2014 года.
Принимая в июле 2014 года решение “Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель города Киева”, депутаты Киевсовета торопились, так как это решение необходимо было принять и опубликовать до 15 июля, чтобы оно вступило в силу с 2015 года, как требует закон “Об оценке земель”.
Депутаты также договорились своим отдельным решением назначить время вступления новой нормативной денежной оценки в силу. Срок, который горсовет установил для принятия такого решения, – до 15 ноября. И обязательно после рассмотрения отчета о выполнении бюджета Киева на 2014 год за первые три квартала.
Тем не менее, 31 октября 2014 года комиссия Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития под руководством Андрея Странникова утвердила проект решения горсовета “О введении в действие решения Киевсовета от 03.07.2014 №23/23 “Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель Киева”.
Члены комиссии подсчитали, что утверждение новой цены столичных земель принесет бюджету Киева дополнительные 500-700 млн гривен доходов. Чего, разумеется не случилось.
Так, из ответа Департамента финансов КГГА на запрос KV следует, что ожидаемые поступления налога на землю в 2016 году должны составить 2,8 млрд гривен, в том, числе, 942 млн гривен земельного налога и 1,87 млрд гривен арендной платы. Это на 30,4% больше показателя 2012 года, когда поступления от налога на землю составили 2,152 млрд гривен, в том числе, 928 млн гривен земельного налога и 1,225 млрд гривен арендной платы.
То есть, статистика 2016 года приближена к показателям 2012 года. Как бы компенсируя провальные 2013-2015 годы.
Читайте: Киевская земля готовиться подорожать на 42%
Обсуждая повышение ставок на заседании комисии, часть депутатов выступила за внедрение неких льгот по оплате земельного налога и арендной платы для государственных промышленных предприятий города.
По информации депутата от “УДАРа” Виктора Билыча, для больших предприятий повышение арендных ставок или налога на землю равняется зарплатам всех работников за 2,5 месяца. Поэтому, людям придется урезать оплату труда и проводить сокращения.
Еще один представитель “УДАРа” в Киевсовете Олег Костюшко выступил против допущения подобного давления на предпринимателей. По его мнению, они берут на себя огромные риски, работая в такое экономически нестабильное время, но все-таки обеспечивают людей работой, благодаря чему, кстати, город получает доход от налога на доходы физлиц.
Но в ответ на это директор Департамента земельных ресурсов КГГА Алексей Полищук заявил, что земельный налог – самый прозрачный, так как наличие у предприятия земли утаить невозможно, а зарплаты бизнес часто выдает в конвертах. Какую логику при этом хотел выстроить Полищук, остается только догадываться.
Бывший замначальника управления земельных ресурсов КГГА Андрей Тарнапольский, принимавший участие в согласовании нормативной денежной оценки в 2007 году, рассказал в интервью KV, что комиссия Киевсовета по вопросам бюджета вместе с земельной комиссией тогда руководствовались, прежде всего, оценкой влияния новой нормативной оценки земли на эффективность бизнеса.
Были взяты экономические показатели 600 предприятий из 10 групп по видам бизнеса и в разных экономико-планировочных зонах. Критерием была доля дохода, направляемая на оплату земли. Тогда она составляла десятые доли процента.
Читайте: Киевская земля с 2015 года все-таки подорожает
Кроме того, учитывали оценку по планировочным зонам. Так, промышленное предприятие, находящееся в зоне железнодорожного вокзала перевели в другую зону, так как эта близость не могла использоваться для увеличения рентабельности а ставка этой зоны перегружала себестоимость продукции.
По словам Тарнапольского, нынешнее решение об изменении нормативной оценки земли было принято на базе наработок 2007 года путем механического увеличения ставок. Но с 2007 года многое изменилось – предприятия перепрофилировались, случился не один кризис, рухнула банковская система, не раз обвалилась гривня, плюс инфляция, война и т.д.
Тарнапольский предположил, что в основе принятия решения лежало заманчивое для мэра Виталия Кличко предложение пополнить бюджет. Владимир Прокопив и Андрей Странников продавили документы о нормативной оценке, позабыв что завышенные нормы, в соответствии со ст. 289 НК, подлежат индексации. В 2016 году этот коэффициент составляет 1,433! Таким образом, секретарь Киевсовета и глава бюджетной комиссии попросту подставили киевского градоначальника.
Потому вместо тупого поднятия ставок депутатам следовало бы немного пораскинуть мозгами и поработать. Ведь не секрет, что масса офисов, расположенных в бывших квартирах, не переводила их в нежилой фонд. Сюда же – СТО, шиномонтажи, мойки и прочие СПД в гаражах, дворовых тупиках, и техпомещениях жилого фонда. Это все следует инвентаризировать и заставить платить разумный земельный налог или аренду.
Ведь теперь получится так, что земельный налог платят только глупцы, оформившие все надлежащие документы на офисы и мастерские.
Чтобы корова меньше ела и давала больше молока
В отличие от прямых сельхозпроизводителей, для остальных промышленных субьектов земля не является средством производства. Большинство заводов являются заложниками советской гигантомании и унаследовали негибкую инфраструктуру, которая теперь тянет их на дно.
Впрочем, любой из киевских рынков, заполненность которых и так не превышает 60%, не сможет переложить новые земельные ставки на плату за торговые места. Продавцы попросту уйдут.
Также очевидно, что любое увеличение налогов и сборов ложится на себестоимость продукции и услуг. В условиях продолжающего кризиса это даст обратный эффект мультипликатора – снижение потребления, налогов, социальных выплат и, все более грустные, т.д. Многие разорятся.
Кроме собственно налоговых функций, нормативаная денежная оценка является базой для проведения ряда других неналоговых расчетов. Например, при определении размера паевого взноса при целевом выделении земучастка в долгосрочную аренду, продаже участка и т.д. Это тоже дополнительная нагрузка – на бизнес и на потребителя, что тоже снизит покупательную активность.
Понимая увеличение и без того непосильной нагрузки на бизнес, задыхающийся без инвестиций и оборотных средств, нардеп Анатолий Денисенко внес 15 февраля с.г. в Раду законопроект “О внесении изменений в статью 289 Налогового кодекса Украины (относительно введения моратория на индексации нормативной денежной оценки земель)”, которым предлагается ввести соответствующий мораторий до 31 декабря 2018 года. Но этот законопроект до сих пор рассматривается в парламентских комитетах.
Читайте: Киевский бюджет-2016: рост за счет инфляции и падение эффективности управления городом