Счетная палата Украины провела аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2013 году и первом квартале 2014 года для обеспечения реализации полномочий Укргосреестра. В результате проверки были выявлены нарушения, которые наносят вред как бюджету, так и информационной безопасности Украины.
Об этом KV стало известно из письма председателя Счетной палаты Романа Магуты к премьер-министру Арсению Яценюку.
По результатам аудита коллегия пришла к выводу, что Укргосреестр принял ряд мер по реализации закрепления за ним основных направлений государственной политики в сферах государственной регистрации.
В частности, упрощена электронная регистрация юридических лиц и физических лиц – предпринимателей и электронный обмен информацией между государственными органами, обеспечена возможность заполнения запросов и получения информации через интернет непосредственно на регистрационном портале. Введена предварительная запись на прием через интернет в режиме онлайн во все отделения государственной регистрации активов гражданского состояния.
Однако организационные основы построения структуры Укргосреестра, деятельность которого координируется Минюстом, нуждаются в нормативно-правовом усовершенствовании и принятии управленческих решений по комплектации штата. Проблема в том, что местные регистрационные службы юридически не выделены, вопрос аренды помещений для территориальных органов юстиции не решен, государственные реестры не оптимизированы, а программное обеспечение функционирования реестров несет риски блокирования их роботы.
“Укргосреестром не создан единый реестр на базе Единого государственного реестра юридических и физических лиц – предпринимателей, Единого лицензионного реестра и реестра документов разрешительного характера, которые содержат взаимосвязанную информацию, необходимых для фискальных целей, государственного регулирования экономики и нужд субъектов предпринимательской деятельности”, – заявил Роман Магута.
По его словам, использование Укргосреестром на протяжении 2013 и 1-го квартала 2014 года бюджетных средств общего и специального фонда государственного бюджета в общей сумме 78,7 млн грн на реализацию установленных законодательством полномочий было неэффективным.
Также приобретенные материальные ценности: кондиционеры, принтеры, 54 компьютера и т.д общей стоимостью 352 тыс. грн не эксплуатировались и не были переданы для использования, что является неэффективным использованием имущества и соответственно бюджетных средств.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Как утверждает глава Счетной палаты, в Укргосреестре не устранены риски невыполнения государственными предприятиями “Информационно-ресурсный центр” и “Информационный центр” функций: по обеспечению функционирования систем реестров, предоставлению доступа физическим и юридическим лицам к автоматизированным системам, обеспечению сохранения и защиты данных, которые содержатся в единых и государственных реестрах.
“Из-за отсутствия надлежащего внутреннего контроля со стороны Министерства юстиции и Укргосрееста, калькуляция себестоимости услуг по обслуживанию реестров. рассчитана двумя государственными предприятиями, которые определены их администраторами, была экономически необоснованной и завышенной”, – добавил Магута.
Он также отметил, что значительные объемы просроченной кредиторской задолженности перед государственными предприятиями создают риски взыскания с них задолженности и штрафных санкций в общей сумме 64 млн грн в пользу коммерческих структур согласно условиям договоров о предоставлении исключительного права на использование компьютерной программы.
Также существуют риски информационной безопасности, а работа госреестров нынче фактически зависит от частных компаний с иностранными инвестициями ООО “Арт-мастер” и ООО “3-Т”, которыми лишь на протяжении 2013 года было выплачено роялти на общую сумму 19,6 млн грн.
В связи с этим, коллегия Счетной палаты предложила украинскому правительству поручить Министерству юстиции и Укргосреестру доработать для подачи на утверждение ВРУ законопроект “О внесении изменений в закон “О государственной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей” с целью оптимизации государственных реестров”.
В этом законопроекте, по словам главы Счетной палаты Романа Магуты, необходимо предусмотреть включение в единый государственный реестр ведомостей по лицензированию определенных видов хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и ведомостей о выдаче документов разрешительного характера.
Также для экономии бюджетных средств Магута просит Яценюка обязать Минюст и местные органы исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления подать предложения “по разработке и определению комплекса мер организационного и нормативно-правового характера с обоснованными объемами финансового обеспечения центров предоставления административных услуг, в которых предусмотреть создание front- и back-офисов – для предотвращения коррупции в системе предоставления административных услуг”.