В Киевском областном совете пытаются решить судьбу около сотни подчиненных коммунальных учреждений. Депутаты и управление коммунальной собственности намерены провести инвентаризацию имущества предприятий, оценку их стоимости, полный аудит, и все – с целью выяснить эффективность, а также кто и сколько платит в бюджет области. Дескать, сейчас в регионе с этим наблюдаются некоторые проблемы. Никто не может назвать точные цифры доходов и расходов, как и условный процент эффективности КП.
Как стало известно KV, Киевоблсовет решил крепко взяться за подотчетные ему коммунальные предприятия и их руководство. Так, 13 августа 2019 в КОС под председательством ее руководителя Николая Стариченко состоялось совещание по эффективности использования коммунального имущества общей собственности территориальных общин сел, поселков, городов Киевской области.
Движение есть
На совещании, на котором присутствовали оба заместителя главы облсовета, начальник управления по вопросам коммунальной собственности и ЖКХ КОС Михаил Якимчук, и.о. председателя Фонда коммунального имущества КОС Олег Мазепа, начальник юридического управления облсовета Сергей Богачев и другие, решили: необходимо провести инвентаризацию всех КП КОС, а также определить дату начала проведения их аудита и выяснить эффективность всех предприятий.
По итогу совещания было решено провести аудит, а Михаилу Якимчуку и Олегу Мазепе – подготовить ко дню проведения сессии доклад о состоянии и перспективах использования коммунального имущества областного совета.
Как рассказал KV замглавы КОС Ярослав Добрянский, аудит и инвентаризация КП не проводились достаточно давно, а потому неизвестно, какие доходы и расходы идут на них, какие точные суммы поступлений от предприятий в бюджет и насколько эффективна их работа.
“Состояние наших КП ужасное: большинство коммунальных объектов требует ремонта, а как итог – больших капиталовложений. На совещании мы решили сделать реестр всей коммунальной собственности – как самих объектов, так и материальной базы, пересмотреть договоры аренды и их условия, нормативную оценку имущества.
Реестр было решено создать, поскольку, увы, в последнее время анализ состояния наших коммунальных объектов не проводился. Речь идет про комплексный подход: прежде всего, хотим понять эффективность именно коммунальных предприятий, потому что большинство создавалось для оказания услуг населению.
Время прошло, и либо услуги утратили актуальность, либо КП не обеспечивает население таковыми в полной мере и не соответствуют определенным условиям. Возможно, некоторые нуждаются в перепрофилировании или оптимизации – что нам и предстоит выяснить: мы разработаем комплекс мероприятий по итогам аудита.
Как вы знаете, 50% дохода КП идут в облбюджет, 50% остаются предприятию на развитие. 90% объектов на балансе КП просто сдаются в аренду. Мы для себя должны понять, как эффективно эти объекты используются, какая сумма арендной платы, нужно ли проводить оптимизацию. В дальнейшем мы рассматриваем разработку более актуальной концепции предоставления услуг этими КП. Аудит и сопутствующие ему действия ложатся на управление комсобственности КОС”, – рассказал Ярослав Добрянский.
А цифр нет
Также, по его словам, до 19 сентября 2019 года – предварительно назначенной даты проведения сессии, – начальник управления по вопросам коммунальной собственности и ЖКХ КОС Михаил Якимчук подготовит доклад, в котором в том числе будет содержаться информация о тратах и прибылях облбюджета от коммунальных предприятий облсовета за “аналогичный период 2018 года” (первое полугодие 2018 года). Дорожную карту аудита также готовит его управление.
Однако Якимчук не предоставил KV информацию о доходах от КП в бюджет и расходах на их деятельность.
“Пока что управлению надлежит собрать все данные по сопряженным управлениям облсовета. До тех пор у меня самого нет таких данных”, – коротко ответил Якимчук.
