Мечты Зеленского сбываются: МВД начинают возвращать к “дореволюционному” состоянию

Мечты Зеленского сбываются: МВД начинают возвращать к “дореволюционному” состоянию

Кабинет министров Дениса Шмыгаля внес в Верховную Раду (ВР) законопроект, разграничивающий полномочия МВД (формирующего госполитику в сфере гражданской защиты) и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям ГСЧС, (реализующей госполитику в сфере гражданской защиты). О намерениях президента Владимира Зеленского и правящего монобольшинства “Слуги народа” вывести ГСЧС из-под руководства МВД стало известно сразу после отставки министра внутренних дел Арсена Авакова и назначения вместо него главы парламентского правоохранительного комитета Дениса Монастырского. Но идея вывести некогда самостоятельную ГСЧС из-под руководства МВД родилась еще год назад.

Об этом KV стало известно из законопроекта №5847 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения полномочий между центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской защиты”. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроект внесен в ВР Кабмином Дениса Шмыгаля 12 августа 2021 года. Почти неделю его текст отсутствовал на сайте Рады. Пояснительная записка к проекту закона подписана недавно назначенным министром внутренних дел Денисом Монастырским, ранее занимавшим пост главы парламентского комитета по вопросам правоохранительной деятельности. 

Новое разделение – возвращение к старой форме

Сразу после отставки Арсена Авакова и назначения вместо него Дениса Монастырского в “Слуге народа” сразу же заговорили о необходимости разделить МВД на несколько структур.

Стоит напомнить, что ГСЧС перешла под контроль МВД 25 апреля 2014 года. А из пояснительной записки к законопроекту следует, что решение вновь разделить МВД и ГСЧС было документально оформлено в 2020 году, “в соответствии с протоколом заседания Правительственного комитета по вопросам цифровой трансформации, развития общин и территорий, образования, науки и инноваций, здравоохранения, экономической, финансовой и правовой политики, правоохранительной деятельности, топливно-энергетического комплекса и инфраструктуры от 18 июня 2020 г. №3”.

Сделано это для того, чтобы разделить полномочия ЦОИВ, формирующего госполитику в сфере гражданской защиты (МВД), и органа, реализующего госполитику в сфере гражданской защиты (ГСЧС).

Антикоррупционную экспертизу законопроект прошел в начале 2021 года.

Что такое гражданская защита

Сейчас термин “гражданская защита” сформулирован следующим образом: “Это функция государства, направленная на защиту населения, территорий, окружающей природной среды и имущества от чрезвычайных ситуаций путем предотвращения таких ситуаций, ликвидации их последствий и оказания помощи пострадавшим в мирное время и в особый период”.

Предлагается такое определение: “Гражданская защита – комплекс мероприятий, которые реализуются на территории Украины в мирное время и в особый период и направлены на защиту населения, территорий, имущества, материальных и культурных ценностей от пожаров, чрезвычайных ситуаций, предотвращение возникновения таких ситуаций и опасных событий, ликвидации их последствий, оказания помощи пострадавшим, осуществление государственного надзора (контроля) в сфере пожарной и техногенной безопасности”.

Что такое “опасные события” в Кодексе гражданской защиты не расшифровывается. Можно предположить, что расшифровкой этого понятия займется МВД, потому что “классификационные признаки” чрезвычайных ситуаций (ЧС), согласно законопроекту, будет определять именно этот ЦОИВ. А ГСЧС будет реализовывать политику.

Полномочия МВД

Согласно предложенной модели, МВД вносит на рассмотрение Кабмина государственного уровня проекты планов в сфере ГЗ (на мирное время и особый период). 

Министерство формирует госполитику по вопросам создания, содержания и реконструкции защитных сооружений, а также относительно инженерно-технических мероприятий ГЗ, пожарной и техногенной безопасности. 

За МВД остается определение политики по радиационной и химической защите; составление обязательных для всех уставов и правил, относящиеся к техногенной и пожарной безопасности, а также норм, инструкций и методики для системы ГЗ.

Так же, как и сейчас, министерство будет отвечать за госконтроль в сфере пожарной и техногенной безопасности, разрешительно-регистрационную деятельность, оформление материалов об административных правонарушениях и т.д.

Полномочия ГСЧС

Отсутствующая сейчас в Кодексе новая статья 17-1 подробно расписывает полномочия ЦОИВа, который реализует государственную политику в сфере ГЗ. В новой статье – 62 пункта. В большинстве своем эти полномочия сейчас отнесены к сфере МВД как органа, который и формирует, и реализует политику ГЗ.

