Кабинет министров Дениса Шмыгаля внес в Верховную Раду (ВР) законопроект, разграничивающий полномочия МВД (формирующего госполитику в сфере гражданской защиты) и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям ГСЧС, (реализующей госполитику в сфере гражданской защиты). О намерениях президента Владимира Зеленского и правящего монобольшинства “Слуги народа” вывести ГСЧС из-под руководства МВД стало известно сразу после отставки министра внутренних дел Арсена Авакова и назначения вместо него главы парламентского правоохранительного комитета Дениса Монастырского. Но идея вывести некогда самостоятельную ГСЧС из-под руководства МВД родилась еще год назад.
Об этом KV стало известно из законопроекта №5847 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения полномочий между центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской защиты”.
Законопроект внесен в ВР Кабмином Дениса Шмыгаля 12 августа 2021 года. Почти неделю его текст отсутствовал на сайте Рады. Пояснительная записка к проекту закона подписана недавно назначенным министром внутренних дел Денисом Монастырским, ранее занимавшим пост главы парламентского комитета по вопросам правоохранительной деятельности.
Новое разделение – возвращение к старой форме
Сразу после отставки Арсена Авакова и назначения вместо него Дениса Монастырского в “Слуге народа” сразу же заговорили о необходимости разделить МВД на несколько структур.
Стоит напомнить, что ГСЧС перешла под контроль МВД 25 апреля 2014 года. А из пояснительной записки к законопроекту следует, что решение вновь разделить МВД и ГСЧС было документально оформлено в 2020 году, “в соответствии с протоколом заседания Правительственного комитета по вопросам цифровой трансформации, развития общин и территорий, образования, науки и инноваций, здравоохранения, экономической, финансовой и правовой политики, правоохранительной деятельности, топливно-энергетического комплекса и инфраструктуры от 18 июня 2020 г. №3”.
Сделано это для того, чтобы разделить полномочия ЦОИВ, формирующего госполитику в сфере гражданской защиты (МВД), и органа, реализующего госполитику в сфере гражданской защиты (ГСЧС).
Антикоррупционную экспертизу законопроект прошел в начале 2021 года.
Что такое гражданская защита
Сейчас термин “гражданская защита” сформулирован следующим образом: “Это функция государства, направленная на защиту населения, территорий, окружающей природной среды и имущества от чрезвычайных ситуаций путем предотвращения таких ситуаций, ликвидации их последствий и оказания помощи пострадавшим в мирное время и в особый период”.
Предлагается такое определение: “Гражданская защита – комплекс мероприятий, которые реализуются на территории Украины в мирное время и в особый период и направлены на защиту населения, территорий, имущества, материальных и культурных ценностей от пожаров, чрезвычайных ситуаций, предотвращение возникновения таких ситуаций и опасных событий, ликвидации их последствий, оказания помощи пострадавшим, осуществление государственного надзора (контроля) в сфере пожарной и техногенной безопасности”.
Что такое “опасные события” в Кодексе гражданской защиты не расшифровывается. Можно предположить, что расшифровкой этого понятия займется МВД, потому что “классификационные признаки” чрезвычайных ситуаций (ЧС), согласно законопроекту, будет определять именно этот ЦОИВ. А ГСЧС будет реализовывать политику.
Полномочия МВД
Согласно предложенной модели, МВД вносит на рассмотрение Кабмина государственного уровня проекты планов в сфере ГЗ (на мирное время и особый период).
Министерство формирует госполитику по вопросам создания, содержания и реконструкции защитных сооружений, а также относительно инженерно-технических мероприятий ГЗ, пожарной и техногенной безопасности.
За МВД остается определение политики по радиационной и химической защите; составление обязательных для всех уставов и правил, относящиеся к техногенной и пожарной безопасности, а также норм, инструкций и методики для системы ГЗ.
Так же, как и сейчас, министерство будет отвечать за госконтроль в сфере пожарной и техногенной безопасности, разрешительно-регистрационную деятельность, оформление материалов об административных правонарушениях и т.д.
Полномочия ГСЧС
Отсутствующая сейчас в Кодексе новая статья 17-1 подробно расписывает полномочия ЦОИВа, который реализует государственную политику в сфере ГЗ. В новой статье – 62 пункта. В большинстве своем эти полномочия сейчас отнесены к сфере МВД как органа, который и формирует, и реализует политику ГЗ.
