В столичном горсовете готовят почву для приобретения 20-ти электробусов в рамках реализации Киотского протокола: если КП“Киевпастранс” пройдет отбор в Минэкологии, 5 млн евро на эти цели выделит Испания. Пока ни чиновники Киевской горгосадминистрации (КГГА), ни депутаты достоверно не знают, сколько средств из городского бюджета потребуется на софинансирование такой закупки, какие маршруты будут обслуживать электробусы и как будет обустраиваться инфраструктура, необходимая для такого электротранспорта. Настораживает и то, что в разработке соответствующего проекта решения Киевсовета принимали участие депутаты Странников и Маляревич – “ударовцы”, которые в 2020 году стали фигурантами громкого скандала вокруг закупки в лизинг для “Киевпастранса” 200 обычных, “неэкологичных” автобусов.
Как стало известно KV, на днях две комиссии Киевсовета согласовали проект решения “О предоставлении согласия на реализацию проекта целевых экологических (зеленых) инвестиций для приобретения автобусов, оснащенных электрическими двигателями” (№08/231-584/ПР от 28 января 2021 года).
Так, 2 февраля 2021 года этот вопрос поддержала комиссия по вопросам бюджета и социально-экономического развития, а 3 февраля проект решения был согласован комиссией по вопросам транспорта, связи и рекламы. Субъектами подачи данного документа выступили депутаты Киевсовета Олесь Маляревич, Андрей Странников (оба – фракция “УДАР”, на фото слева и в центре соответственно) и Евгения Кулеба (фракция “Слуга народа”, на фото справа).
В теории
Согласно документу, проект целевых экологических (зеленых) инвестиций для приобретения электробусов реализуется Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. Мероприятия данного проекта выполняются в соответствии с Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН о смене климата.
В рамках Киотского протокола, к которому Украина присоединилась в 2004 году, каждое государство получило квоты на выбросы в атмосферу парниковых газов. Кроме того, страны получили право продать другим государствам свои квоты в случае их неиспользования, а полученные средства направить на развитие энергоэффективности и на внедрение “зеленых” технологий. Украина продала свои квоты Испании и Японии.
Порядок рассмотрения, согласования и реализации таких экологических проектов в Украине регламентируется постановлением Кабинета Министров №221 от 22 февраля 2008 года (с изменениями). В соответствии с этим документом, для участия Киева в данном экологическом проекте необходимо соответствующее разрешение органа местного самоуправления. КГГА определила участником этого проекта от столицы КП “Киевпастранс”. Утверждение проекта решения №08/231-584/ПР должно “легитимизировать” участие данного предприятия в этом проекте.
Обсуждение и согласование проектов целевых экологических инвестиций запланировано на февраль 2021 года. При этом, согласовывать такие проекты будет в том числе и испанская сторона. В случае положительного итога этих обсуждений столица может получить 20 современных электробусов, а взамен – “отдать” такое же количество устаревших автобусов с дизельными двигателями. Это должно “улучшить качество пассажирских перевозок в Киеве, улучшить состояние экологии в городе за счет снижения уровня вредных выбросов в атмосферу” и пр.
Отметим, в проекте решения нет информации о том, кому достанутся “старые” столичные коммунальные автобусы, о механизме такого “обмена”, о необходимости выделения каких-либо средств на софинансирование покупки электробусов, о сроках поставки нового транспорта и т.д.
На практике
В ходе заседания транспортной комиссии один из инициаторов принятия такого решения, депутат Олесь Маляревич, сообщил, что общий бюджет этого проекта в Украине – 24 млн евро. По информации его коллеги Андрея Странникова, озвученной в ходе заседания бюджетной комиссии, столица может получить из этой суммы 5 млн евро.
При этом, как сообщил в ходе заседания транспортной комиссии директор Департамента транспортной инфраструктуры (ДТИ) КГГА Валентин Осипов, столице также придется тратить бюджетные средства на реализацию проекта. По словам чиновника, на данный момент речь идет о софинансировании “50/50”, однако точная сумма еще будет оговариваться: дескать, предложенный депутатам проект решения направлен на то, чтобы просто начать сбор документов и подать их в Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов. В свою очередь, как сообщил Андрей Странников, возможно, софинансирование будет осуществлено из тех бюджетных средств, которые были предусмотрены КП “Киевпастранс” на приобретение подвижного состава в нынешнем году.