Предлагается сделать иначе: более подробно расписать полномочия ГСЧС, передав при этом ведомству учебные заведения и научные центры, учреждения здравоохранения (медицинские подразделения), относящиеся к сфере управления спасателей. 

По законопроекту, ГСЧС (как и ныне) обеспечивает тушение пожаров, спасение людей и оказание помощи в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и “других некоторых видов опасных событий, представляющих угрозу жизни или здоровью населения или к нанесению материального ущерба”.

К полномочиям ГСЧС отнесена охрана от пожаров разнообразных объектов предприятий, учреждений и организаций (на договорной основе в установленном правительством порядке). Госслужба, как и сейчас, осуществляет государственный надзор в сфере пожарной и техногенной безопасности (выявление и предотвращение нарушений требований законодательства в этой сфере), в том числе – на стройках.

Кроме того, ГСЧС согласовывает проекты норм, правил и регламентов по обеспечению пожарной и техногенной безопасности; лицензирует хозяйственную деятельность по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения; принимает участие в расследовании причин возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций и невыполнение предупредительных мер.

При необходимости, ГСЧС непосредственно занимается эвакуацией населения, “обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию государственной политики по вопросам медицинской и биологической защиты населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций”.

Проводит пиротехнические работы. Осуществляет аттестацию и сертификацию аварийно-спасательных служб и спасателей. Определяет основные направления ведомственной науки, выступает заказчиком научных работ. Осуществляет международное сотрудничество в сфере ГЗ.

В законопроекте прописаны и другие нюансы функционирования Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, а в ряде законов откорректированы упоминания о ней как об органе, реализующем госполитику гражданской защиты.

Если закон будет принят Верховной Радой, он вступит в силу на следующий после его публикации в официальной прессе день. Но у Кабмина будет традиционно время (три месяца), чтобы привести свои акты в соответствии с принятым законом. 

Дальнейшие планы по разделу МВД

На сегодняшний день МВД подчиняются: 

  • Национальная гвардия; 

  • Национальная полиция; 

  • Государственная пограничная служба; 

  • Государственная миграционная служба; 

  • Государственная служба по чрезвычайным ситуациям.

Эти ведомства – отдельные органы власти, чья деятельность, впрочем, координируется министром внутренних дел. При этом, начальники нацгвардейцев и пограничников назначаются напрямую указами президента. 

16 июля 2021 года глава парламентской фракции “Слуга народа” Давид Арахамия в эфире одного из телеканалов сказал: “У нас как у правящей коалиции есть план институциональный в отношении того, что такие крупные министерства надо разбивать на несколько инстанций – Нацгвардия должна быть разобщена с полицией, и пограничная служба также”.

Арахамия уточнил, что пограничную службу “точно” заберут из МВД (мол, уже есть наработанный законопроект), а в отношении Миграционной службы – “вопрос открыт”.

Напомним, неотложный законопроект №1007 президента Владимира Зеленского “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности Национальной гвардии Украины” был внесен в Раду ІХ созыва в первый день ее работы – 29 августа 2019 года. Этот законопроект переподчиняет Нацгвардию президенту.

Но законопроект забуксовал и был внесен в повестку дня только зимой 2021 года, хотя до сих пор прорабатывается в профильном комитете и получил негативную оценку Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) ВР.

Понимая, что законопроект не имеет шансов на быстрое прохождение, еще осенью 2019 года в Офисе президента под руководством Андрея Богдана озвучили компромиссную идею – разделить Нацгвардию на три части: под руководством МВД, Минобороны и президента. Сам Богдан опасался “майдана”, считая, что у президента должны быть обязательно свои “гвардейцы” помимо сравнительно малочисленной госохраны.

Это напомнило журналистам то, как во времена президента Леонида Кучмы некоторое время параллельно существовали Нацгвардия, подчиненная президенту, и внутренние войска МВД. Но в январе 2000 года Нацгвардия была расформирована, а в марте 2014 года она была создана вновь на базе внутренних войск МВД и подчинена этому же министерству. 

21 февраля 2020 года нардепы от “Слуги народа” зарегистрировали законопроект №3105 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования правовых основ деятельности Национальной гвардии Украины” (полномочия Нацгвардии в системе МВД расширялись). В кулуарах говорили, что автором законопроекта является сам Аваков. И документ при голосовании был отклонен.

Читайте: Попытка №2: Нацгвардия может стать еще одной полицией

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4