Электронный билет в никуда

Электронный билет в никуда

Из-за внедрения в Киеве программы “Единый электронный билет” и без того убыточное КП “Киевский метрополитен” будет в течение 10 лет ежегодно “дарить” инвестору около 61 млн грн. При этом сам инвестор, ООО “Альфа Пей Терминал”, намерен инвестировать в киевскую подземку всего 21 млн грн, которые еще и могут прийти только на бумаге.

Об этом KV стало известно из письма народного депутата Украины Александры Кужель (фракция “Батькивщина”), адресованного Президенту Петру Порошенко, премьер-министру Арсению Яценюку и главе КГГА Виталию Кличко.

Александра Кужель сообщила, что такие выводы следуют из анализа финотчетности КП “Киевский метрополитен”, проведенного общественной организацией “Публичный аудит” в целях определения эффективности внедрения в столице “Единого электронного билета”.

Предыстория

26 февраля 2013 года КГГА огласила конкурс по привлечению инвестора для создания единой общегородской автоматизированной системы оплаты проезда и учета пассажиров в наземном и подземном городском пассажирском транспорте “Электронный билет”. Согласно технико-экономическим показателям конкурса ориентировочная стоимость реализации инвестиционного проекта на всех видах городского транспорта должна была составить 113 млн грн. Из них 21 млн грн должны были пойти  на подземный пассажирский транспорт. Планировалось, что ориентировочно за 21 млн грн инвестором будет закуплено для КП “Киевский метрополитен” оборудование для учета пассажиров (650 валидаторов), оборудование по продаже и пополнению средств оплаты за проезд (655 различных терминалов), будут проведены строительно-монтажные работы и эмиссия бесконтактных карточек (первая партия) в количестве 500 тыс. единиц.

В итоге распоряжением КГГА от 29 апреля 2013 года №660 победителем конкурса “Электронный билет” было утверждено ООО “Альфа Пей Терминал”. Согласно соответствующему инвестдоговору, ООО “Альфа Пей Терминал” 10 лет будет получать 8,47% от всей собранной в городском пассажирском транспорте Киева выручки.

Заработок на метро

В среднем столичный метрополитен перевозит 984 616 человек в день. Т.е., при стоимости одной поездки в метро 2 грн, инвестор будет класть себе в карман 167 тыс. грн в день, полученных от пассажиров подземки, или около 61 млн грн в год, подсчитали общественные аудиторы. Если же верить нынешнему начальнику столичной подземки Виктору Брагинскому, что пассажиропоток в сутки составляет 1,5 млн человек, то 61 млн грн в год можно увеличить на 50%. Но будем отталкиваться от более реалистичных показателей.

Кужель отметила, что в столичном метрополитене давно создана автоматизированная система прохода пассажиров: на это уже были потрачены средства КП “Киевский метрополитен”. Действующая в подземке бесконтактная карточка может успешно служить единым электронным билетом и де-факто уже им служит. На станциях установлены и уже работают автоматы продажи и пополнения ресурса средств оплаты проезда (универсальные автоматы) и автоматы дозаписи бесконтактных карточек.

“Т.е., электронная система оплаты и учета пассажиров в столичном метрополитене давно создана, и если и нуждается, то максимум – в модернизации. Покупать в такой ситуации новое оборудование, тратя на это десятки миллионов гривен, явно неуместно”, – уверена Кужель.

По мнению нардепа, в такой ситуации инвестор, используя рабочее оборудование КП “Киевский метрополитен”, в своих отчетах среди расходов сможет указать затраты на закупку, например, новых валидаторов, т.е., фактически приобретет их лишь на бумаге, а заработает на всем этом весьма прилично.

Напомним, что при инвестировании 21 млн грн в оборудование метрополитена (хотя этого может, как было указано выше, и не требоваться) ООО “Альфа Пей Терминал” в тот же год получит себе 61 млн грн дохода. “А значит эти миллионы будет терять метрополитен. Они пойдут в карман частным инвесторам, хотя могли бы перекрыть хотя бы часть убытков этого предприятия”, – уверена Кужель.

