Служба автодорог Киевской области передала в ведение Киевской облгосадминистрации (ОГА) свыше 6 тыс. км дорог местного значения. В столичном регионе новость встретили двояко: вместе с новыми возможностями по управлению финансами власти получили дополнительную бюджетную нагрузку. К тому же, политические распри между областной госадминистрацией и Киевоблсоветом могут законсервировать автодорожные работы на Киевщине. А в парламенте утверждают, что новая система выгодна только чиновникам “Укравтодора”, а местные общины останутся “в дураках” и с разбитыми дорогами.
6 тысяч километров для ОГА
Как стало известно KV из сообщения пресс-центра Службы автомобильных дорог Киевской области, с начала 2018 года в распоряжение Киевской облгосадминистрации (КОГА) передано 6375,5 километров дорог местного значения. Это стало возможным благодаря закону о децентрализации системы управления дорожным хозяйством, который вступил в силу 1 января этого года.
“В результате подписания актов приема-передачи на баланс Киевской областной государственной администрации переданы автомобильные дороги общего пользования местного значения. Из них – 4171,8 км областных, 2203,7 км районных. Функции заказчика выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатационному содержанию дорог местного значения в Киевской области будет выполнять департамент регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Киевской областной государственной администрации”, – говорится в сообщении Службы автомобильных дорог Киевщины.
После передачи на балансе Службы автодорог в Киевской области остались автодороги государственного значения общей протяженностью 2236,2 км.
Право голоса для общин
Опрошенные KV представители местной власти на местах расходятся во мнении о том, как законодательные изменения повлияют на состояние дорог в столичном регионе.
По словам главы Броварской райгосадминистрации (РГА) Николая Клименко, новый закон исключительно важен для общин, так как развязывает руки местным властям в деле починки асфальтных покрытий.
“На протяжении долгого периода местные администрации не имели никакого права голоса и влияния на этот процесс. В облавтодоре все решали без нас. А в областной администрации нас уже спрашивают о дорогах, которые нужно ремонтировать в первую очередь, и мы нарабатываем предложения. Это – абсолютно понятная вертикаль власти для взаимодействия. До этого времени “Укравтодор” просто жил своей жизнью”, – сказал KV Николай Клименко.
Также отныне районы, города и села могут инициировать процессы и дополнительно финансировать дороги со своего бюджета через областную администрацию.
“Определять подрядчиков, распределять средства будет только ОГА. Плюс к этому, появились изменения в Бюджетном Кодексе, по которым местные общины могут выделять деньги на неотложный ремонт дороги. Исходя из этого, можно обратиться в администрацию как к балансодержателю и распорядителю для переговоров. Другой аспект – это контроль использования средств, в этом плане предугадать сложно”, – добавил Николай Клименко.
Глава Фастовской РГА Дмитрий Воронин считает, что новый закон на руку только зажиточным районам с большими бюджетами.
“Наш район, кроме этой субвенции, не имеет для этого никаких ресурсов. Для районов с хорошими бюджетами (например, Киево-Святошинского, Броварского, Бориспольского , Васильковского) это действительно достижение. Они могут с помощью своей казны влиять на процесс и выделять деньги для ремонта по мере надобности. Для Фастовского района, напротив, может быть еще хуже, так как собственных средств не хватает, – еле вытягиваем защищенные статьи. То есть, если дороги переданы без денег на их ремонты (например, субвенции из государственного или областного бюджета), то ситуация с ними еще более усугубится”, – заявил KV Дмитрий Воронин.
В Бориспольском районе уже готовятся к следующему этапу децентрализации – передаче дорог местного значения в ведение РГА.
“Сейчас мы сможем влиять на ситуацию только с помощью межбюджетных трансфертов, но мы тогда теряем возможность контролировать выполнение работ. Хотелось бы, чтобы это не остановилось на области, и дороги передали нам в район. У нас есть свои коммунальные предприятия со всем комплектом техники и хорошими специалистами. Я уверен, что даже за год мы бы показали хороший результат. А представьте, что такое шесть тысяч километров дорог для области? Их состояние сложно отследить, каким бы мощным не был профильный департамент администрации. Кроме того, непонятно, каким образом будет реализовываться финансирование, и не придется ли компаниям, которые победят в тендерах, нанимать субподрядчиков. И оба – подрядчик и субподрядчик, должны заработать, а это – дополнительная нагрузка на стоимость работ”, – сказал KV глава Бориспольской РГА Александр Туренко.
Новое яблоко раздора
По словам поселкового главы Немешаево (Бородянский район) Сергея Замидры, рассчитывать на новое законодательство как на панацею не стоит. На уровне администрации ремонтные работы могут быть традиционно провалены из-за конфликта Киевской ОГА с областным советом.
“По факту и раньше работы осуществлялись автодором на областном уровне. Сейчас на этом же уровне будут финансироваться администрацией. Как покажет себя нововведение по финансированию с области – покажет время. Если в этом году будут блокироваться некоторые проекты, как это было в прошлом году, ничего не поменяется. Если между облсоветом и ОГА будет взаимопонимание, то можно надеяться на успех этой новеллы. Оптимально – опустить финансы максимум “вниз” на вверенную территорию. Под изменения в законодательстве попадает одна из дорог в нашем поселке. Раньше она ремонтировалась облавтодором плюс-минус раз в год. Сегодня у нас уже есть дефекты на ней, и я не уверен, что эти проблемы быстро решаться с наступлением весны даже при новом балансодержателе”, – сказал KV Сергей Замидра.
Читайте: Подчиненные Горгана тормозят принятие областных программ
KV сообщала, что в 2017 году столичный регион принял свыше 1,6 млрд гривен трансфертов из госбюджета на строительство и ремонт дорог государственного значения в Киевской области. Кабмин проводит эксперимент, согласно которому часть таможенного сбора перенаправляется субвенцией в местный бюджет на ремонт дорог общегосударственного значения.
По данным Киевского облсовета, на 31 декабря 2017 года на автодорожные работы в рамках эксперимента Кабмина Киевская область получила в целом 1 678 839 400 гривен, из которых потрачено меньше половины – 835 млн 935,4 тыс. гривен (49,79%).
Мнимая выгода
По словам главы подкомитета ВР по вопросам строительства и архитектуры Александра Марченко (округ №90 Киевской обл., ВО “Свобода”), его коллеги, голосовавшие за передачу дорог местного значения, сыграли с властями в общинах злую шутку.
“Вместе с этим законом был принят закон о Государственном дорожном Фонде, за счет которого будут финансироваться дороги. Обратите внимание на распределение средств этого Фонда: 60% уйдет “Укравтодору” на ремонт дорог государственного значения, 35% – на дороги местного значения, 5% – на мероприятия по повышению безопасности на дорогах. Но площадь дорог местного значения в Украине – 87%, государственных – 13%, Это – парадокс. Получается, что в Киевской области облавтодор получит 60% финансирования на свои 2236,2 км, а на 6375,5 км местных дорог выделят почти вдвое меньше. Это – не децентрализация. Общины в который раз получили дополнительную ответственность без материальной подоплеки”, – заявил KV Александр Марченко.
По данным проектного офиса секторальной децентрализации, для Киевской области в 2018 году предусмотрено 592 500 000 гривен на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах.
Читайте: Большая кольцевая вокруг Киева: ни земли, ни денег, ни проекта
Фото: соцсети