Канатная дорога на Труханов остров: хорошо, но преждевременно?

Канатная дорога на Труханов остров: хорошо, но преждевременно?

В прошлом году столичная мэрия анонсировала планы по строительству канатной дороги от Арки Дружбы народов на Труханов остров. В начале 2018 чиновники снова озвучили планы по реализации проекта. КиевVласть попыталась разобраться, зачем городу канатка, проанализировав все “за” и “против” данного проекта.

Предпосылки и аргументы “за”

На сегодняшний день ни публичного представления проекта дороги, ни данных об объеме инвестиций (а о наличии заинтересованного инвестора сообщил мэр Киева Виталий Кличко) нет. Как и не представлена аналитика касательно концепции проекта канатной дороги.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

На свой странице в ФБ советник мэра Дмитрий Белоцерковец в январе написал: “На 2018 год команда мэра Виталия Кличко поставила перед собой приоритетным заданием продолжить объединение пешеходных маршрутов столицы. (…..) Особенностью маршрута станет канатная дорога, строительство которой также должно начаться не позже следующего года, сейчас город находится на стадии мастер-плана. С ее помощью можно будет добраться из “Мариинского парка” на Труханов остров и Почтовую площадь. Все это делается для того, чтобы улучшить логистику, а это позволит максимально использовать туристический потенциал Киева и повысит рейтинг столицы среди городов Европы”.

Планируется, что канатная дорога станет частью большого проекта столичных властей по развитию транспортно-туристической инфраструктуры Киева и реновации Гидропарка и Труханова острова. На этих территориях хотят развивать развлекательную инфраструктуру, инфраструктуру для активного отдыха.

“Как оказалось, Киев — привлекательный туристический город с точки зрения экономного отдыха, – отмечает Иван Мыкуляк, архитектор, основатель проекта “Геодизайн”. – Посещение парков и любование старинной Киевской архитектурой — как раз то, что нужно бережливому туристу. Но проблема столичных зеленых зон в том, что они разбросаны и неудобны для создания непрерывных туристических маршрутов. Пока гид проведет группу через холмы, можно растерять половину клиентов. То же можно сказать и о связанности исторических районов Подола и Верхнего города”.

Канатная дорога на Труханов остров: хорошо, но преждевременно?

Доступность зеленых зон для центральной части Киева. Цветом обозначена близость парков

“Как Мариинский парк, так и Владимирская горка — парки высокого класса. Труханов остров также представляет собой большую и разнообразную рекреационную зону”.

Канатная дорога — транспорт, который давно и успешно используется во всем мире. Проекты новых канатных дорог разрабатываются именно как альтернатива привычному городскому транспорту, а не только как средства передвижения в горах.

В Украине путешественникам хорошо известна Харьковская канатная дорога, построенная в 1971 году. В 2012 был выполнен капитальный ремонт дороги, а в 2014 полностью заменили кабинки. Эта дорога — в “десятке” лучших подъемников мира по версии британского СМИ The Guardian от 2016 года.

Иван Мыкуляк приводит пример аналогов в Бергене (Норвегия) и Батуми (Грузия). Это совершенно разные с точки зрения климата, цен, культуры, города. Но и там, и там подъемники (и фуникулер, и канатная дорога) — отличные объекты для привлечения туристов.

“У “канатки” есть ряд преимуществ перед другими видами транспорта, прежде всего – это скорость и экологичность, не зря ведь фуникулеры ассоциируются с отдыхом. При возведении и эксплуатации канатной дороги не уничтожается естественный грунт, не уничтожаются зеленые насаждения, не выкапывается подушка, не производится шумов при передвижении, наблюдается низкое потребление электроэнергии”, – говорит коммерческий директор компании UTG Андрей Рыжиков. При этом, как утверждает специалист, для инвесторов данный вид транспорта также интересен, поскольку при возведении “канатки” наблюдается существенная экономия средств при строительстве, особенно по сравнению с метро, связанная со свободой в выборе трассы и ненадобностью возведения перекрестков, а также более низким процентом использования железобетонных и металлических конструкций. Когда проложить автомобильные дороги нет возможности, а строительство подземных – долго и дорого, то выход однозначен: строить подвесные дороги. Сами подвесные дороги условно можно разделить на две большие группы – рельсовые и канатные.

“У каждого типа есть свои плюсы и минусы, и только правильный расчет технико-экономических показателей даст ответ, какой тип выбрать” – уточняет Андрей Рыжиков.

Канатная дорога на Труханов остров: хорошо, но преждевременно?

Доступность для пешеходов достопримечательностей Киева. Существующая ситуация

“Чтобы добраться пешком к историческим и зеленым туристическим зонам, потребуется преодолеть серьезные перепады рельефа, иногда — вдоль оживленных автомобильных дорог. Канатная дорога может решить эти проблемы”, – считает Иван Мыкуляк.