Невиданная щедрость или деньги на бумаге

Впрочем, общественным аудиторам удалось выяснить, что после победы в конкурсе по привлечению инвестора руководство ООО “Альфа Пей Терминал” заявило о намерении инвестировать в проект “Электронный билет” от 150 до 400 млн грн. Это более чем в три раза превышает конкурсные требования конкурса к привлечению инвестора. 

“И сразу возникают сомнения относительно прозрачности данного проекта. Ведь в Украине схемы искусственного завышения цен на товары и услуги с целью получения “отката”, увеличения своей части в инвестпроекте, уменьшения налогообложения прибыли и т.д, отработаны уже не один год”, – отметила нардеп.

Как выяснилось, у ООО “Альфа Пей Терминал” программой “Электронный билет” будет заниматься “Альфа Пей Киев”, материнской компанией которых является ООО “Альфа пей” (основатели – М.Ю. Леонов и Н.Ю. Леонов). В то же время, регулировать поток выручки общественного транспорта и распределять их между КП “Киевский метрополитен” и КП “Киевпасстранс” будет ООО “Фондовые коммуникации”, учредителем которого является ООО “Альфатрансервис” – еще одна фирма, основанная братьями Леоновыми.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

“Кроме того, большинство компаний, с которыми сотрудничает инвестор, являются офшорными, как и его собственные. “Проводником” и куратором ООО “Альфа Пей Терминал” был харьковчанин Евгений Водовозов до недавнего времени возглавлявший департамент транспортной инфраструктуры КГГА. По странному стечению обстоятельств ООО “Альфа Пей Терминал” уже несколько лет “продает” электронные билеты в Харьковском метрополитене”, – пишет Кужель.

Она также отметила, что, по имеющейся информации, финансовое состояние предприятия при этом существенно ухудшается. В частности убыточность хозяйственной деятельности предприятия за первое полугодие 2014 г. по сравнению с 1-м полугодием 203 года увеличилось на 152,8 млн грн или на 86%.

Альтернатива коррупционным схемам

При этом, по мнению Кужель, альтернатива существует. В частности возможно привлечь передовой опыта стран Европы. Например, зарегистрировать совместное предприятие, в котором 51% статусного капитала будет принадлежать коммунальному предприятию, а 49% – Европейской компании. Также, по мнению Кужель, могут распределяться в т.ч. упомянутые 8,47% между коммунальным предприятием, городом (в виде отчислений и налогов), и инвестором.

“Учитывая сказанное выше, а также состояние экономической стагнации, в котором объективно пребывает Украина, прошу вас дать поручение по принятию исчерпывающих мер, которые сделали бы невозможным существование указанной схемы и нанесение убытков в особо крупных размерах как транспортному предприятию, так и бюджету Киева”, – написала в заключении Александра Кужель.

КиевVласть

Автор:
Алексей Бурлаков
Рекомендуємо до перегляду
Чергова “туалетна схема”: столична Нацполіція зацікавилася спробою відведення землі під ТРЦ Вагіфа Алієва
Чергова “туалетна схема”: столична Нацполіція зацікавилася спробою відведення землі під ТРЦ Вагіфа Алієва
09:00 Столична Нацполіція розслідує можливі порушення законодавства при спробі передачі міською владою земельної ділянки на вул. Кіото біля станції метро “Лісова” в оренду ТОВ…
Реалії відбудови Гостомельської громади у цифрах і фактах
Реалії відбудови Гостомельської громади у цифрах і фактах
09:00 Гостомельська селищна громада, яка однією з перших прийняла удар повномасштабного вторгнення на Київщині, продовжує повставати з руїн. Станом на початок 2025 року тільки…
Зупинити Київраду: столичні активісти у суді оскаржують рішення про передачу забудовнику землі під садибою Родіна
Зупинити Київраду: столичні активісти у суді оскаржують рішення про передачу забудовнику землі під садибою Родіна
09:00 В історії запланованого будівництва житлового комплексу (ЖК) “Franklin Concept House” на місці садиби Осипа Родіна (вул. Олеся Гончара, 71) може трапитися несподіваний фінал.…
Banner
QlU7mDx4