Со 2 апреля национальной кампанией “Врач для каждой семьи” официально начата медицинская реформа в Украине. Теперь участковых врачей (терапевтов, “семейных врачей”, педиатров) больше не назначают, мы с вами их выбираем самостоятельно. КиевVласть решила проверить как реально на практике происходит выбор врача первичной медицинской помощи.
Корреспондент KV, ознакомившись со всеми разъяснениями и порядком выбора врача, который утвержден приказом Минздрава № 503 от 19.03.18, отправился выбирать для себя доктора.
Выбор медучреждения
Над вопросом, куда обратиться для подписания декларации с врачем, долго раздумывать не пришлось – была выбрана районная поликлиника возле дома. Полагаем, так поступили или поступят 99% украинцев.
Читайте: С апреля жители Киевщины могут выбрать себе семейного врача
Время на оформление документов и подписание декларации
На входе в старую киевскую поликлинику, которая теперь носит гордое название Центр первичной медико-санитарной помощи, действительно сразу бросается в глаза красивое объявление “Тут можна обрати свого лікаря”. Но в холле тебя поражают две очереди, которые пытаешься интуитивно обойти, но не тут то было. Эти очереди как раз и приходиться выстоять, чтобы информацию о вас внесли в электронную систему, а после вы подписали декларацию.
Для прохождения всей процедуры нужно запастись терпением и временем – несколько часов уйдет однозначно. Корреспондент KV зашла в поликлинику в 11.30, а вышла счастливым обладателем подписанной декларации только около 14.00. Положительно в этом процессе то, что один представитель семьи может за всех пройти процедуру внесения информации в электронную систему. Да и не факт, что когда вы отправитесь в поликлинику для подписания декларации с врачом, вас также будет ждать неприятный сюрприз в виде очередей.
Почему две очереди?
Процедура подписания декларации в поликлинике разделена на два этапа. Первый – в регистратуре информацию о будущем пациенте заносят в электронную систему (это первая очередь). После человек сам выбирает, где ему подписать декларацию – непосредственно на приеме у врача или в специально оборудованном для этого помещении поликлиники (это, как вы понимаете, уже вторая очередь).
Чтобы не тратить время на ожидание в двух очередях продвинутые граждане, как и корреспондент KV, занимают сразу в две очереди.
Итак, отметившись в очереди на подписание декларации, идешь в регистратуру. Контингент в очереди разный – от пенсионеров до школьников. Много разговоров, хорошо работает “сарафанное радио” – от бабушек можно узнать о врачах и их недостатках. Но, к сожалению, это вся информация, которую не очень посвященный в жизнь поликлиники и ее обитателей человек может получить о враче первичной медицинской помощи. На территории поликлиники корреспондент KV не нашла ни одного информационного стенда о терапевтах и семейных врачах, кроме, конечно, перечня фамилий и расписания приема.
В очереди все ведут себя очень культурно, хотя и иногда общаются эмоционально, но без негатива. Поражает нагрузка на работников регистратуры. Специалист регистратуры не только вносит информацию в электронную систему, но еще консультирует, в том числе по телефону, и записывает к врачам на прием. Видимо, такая работа кипит последние дни без обеда… И в очереди ты стоишь безропотно и с чувством сострадания.
Очень положительно и то, что время от времени выходит к людям ответственный работник поликлиники, который успокаивает и дает краткие консультации.
Дойдя до окошка регистратуры ты чувствуешь, что это твой приз за терпение. Тут нужно предъявить паспорт, указать номер телефона и кодовое слово. Тем, кто не зарегистрирован в Киеве, нужно еще заполнить специальный бланк, где указать фактическое место жительства и род деятельности (он выдается заблаговременно также в регистратуре). Так как очень плохо слышно, номер телефона и кодовое слово лучше записать. Эта возможность также предусмотрена – возле окошка регистратуры имеются бумажки и ручки.
