Данные о поступлениях в бюджет Киева-2016 демонстрируют более чем 15-процентный рост. Но с учетом инфляции это, скорее, иллюзия роста. Анализ постатейных данных показывает падение доходности и прибыльности предприятий коммунальной собственности, слабое администрирование налога на недвижимость и других неналоговых платежей. План поступлений по специальному фонду явно занижен и все равно недовыполнен. К слову, наполняемость специального фонда находится в непосредственной компетенции местной администрации.
Об данных наполнения киевского бюджета KV стало известно из справки о поступлении в бюджет Киева в 2016 году.
Доходы киевского бюджета за 7 месяцев 2016 года (таблица)
В целом за 7 месяцев текущего года городской бюджет получил 21,3 млрд гривен, что на 15% выше плановых показателей этого периода, и на 17% выше данных за семь месяцев 2015 года.
В отличие от госбюджета, бюджет Киева принимался на старой налоговой базе, в связи с чем в изначальном документе не были предусмотрены некоторые позиции:
-
рентная плата за использование лесных ресурсов – 696 тыс. гривен;
-
экологический сбор, который еще не поступал;
-
компенсация потерь сельскохозяйственного и лесного производства – 166 тыс. гривен;
-
сбор за первую регистрацию транспортного средства – 160 тыс. гривен.
По ряду позиций бюджет возвращает излишне взятое в прошлом году: минус 1,311 млн гривен сбора на некоторые виды предпринимательства и минус 94 тыс. гривен сбора от продажи нефтепродуктов и газа на АЗС.
Анализ динамики поступлений в городской бюджет с 2008 года показывает следующую динамику его наполнения:
-
2011 год – 14,5 млрд гривен;
-
2012 год – 21,1 млрд гривен;
-
2013 год – 16,5 млрд гривен (провал вследствие снятия субвенций по разнице в коммунальных тарифах);
-
2014 год – 23,8 млрд гривен;
-
2015 год – 31,7 млрд гривен;
-
план 2016 года – 29,3 млрд гривен.
Доходы киевского бюджета в 2008-2016 годах (таблица)
Очевидно, что план поступлений 2016 года по ряду позиций был заложен ниже, чем в предыдущие годы. Это дало основание говорить об умышленном занижении плана с целью дальнейшего PR на мнимом перевыполнении главного финансового документа столицы.
При этом, официальные показатели инфляции в Украине за 2009-2013 год колебались в пределах 109-100%. В 2014 году этот показатель составил 124,9%, а в 2015 году – 143,3. Официальный прогноз индекса инфляции на 2016 год – 104%.
При таких показателях в 2014-2015 годах, несмотря на рост абсолютных значений, получаем устойчивое падение фактических поступлений в горбюджет. Потому и перевыполнение плана по доходам горбюджета, и его рост по отношению к 2015 году – вовсе не повод для оптимизма.
С этой точки зрения посмотрим на постатейные данные выполнения плана по доходам Киевского бюджета за январь-июль текущего года.
Общий фонд
Налоги на 1 августа собраны в размере 13,2 млрд грн, что на 51% превышает план. При этом, налог на прибыль предприятий коммунальной собственности хоть и дал 19,9 млн гривен, но это всего лишь 60,5% от аналогичного показателя 2015 года. А 17,2 млн гривен части прибыли коммунальных предприятий – это всего 62,6% от показателя бюджета 2015 года.
Рентная плата за использование природных ресурсов составила 22,6 млн гривен. Основной вклад в этот показатель вносит плата за воду – 20 млн гривен, что на 6,1% меньше, чем в 2015 году. Кстати, именно этот показатель свидетельствует о снижении уровня промышленного производства в Киеве.
А уровень ренты за использование лесных ресурсов (700 тыс. гривен), недр (1,9 млн гривен) и других (24 тыс. гривен) свидетельствует о продолжающемся отсутствии действенного контроля и попустительстве в стихийном природопользовании.
Местные налоги собраны в размере 4,91 млрд гривен и дали привес в 187,5% к уровню 2015 года. В основном, это произошло за счет земельных налогов.
Подробнее: Новая нормативная оценка земли подняла арендную плату для некоторых предприятий Киева в 60 раз
Налог на недвижимость с физлиц составил всего 6,7 млн гривен (74,8% от уровня 2015 года). Сравнение с аналогичными сборами с юридических субъектов в сумме 176,4 млн гривен приводит к традиционному вопросму: не обходится ли некачественное администрирование этого налога с физлиц дороже самих сборов?