Депутат КОС Ольга Бабий сказала, что ей тоже не давали подобных данных в бытность ее главой бюджетной комиссии облсовета:
“К сожалению, финпланы, которые составляет управление и на основании которых утверждались доходы и расходы коммунальных предприятий, нам не предоставляли. Мы видели их уже непосредственно в сессионном зале”.
Глава регламентной комиссии КОС Роман Тытыкало не видит ничего такого в том, что до аудита добрались только сейчас:
“После избрания нового главы облсовета инвентаризация и аудит начали проводиться. Проведенная до того работа так и оставалась в зависшем состоянии. В первую очередь начали проверку более-менее работающих предприятий, у которых есть какое имущество: среди них КП “Обрий”, КП “Друкар”, КП “Киево-Святошинские теплосети”, “Киевскую областную клиническую больницу №1”. В ближайшее время в планах [проверка всех] Бюро технической инвентаризации, КП “Гарнитура” и еще нескольких”.
На заседании КОС 25 июля 2019 года Киевский облсовет принял решения по предоставлению льготы для двух КП: “Киевоблагролис” и “Полифаст”. Депутаты решили, что для этих КП “0% от полученных поступлений арендной платы перечисляются в областной бюджет; 100% – от полученных поступлений арендной платы направляются на обеспечение коммунального предприятия”.
На той же сессии КОС предоставил четыре разрешения на продление аренды коммунальных помещений и предоставил две льготы по уплате арендной платы: депутаты продлили срок действия договора аренды на помещение принадлежащее КП “Друкар” с предоставленной льготой на арендную плату в размере одной гривны на 2019 год.
По данным деклараций о доходах, нынешний глава управления по вопросам коммунальной собственности Михаил Якимчук возглавлял КП КОС “Друкар” с 2016 по 2018 год в качестве и.о. гендиректора. Данное КП является основным арендодателем и балансодержателем, на котором сконцентрированы все коммунальные объекты недвижимости.
Всего, по данным аналитической системы YouControl, коммунальных предприятий в подчинении КОС, включая медицинские, образовательные и культурные учреждения, не находящихся в состоянии прекращения – 105, из которых именно предприятий – 42 (на сайте облсовета список таковых содержит 39 предприятий).
Читайте: Киевоблсовет разрешил арендовать коммунальные здания на льготных условиях
Также 25 июля 2019 года КОС решил в свете грядущего проведения аудита двумя решениями пересмотреть трудовые отношения с директорами коммунальных предприятий.
Первое – решение № 637-29-VІI “О внесении изменений в Порядок назначения на должность и освобождения от занимаемой должности руководителей предприятий (их объединений), учреждений и организаций общей собственности территориальных общин сел, поселков, городов Киевской области”. В этой редакции Порядка, принятого еще в 2011 году, ослаблена роль Киевоблгосадминистрации в отборе претендентов на должность, решении об их назначении или увольнении – этим будет заниматься исполнительный аппарат облсовета; предусмотрены случаи отсутствия у КП руководителя или и.о. на больше, чем месяц, и тому подобное.
Кроме того, этим решением подразумевалось пересмотреть и по итогу перезаключить или расторгнуть договоры с назначенными ранее руководителями тех или иных КП – соответствующее решение (№ 638-29-VII) было опубликовано в тот же день. Решение согласовывало как новые распоряжения, так и те, что “лежат” еще с прошлого года.
Среди уволенных по причине истечения контракта – руководитель КП КОС “Облсвет” Александр Плотников (дата истечения контракта – 1 ноября 2018 года), руководитель КП КОС “Киевский академический областной музыкально-драматический театр им. П.К. Саксаганского” Вячеслав Усков (контракт истек 13 августа 2018 года); руководитель КП КОС “Киевская областная сельскохозяйственная брокерско-коммерческая фирма “ГОРИЗОНТ” (“Обрій”) Александр Порядин (распоряжение от 19 июня 2019 года, причина – “систематические прогулы”).
Фото: коллаж KV