Внедрение в Киеве в рамках Kyiv Smart City единой автоматизированной системы оплаты проезда и учета пассажиров, включающей ученические электронные билеты, бьет все рекорды по времени и денежным затратам. Недавно КП “ГИВЦ” повторно заказало у ЧАО “Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий” электронные билеты для учеников киевских школ. В минувшем году этот же подрядчик с указанной задачей не справился. По новому договору КП заказало у этой фирмы более 350 тысяч “ученических” билетов почти на 28 млн гривен. Всех столичных школьников теперь обещают обеспечить ими до конца 2020 года.
Как стало известно KV из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro, 22 мая 2020 года КП “ГИВЦ” (*) заключило договор с ЧАО “Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий” (**) на поставку электронных билетов учащихся учреждений общего среднего образования. Цена договора составила 27,77 млн гривен.
По договору, электронный билет ученика должен быть стойким к механическим повреждениям, толщиной не более 0,84 мм, шириной – 85,6 мм, высотой – 53,98 мм, а также иметь прозрачный защитный слой. При отсутствии механических повреждений билетом можно будет пользоваться 3 года.
На титульной стороне электронного билета должны разместить надписи “Учнівський квиток” и Kyiv Smart Card, логотип Киевской горгосадминистрации (КГГА), персональные данные ученика (ФИО, фото, индивидуальный штрих-код, дата выдачи). Также на них должны быть указаны данные об учреждении образования, в котором учится ребенок.
До конца 2020 года Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий должен поставить “ГИВЦу”: бесконтактные карты MifarePlus S 2K с штрих-кодом, фотографией и PIN-кодом и бесконтактные карты MifarePlus S 2K со скретч-покрытием на отдельных зонах. Каждой из видов бесконтактной карты могут заказать до 295 тысяч штук.
В договоре указано, что цена за одну карту составляет 78,45 гривен. Это значит, что КП “ГИВЦ” собирается закупить 354 тыс. билетов.
Предложения для участия в тендере подавали еще две компании ООО “Предприятие “Пластик карта” (***) и ГП “Полиграфический комбинат “Зоря” (****). Комбинат “Зоря” к аукциону не допустили из-за жалобы ЧАО “Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий” в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). В ней ЧАО заявило о несоответствии участника условиям тендерной документации.
Напомним, в июле 2019 года КП “ГИВЦ” уже закупало электронные билеты для учеников киевских школ у того же ЧАО “Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий”. Тогда эта фирма должна была поставить 330 тыс. билетов на сумму 31,06 млн гривен (цена за 1 штуку – в 78,45 гривен).
Читайте: КП “ГИВЦ” потратит 31 млн гривен на электронные проездные для киевских школьников
Но 21 декабря 2019 года стороны подписали допсоглашение о снижении цены договора до 3,49 млн гривен. А 28 декабря 2019 года в системе ProZorro был опубликовали отчет о выполнении договора, по которому ЧАО заплатили всего 2,65 млн гривен.
Ранее KV сообщала, что 12 июля 2019 года Департамент образования и науки КГГА анонсировал бесплатную выдачу киевским школьникам электронных билетов. Тогда чиновники заявляли, что электронные ученические билеты не просто дают право льготного проезда в общественном транспорте Киева, но и благодаря специальному транспортному приложения в личном кабинете по билету родители смогут отслеживать перемещения ребенка. Также отмечалось, что электронный билет ученика – это многофункциональная карточка, которая со временем будет дополняться новыми сервисами.
В феврале 2020 года на сайте КГГА сообщалось о начале тестовой работы электронного ученического билета и том, что участниками пилотного проекта КГГА стали 28 тысяч учеников 36 столичных школ.
Введение электронного ученического билета предусмотрено концепцией Kyiv Smart City, которая была утверждена Киевсоветом в ноябре 2017 года.
Запустить в рамках Kyiv Smart City единую общегородскую автоматизированную систему оплаты проезда и учета пассажиров, в том числе электронный билет, киевские власти обещали еще в конце 2016 – начале 2017 года. Но сроки по внедрению системы впоследствии неоднократно переносили. В последний раз столичные власти постановили ввести систему в промышленную эксплуатацию с 1 апреля 2020 года.
Читайте: Переход на единый е-билет в Киеве отложили на 5 месяцев
Хотя тестирование электронного билета якобы началось еще 1 ноября 2018 года, только в феврале 2020 года к этому процессу привлекли 200 реальных пассажиров общественного транспорта. В марте 2020 года в КГГА заявили о завершении тестирования электронного билета и переходе с 1 апреля 2020 года во всех видах коммунального транспорта на электронный билет. Сообщалось, что с этого дня для оплаты проезда в столичном метро, автобусе, трамвае, троллейбусе, фуникулере и городской электричке начали действовать новые виды проездных билетов. Правда, проверить это киевлянам не представлялось возможным, так как движение транспорта в Киеве было ограничено в связи с карантинными мероприятиями из-за COVID-2019.
Напомним, Kyiv Smart City является детищем теперь уже экс-директора Департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрия Назарова.