Предлагается сделать иначе: более подробно расписать полномочия ГСЧС, передав при этом ведомству учебные заведения и научные центры, учреждения здравоохранения (медицинские подразделения), относящиеся к сфере управления спасателей.
По законопроекту, ГСЧС (как и ныне) обеспечивает тушение пожаров, спасение людей и оказание помощи в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и “других некоторых видов опасных событий, представляющих угрозу жизни или здоровью населения или к нанесению материального ущерба”.
К полномочиям ГСЧС отнесена охрана от пожаров разнообразных объектов предприятий, учреждений и организаций (на договорной основе в установленном правительством порядке). Госслужба, как и сейчас, осуществляет государственный надзор в сфере пожарной и техногенной безопасности (выявление и предотвращение нарушений требований законодательства в этой сфере), в том числе – на стройках.
Кроме того, ГСЧС согласовывает проекты норм, правил и регламентов по обеспечению пожарной и техногенной безопасности; лицензирует хозяйственную деятельность по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения; принимает участие в расследовании причин возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций и невыполнение предупредительных мер.
При необходимости, ГСЧС непосредственно занимается эвакуацией населения, “обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию государственной политики по вопросам медицинской и биологической защиты населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций”.
Проводит пиротехнические работы. Осуществляет аттестацию и сертификацию аварийно-спасательных служб и спасателей. Определяет основные направления ведомственной науки, выступает заказчиком научных работ. Осуществляет международное сотрудничество в сфере ГЗ.
В законопроекте прописаны и другие нюансы функционирования Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, а в ряде законов откорректированы упоминания о ней как об органе, реализующем госполитику гражданской защиты.
Если закон будет принят Верховной Радой, он вступит в силу на следующий после его публикации в официальной прессе день. Но у Кабмина будет традиционно время (три месяца), чтобы привести свои акты в соответствии с принятым законом.
Дальнейшие планы по разделу МВД
На сегодняшний день МВД подчиняются:
-
Национальная гвардия;
-
Национальная полиция;
-
Государственная пограничная служба;
-
Государственная миграционная служба;
-
Государственная служба по чрезвычайным ситуациям.
Эти ведомства – отдельные органы власти, чья деятельность, впрочем, координируется министром внутренних дел. При этом, начальники нацгвардейцев и пограничников назначаются напрямую указами президента.
16 июля 2021 года глава парламентской фракции “Слуга народа” Давид Арахамия в эфире одного из телеканалов сказал: “У нас как у правящей коалиции есть план институциональный в отношении того, что такие крупные министерства надо разбивать на несколько инстанций – Нацгвардия должна быть разобщена с полицией, и пограничная служба также”.
Арахамия уточнил, что пограничную службу “точно” заберут из МВД (мол, уже есть наработанный законопроект), а в отношении Миграционной службы – “вопрос открыт”.
Напомним, неотложный законопроект №1007 президента Владимира Зеленского “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности Национальной гвардии Украины” был внесен в Раду ІХ созыва в первый день ее работы – 29 августа 2019 года. Этот законопроект переподчиняет Нацгвардию президенту.
Но законопроект забуксовал и был внесен в повестку дня только зимой 2021 года, хотя до сих пор прорабатывается в профильном комитете и получил негативную оценку Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) ВР.
Понимая, что законопроект не имеет шансов на быстрое прохождение, еще осенью 2019 года в Офисе президента под руководством Андрея Богдана озвучили компромиссную идею – разделить Нацгвардию на три части: под руководством МВД, Минобороны и президента. Сам Богдан опасался “майдана”, считая, что у президента должны быть обязательно свои “гвардейцы” помимо сравнительно малочисленной госохраны.
Это напомнило журналистам то, как во времена президента Леонида Кучмы некоторое время параллельно существовали Нацгвардия, подчиненная президенту, и внутренние войска МВД. Но в январе 2000 года Нацгвардия была расформирована, а в марте 2014 года она была создана вновь на базе внутренних войск МВД и подчинена этому же министерству.
21 февраля 2020 года нардепы от “Слуги народа” зарегистрировали законопроект №3105 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования правовых основ деятельности Национальной гвардии Украины” (полномочия Нацгвардии в системе МВД расширялись). В кулуарах говорили, что автором законопроекта является сам Аваков. И документ при голосовании был отклонен.
Читайте: Попытка №2: Нацгвардия может стать еще одной полицией
Фото: коллаж KV