На внесение информации в электронную систему об одном человеке уходит до 20 минут. После этого можно сразу записаться на прием к врачу (терапевту или семейному доктору). Живой очереди, которые были ранее, уже нет. И на ближайшие дни записи к врачу тоже уже нет – свободное время только после 12 апреля. Поэтому проще и удобнее подписать декларацию в специально отведенном кабинете в этот же день.
Во второй очереди публика тоже разношерстная. Многие приходят уже не первый раз. Это происходит по нескольким причинам. Например, пенсионеры часто забывают телефоны, а некоторые не выдерживают две очереди в один день. В этой очереди тоже нет негатива, разговоры только о том, как правильно пройти процедуру. Люди, естественно, беспокоятся, как теперь будет проходить медобслуживание, но верят, что не хуже.
Непосредственно для подписания декларации необходим полный пакет документов – паспорт, идентификационный код – и телефон. Специалист поликлиники при вас еще раз проверяет информацию в электронной системе, вносит в нее идентификационный код и пароль, который присылают sms-сообщением на ваш номер мобильного телефона.
Потом вам нужно сказать, с каким врачом желаете подписать декларацию. Рассказать о врачах вам и тут, увы, не смогут, как впрочем и подсказать, где находиться информационный стенд. Единственное, с чем помогут на месте – это уточнят фамилию участкового по вашему дому. Корреспонденту KV, наверное, повезло на его участке оказалось два врача – доктор-женщина постарше и доктор-мужчина помоложе и со статусом “семейный врач”. Не долго раздумывая было отдано предпочтение молодости. Ограничений в выборе докторов нет никаких. Жаль только, что человеку о них не сообщают дополнительной информации.
Декларация
После определения доктора, в двух экземплярах распечатывается декларация о выборе врача и подписывается будущим пациентом.
Документ очень важный – это фактически заявление о том, что человек выбрал конкретного врача и медучреждение. Именно в декларации указана вся персональная информация ваша и вашего врача (ФИО, номер телефона и адрес электронной почты).
Сразу после подписания декларации пациента предупреждают, что традиционной услуги “вызов врача на дом” уже больше не будет. Хотя и оговаривают, что все вопросы следует решать со своим врачом в телефонном режиме…
Разъяснение Минздрава
Не каждый работающий человек сегодня может себе позволить потратить практически полдня на очереди в поликлинике. Поэтому KV обратилась в минздрав за некоторыми разъяснениями.
Как сообщили KV в МОЗ, подписать декларацию можно в любое время, даже во время первого приема. Но Минздрав призывает сделать это заблаговременно, чтобы иметь уверенность, что именно этот врач вам подходит.
“Терапевт может обслуживать 2 000 пациентов, семейный врач – 1 800, педиатр – 900. Эта цифра может быть несколько больше для врачей, работающих в селах. Например, если в селе проживает 2 000 человек, то все они получат возможность подписать декларацию с семейным врачом. Без медицинской помощи не останется никто. Этот вопрос будет контролировать Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ)”, – пояснили KV в МОЗ.
Также особо подчеркнули, что подписать декларацию с двумя врачами одновременно невозможно. В то же время, изменить своего врача пациент может в любое время.
“Каждый человек, независимо от места проживания или прописки вправе самостоятельно решить, где, когда и с кем подписывать декларацию. Это касается всех украинцев, в частности – людей, которые временно проживают в Киеве”, – сообщили KV в Минздраве.
Также можно надеяться, что в этом году человек в любом случае не останется без помощи терапевта, так как пока поликлиники будут получать финансирование как за обслуживание пациентов, подписавших декларации, так и за тех, которые ранее были за ней закреплены.
“2018 – переходный период в реформировании учреждений первичной медпомощи. Учреждения будут получать финансирование одновременно и за пациентов, которые подпишут с ними декларации, и за пациентов, которые были закреплены за ними ранее”, – рассказали KV в Миндздраве, добавив, что на сегодня почти все учреждения первичной помощи Киева подключены к электронной системе здравоохранения. Но если медучреждение, где работает выбранный врач, не подключено к этой системе, пациенты имеют право на протяжении 2018 года обслуживаться в нем, как и раньше.