Читайте: Главный IT-шник КГГА Юрий Назаров сделал из Кличко клоуна и пирата
Под эту концепцию Назаров, который отвечал за всю IT сферу столицы с сентября 2015 года по конец апреля 2020 года, “подминал” все сферы жизнедеятельности столицы и даже Стратегию развития Киева. Все размытые задачи концепции финансируются через программу “Электронная столица”, выполнение которой контролируется Департаментом ИКТ КГГА. Депутаты Киевсовета не раз обвиняли Юрия Назарова в масштабной коррупции и вменяли в вину огромные переплаты при закупке камер видео наблюдения, внедрения единого электронного билета и т.д.
Читайте: Как руководство Киева ткнули носом в коррупционные схемы и псевдопрозрачный бюджет
Юрию Назарову в КГГА подчинялись три КП: “Информатика”, “ГИВЦ” и “Киевтелесервис”. Теперь по поводу закупок этих предприятий открыто очень много уголовных производств.
Например, правоохранители расследуют возможное присвоение бюджетных средств в особо крупных размерах в ходе реализации системы управления и контроля сетей внешнего освещения Киева в 2017-2019 годах по заказу КП “Информатика”. Как следует из определения Печерского районного суда от 23 декабря 2019 года, вынесенного в рамках вышеупомянутого уголовного производства, подрядчик КП – ООО “Хидден Энерджи.Юэй” – закупил у словацкой фирмы “SEAK company” программное обеспечение для управления каждым отдельным светильником на общую сумму 6,7 млн гривен. В дальнейшем, это ООО передало указанное программное обеспечение КП “Информатика” за 28 млн гривен. При этом, как выяснили правоохранители, управлять теми светильниками, которые находятся на балансе КП “Киевгорсвет”, с помощью приобретенного в рамках реализации данного проекта оборудования и вовсе невозможно.
Читайте: Полтора миллиарда из воздуха: как столичный бюджет расплачивается за работу Юрия Назарова
КП “ГИВЦ” было основано Киевсоветом в 1992 году. Основной вид деятельности – обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность. Уставный капитал – 17,1 млн гривен. С 13 июля 2016 года предприятие возглавляет Виталий Козубский (на фото).
Читайте: Столичный “ГИВЦ” погряз в финансовых нарушениях
Ранее KV сообщала, что с октября 2018 года Главное управление СБУ в Киеве и Киевской области расследует уголовное производство по факту возможного присвоения бюджетных средств руководством КП “ГИВЦ” при создании в столице диспетчерской для обслуживания жилищного фонда и обеспечения безопасности лифтового оборудования. Как выяснило следствие, КП “ГИВЦ” вместо заявленных программных модулей получил “непонятно что”. В ноябре 2019 года экспертиза доказала, что директор КП Виталий Козубский, оплачивая такие услуги, совершил растрату 20,8 млн гривен в пользу фирмы-подрядчика – ООО “Украинские бизнес коммуникации”. Трое фигурантов данного расследования уже получили подозрения.
Читайте: СБУ вменяет директору КП “ГИВЦ” Виталию Козубскому растрату более 20 млн гривен
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, ЧАО “Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий” зарегистрировано в 1999 году. Основной вид деятельности – деятельность в области компьютерного программирования. Уставной капитал составляет 8,9 млн гривен. Руководитель – Юрий Есаулов. Учредители – Виктор Артеменко (5%), Анна Бобовкина (5%), Валентин Прокофьев (35%), Юрий Воробьев (20%), Виктор Бобовкин (35%). Конечный бенефициарный собственник – Виктор Бобовкин. До 2017 года среди учредителей компании числился Михаил Згуровский – нынешний ректор НТУУ “Киевский политехнический институт им. Сикорского”.
По результатам участия в публичных закупках ЧАО “Научно-исследовательский институт прикладных информационных технологий” заключило 785 договоров на общую сумму 695,9 млн гривен (с учетом нынешнего). Самый крупный заказчик предприятия – ГП “Инфоресурс”, которое отдало предприятию подрядов на 450,8 млн гривен (данные Zакупівлі).
Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА с 29 апреля 2020 года временно возглавляет замдиректора этой структуры Вячеслав Новохацкий. С 26 мая 2020 года этот департамент подчинен непосредственно киевскому городскому голове Виталию Кличко.
Департамент образования и науки КГГА с 29 апреля 2014 года возглавляет Елена Фиданян. Работу этого Департамента курирует замглавы КГГА Валентин Мондриевский, на которого с 21 апреля 2020 года возложено исполнение обязанностей первого замглавы КГГА.
Читайте: Кличко назначил и.о. первого зампредседателя КГГА Мондриевского вместо Поворозника (видео)
* КП “ГІОЦ” (код ЄДРПОУ: 04013755)
** ПрАТ “Науково-дослідний інститут прикладних інформаційних технологій” (код ЄДРПОУ: 30674051)
*** ТОВ “Підприємство “Пластик карта” (код ЄДРПОУ: 30049820)
*** ДП “Поліграфічний комбінат “Зоря” (код ЄДРПОУ: 32068913)
Фото: коллаж KV