Сбор с парковок был запланирована на уровне 2015 года и уже превысил его на 17,9% превысил его (14,5 млн гривен). однако ни смена руководителей “Киевтранспарксервиса”, ни наполеоновские планы по увеличению количества контролируемых властями города парковочных мест к радикальному увеличению парковочных сборов не привели.
Плата за предоставление административных услуг на 15% превысила плановый уровень и достигла 195 млн гривен. Если составить пропорцию к количеству заявлений чиновников о расширении объема админуслуг и сети административных центров, то уровень перевыполнения плана должен быть существенно большим.
Обращает на себя внимание тройное превышение плана по вымороченному имуществу – 346,1% по сравнению с 2015 годом на 2,85 млн гривен. С одной стороны, такие поступления носят случайный характер, с другой – наводят на мысль, что “герои регионального периода” бегут, бросая ценности. Но, скорее всего это результат упорядочения реализации бесхозных ценностей.
Официальные трансферты
В отчетном периоде официальные трансферты (дотации и субвенции, перечисляемые из центрального бюджета в местные как, например, для компенсации льгот и субсидий) перечислялись точно по плану в сумме 5,5 млрд гривен. Это на 18,2% больше показателя 2015 года.
Всего с бюджетными трансфертами за 7 месяцев 2016 года доходы общего фонда киевского бюджета составили 19,13 млрд гривен, что составляет 118,4% от плана этого периода, и на 39,1% больше уровня 7 месяцев 2015 года.
Специальный фонд
Сбор за первую регистрацию транспортного средства за 7 месяцев составил всего 160 тыс. гривен или 33,1% от предыдущего периода. Это прямое следствие ожидания обещанного правительством снижения ввозной пошлины на подержанные автомобили.
Существенный рост показали дивиденды на доли коммунальной собственности в хозяйственных обществах – 24,1 млн гривен при плане в 15 млн гривен. Прошлый год дал всего 161 тыс. гривен и, возможно, это показатель радикального изменения подходов Киевской горгосадминистрации (КГГА) к дивидендной политике. Хотя и здесь, судя только по одному “Киевгазу”, резервы все еще неисчерпаемы.
Ряд статей поступлений в бюджет скорее огорчают. Так, штрафы за ущерб окружающей среде достигли 1,94 млн гривен, что больше плана, но всего 68,4% от показателя 2015 года.
Средства восстановительной стоимости зеленых насаждений при годовом плане в 5 млн гривен уже достигли 9,74 млн гривен. Это свидетельствует о беспощадности застройщиков к зеленым легким города и беспомощности городских властей.
Читайте: ООО “Аркада-строительство” самовольно уничтожило в Киеве 10 гектаров зеленой зоны
Поступления от паевого участия застройщиков в развитии инфраструктуры при годовом плане в 281,5 млн гривен уже достигли 254,57 млн гривен. Но это свидетельствует о неудержимом рвении бизнеса к застройке киевский земель. А суммы задолженности хитрованов за предыдущие периоды план и факт указанных бюджетных поступлений не учитывает.
Продажа коммунального имущества дала в бюджет 54,38 млн гривен, что составляет всего 29,9% от плана. Похоже, и имущество заканчивается, и деловая активность падает.
Продажа земли тоже дала только 17,6 млн гривен – 82,4% от плана. А по деньгам от инвестиционных договоров и аукционов вообще завал – 292 тыс. гривен вместо 3,9 млн – 1,3% от плана.
Взносы владельцев киосков (временные сооружения или МАФы) на благоустройство Киева поступают на плановом уровне – 49,7 млн грн (113,5%) и на 10,7% превышают данные прошлого года. Даже неформальный руководитель Департамента благоустройства КГГА, нардеп от БПП Дмитрий Белоцерковец не смог нарушить поступления от этого популярного вида бизнеса.
Средства от платы за временное использование мест для внешней рекламы достигли 110,1 млн гривен, что на 15% больше текущего плана и на 35,9% больше поступлений в городской бюджет за 7 месяцев 2015 года. KV неоднократно писала, в с этом сегменте сборов имеются существенные резервы.
Итак, доходы спецфонда бюджета Киева-2016 дотянули только до 2,213 млрд гривен, что составило 95,6% семимесячного плана и всего 49,2% от поступлений за аналогичный период 2015 года. Это свидетельствует о занижении показателей бюджета в период его формирования, причем именно в той части, наполнение которой зависит непосредственно от активности местных властей всех уровней и эффективности работы коммунальных служб и предприятий.