Как теперь получить консультацию узкопрофильных специалистов
Очень многих людей беспокоит вопрос посещения узкопрофильных специалистов районных поликлиник. Всех пугает то, что теперь все будет решаться только через семейного врача. В Минздраве KV пояснили, что пока процедура получения медуслуг таких специалистов не измениться.
“В 2018 году реформируется только система первичной медицинской помощи. Поэтому до 2019 года пациенты могут бесплатно обращаться напрямую к узкопрофильным специалистам. С началом реформирования специализированной помощи в 2019 году, НСЗУ будет оплачивать визиты по направлению от вашего врача. В то же время, предполагается, что некоторых специалистов (например, гинеколога) и в определенных случаях можно будет посетить напрямую за государственный счет”, – рассказали KV в Минздраве.
Если у пациента полис медицинского страхования
Последнее время работодатели достаточно часто стали поощрять своих сотрудников договорами добровольного медицинского страхования. В соответствии с ними, застрахованному работнику СК гарантирует организацию и предусмотренную договором оплату медицинской помощи.
Так как врачи и административный персонал районных поликлиник не очень знакомы с нюансами сотрудничества с СК, появились слухи, что счастливым обладателям полисов добровольного медицинского страхования будут отказывать в подписании деклараций с врачами поликлиник. В Минздраве KV опровергли эту информацию.
“Государственные и коммунальные медицинские учреждения не имеют права отказывать в предоставлении медпомощи, если у человека имеется полис добровольного медицинского страхования. Каждый гражданин имеет полное право обслуживаться в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения”, – подчеркнули KV в МОЗ.
Оплачивать предоставленные гражданам медицинские услуги будет НСЗУ. Именно она, как заверили KV в минздраве, будет заключать договора с медицинскими учреждениями и контролировать выполнение их условий.
“Количество услуг, за которые учреждение должно получить средства будет контролироваться через электронную систему здравоохранения. Страховые компании могут по своему усмотрению включать или исключать услуги из полисов добровольного медицинского страхования”, – рассказали KV в минздраве.
Страховщики считают, что в период медицинской реформы их услуги по добровольному медицинскому страхованию помогут людям решить максимум вопросов связанных с организацией качественной медицинской помощи.
“Учитывая реформы, происходящие в нашей здравоохранительной системе, добровольное медицинское страхование является именно тем “спасательным кругом”, который позволит защитится от возможных рисков. Полис медицинского страхования позволяет рядовому украинцу за доступную сумму получить качественную медуслугу при наступлении болезни, несчастного случая или обострения каких-то заболеваний”, – отмечает гендиректор СК “КРОНА” Юлия Добренкова.
Конечно, со временем специфика работы СК по добровольному медстрахованию может изменится.
“В связи с медицинской реформой страховщикам и страхователям будет понятен гарантированный уровень медуслуг. Это даст возможность использовать страховое покрытие сверх бюджетного финансирования лечебного учреждения. Это улучшит качество медуслуг, увеличит объем предоставления медуслуг застрахованным лицам и оптимизирует их затраты, создаст конкуренцию медучреждений относительно качества и стоимости медуслуг“, – убеждена глава комитета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) по вопросам медицинского страхования Татьяна Бутковская.
При этом пока непонятно, будут ли и как именно будут задействованы страховые компании при реформировании медицины. Ведь для этого, в первую очередь, нужна общая согласованная стратегия развития медицинского страхования в рамках трансформации системы здравоохранения. По словам Татьяны Бутковской, страховщики готовы к внедрению региональных страховых медицинских программ и переговоров по этому вопросу с представителями как исполнительной, так и законодательной власти.
Читайте: Медична реформа в Україні: зміни, нововведення, виклики
Фото: zi.dn.ua