Привлечение частных инвестиций в этот проект с одной стороны, избавляет город от необходимости искать дополнительные средства в бюджете для развития туристической инфраструктуры. С другой — что же в итоге получит город от строительства этого объекта?

В свое время несколько концепций комплексной застройки больших территорий, где транспортные схемы были одной из самых важных их составляющих, разработала компания UTG.

Эксперты компании проанализировали опыт других стран и историю подвесного транспорта в нашей стране. Кольцевые внешние дороги было предложено сделать монорельсовыми, а для внешней связи однозначным решением была канатная дорога.

Бюджеты таких решений достигают десятков миллионов долларов, а чистый срок окупаемости, по данным компании UTG, даже при достаточно высокой стоимости проезда приближается к 20 годам.

“Но современный город – это сложный тандем людей и технологий, в котором классическая экономика уже не работает. Поэтому проезд может быть даже бесплатным, а ВВП, который будет генерировать город за счет более высококвалифицированных и мотивированных жителей, с лихвой будет покрывать инвестиции в такие инфраструктурные проекты. В этом смысле идея создать “канатку” в Киеве не кажется мне чем-то фантастическим. Транспортную проблему связи Левого и Правого берегов это, конечно, не решит, но однозначно привлечет платежеспособных посетителей”, – поясняет Андрей Рыжиков.

Сначала острова!

Какой бы привлекательной ни казалась идея канатной дороги (да еще и за счет инвестора), городским чиновникам, начинать следует с “мест притяжения” – Труханова острова и Гидропарка. Об этом практически единогласно журналистов заверили эксперты.

“Канатная дорога – это здорово. Но для чего? Для обзора красот Киева? И что мы оттуда будем смотреть, какие достопримечательности, что такого там притягивает туристов? Да и высоты недостаточно, чтобы рассмотреть прелести Киева, – говорит архитектор, генпланист, директор проектной организации “МіськЦивільПроект” Андрей Ковальчук.

По его словам, на Трухановом острове нет инфраструктуры, нет места притяжения для горожан и гостей города, острова в запущенном состоянии, в том числе Парк развлечений “Гидропарк”. В первую очередь, утверждает эксперт, надо начинать с них. Только с развитием инфраструктуры на островах появятся центры притяжения людей.

Как отмечает руководитель проектов и собственник маркетинговой компании КПД 100, строительного проекта BauMarketing Виктория Пасечник, все “подъемники” (и на горнолыжных курортах, и в рекреационных зонах) в долгосрочной перспективе прибыльны и самоокупаемы. Но они никогда не строятся отдельно от рекреационной зоны.

Физической же целесообразности в строительстве именно этой канатной дороги по мнению Виктории Пасечник нет, но она определенно будет дополнительным маркетингово-завлекательным фактором самого комплекса развлекательно-рекреационной инфраструктуры (если/когда он будет построен) на островах.

“Остров и Гидропарк давно требуют реновации и имеют дурную славу, учитывая плохую инфраструктуру и грязь. Если им сделают качественный апдейт – это привлечет в первую очередь киевлян на давно забытые места отдыха”, – отметила она.

“Очень неправильно будет приехать на ультрасовременной канатной дороге на остров, каким он есть сейчас. Реновация – это тоже большой инвестиционный проект с большим количеством участников. Поэтому, подходить нужно комплексно. Оба проекта смогут развиваться только сообща”, – акцентирует Андрей Рыжиков.

Одни вопросы

Итак, планируемая КГГА канатная дорога может стать вполне жизнеспособным и выгодным городу проектом. При том, что в случае частных инвестиций и весомые затраты по ее эксплуатации ложатся на собственника. Но для ее успешного функционирования для начала необходимо провести реновацию (или как минимум, запараллелить процессы) Труханова острова.

Концепцию развития прибрежных территорий и зон отдыха Киева Департамент градостроительства и архитектуры представил прошлым летом. В ней большая часть была отведена как раз островам. Сейчас только ожидаются детальные планы территорий (ДПТ). Еще в 2016 Департамент заказал разработку ДПТ “Труханов-1”. В планах – ДПТ “Труханов-2”, “Гидропарк”, “Венецианский”.

Общественные слушания, которые наверняка вызовут много возражений и корректировок со стороны экспертного сообщества и городских активистов, займут немало времени. Остается открытым вопрос, удастся ли не только выполнить ДПТ в срок, а и предпринять реальные шаги по реновации Труханова острова в соответствии с заявленными сроками реализации канатной дороги?

Также неясно и то, как будет функционировать канатная дорога — будет ли она работать зимой, каковы будут ценовая политика, обеспечение безопасности и т. д. и т. п. Логично дождаться и ДПТ Труханова острова, и проекта канатной дороги. KV намерена следить за развитием этого процесса.

ФОТО: Иван Мыкуляк, kiev.vgorode.ua

KиевVласть

Автор:
Татьяна Шульга
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Banner
QlU7mDx4