По информации Валентина Осипова, на данный момент вопрос о том, какие именно электробусы закупит столица, еще не решен. Предварительно рассматриваются варианты украинских, белорусских, польских, корейских и китайских производителей. Предполагается, что новый транспорт будет работать на автобусных маршрутах №55 (Дарницкая площадь – Дворец Спорта) и №62 (Ботанический сад – Контрактовая площадь), которые обслуживает КП “Киевпастранс”. Однако, это еще не окончательное решение.
По словам Валентина Осипова, указанные маршруты выбраны неслучайно. Электробусам необходима соответствующая инфраструктура, в том числе и электрозаправки. Их возможно обустроить на базе троллейбусных депо, которые как раз-таки находятся в зоне указанных маршрутов. К тому же, маршрут №55 обслуживает в том числе и левый берег Киева, который “традиционно” отстает от правого берега в плане охвата пассажирским общественным транспортом. Вместе с тем, целый перечень инфраструктурных проблем, решение которых еще обсуждается, заставил столичных чиновников отказаться от идеи работы электробусов на других автобусных “левобережных” маршрутах, в частности – на маршруте №114 (Троещина-Железнодорожный вокзал).
Окончательное решение по “электробусному” вопросу должен принять Киевсовет, ближайшее заседание которого запланировано на 11 февраля 2021 года.
Напомним, столица уже имеет опыт модернизации коммунального общественного транспорта в рамках Киотского протокола. К примеру, в прошедшие годы за средства этого проекта было модернизировано 135 вагонов метро.
Читайте: Японцы помогут модернизировать вагоны киевского метро
Про инициаторов
Как сообщала KV, в 2020 году Андрей Странников и Олесь Маляревич стали фигурантами громкого скандала с приобретением автобусов для КП “Киевпастранс”. Вполне возможно, их новая инициатива – это либо попытка реабилитироваться перед столичной общиной, либо же продолжение практики сомнительных закупок путем известных этим депутатам “бюрократических инструментов”.
Так, 12 марта 2020 года Киевсовет принял решение №534/8704 “О предоставлении согласия КП “Киевпастранс” на приобретение автобусов на условиях финансового лизинга”. Тогда столичные власти решили закупить в течение 2020-2023 годов 200 белорусских автобусов в лизинг за 50,72 млн евро – для обновления подвижного состава коммунального перевозчика, которому катастрофически не хватает транспорта.
Читайте: Киев отказался от приоритета электротранспорта и отечественных производителей
В мае 2020 года ряд депутатов Киевсовета заявили о том, что в данном случае запускается схема “наглого распила средств”, которая позволит ее участникам без тендера, используя фирму прокладку, заработать почти 10 млн евро. Тогда же народный депутат VIII созыва Юрий Левченко сообщил, что эту схему мэру Киева предложили два влиятельных депутата – Андрей Странников и Олесь Маляревич (на тот момент входили в состав “объединенной кличковско-порошенковской” фракции “Солидарность”. – KV).
В июле 2020 года стала известна роль этих “товарищей” в этой закупке. Тогда в Киевсовете выяснили, что Странников и Маляревич умудрились в совершенно другом проекте решения подсунуть депутатам горсовета для утверждения пункт о том, что проект лизингового договора по закупке КП “Киевпастранс” белорусских автобусов МАЗ “Киевпастрансу” ни с кем согласовывать не нужно. В депутатском корпусе разгорелся скандал, который, впрочем, ни к чему не привел.
Читайте: Прокопив и Кличко игнорируют “аферу” с закупкой автобусов для “Киевпастранса”
В конечном итоге КП “Киевпастранс” таки купил эти автобусы: по состоянию на декабрь 2020 года столица уже получила их 160 единиц.
КП “Киевпастранс” с 30 августа 2016 года руководит Дмитрий Левченко. Предприятие находится в подчинении ДТИ КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет Валентин Осипов. Деятельность ДТИ КГГА со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев.
Фото: коллаж KV