Наблюдательные советы в столичных КП могут не заработать никогда

Наблюдательные советы в столичных КП могут не заработать никогда

Эпопея с переходом Киева на качественно новый уровень управления собственностью горожан путем создания в крупных коммунальных предприятиях наблюдательных советов закончилась печально. В Киевской горгосадминистрации (КГГА) не учли ни единой правки по соответствующему проекту решения, которые в течение полугода нарабатывала комиссия Киевсовета по вопросам собственности. Похоже, это позволит чиновникам теперь запустить процедуру создания набсовета только в КП “Киевтеплоэнерго” и только для получения этим предприятием кредитов из заграницы. В любом случае, созданные по утвержденной процедуре набсоветы не смогут быть эффективны. В профильной комиссии столичного горсовета надеются позже внести изменения в соответствующее решение, но это маловероятно.

Как стало известно KV, 24 декабря 2019 года комиссия Киевсовета по вопросам собственности решила подготовить проект решения “Об изложении решения “О некоторых вопросах управления предприятиями, которые принадлежат к коммунальной собственности территориальной общины города Киева ”в новой редакции”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Инициатором подготовки новой редакции “порядка создания и работы наблюдательных советов в столичных КП” выступил глава этой комиссии Леонид Антоненко (депутатская группа “Киевская команда”, на фото слева). По его задумке, комиссия интегрирует в данный документ правки, которые не были учтены КГГА, рассмотрит такой проект решения и вынесет на заседание Киевсовета. 

Напомним, 19 декабря 2019 года Киевсовет поддержал проект решения “О некоторых вопросах управления предприятиями, которые принадлежат к коммунальной собственности территориальной общины города Киева” (№08/231-2491/ПР от 17 июля 2019 года).

Речь идет якобы о “создании благоприятных условий для эффективного управления предприятиями, которые относятся к коммунальной собственности территориальной общины Киева, и обеспечение прозрачности их деятельности в интересах территориальной общины”. Фактически был утвержден порядок создания наблюдательных советов и их комитетов, организации их деятельности и ликвидации, избрания и назначения членов, требований к этим членам. Но утвержден в той редакции, с которой были категорически не согласны в профильной комиссии горсовета.

Перед голосованием по этому вопросу заместитель главы КГГА Владимир Слончак (на фото справа) заявил, что управление правового обеспечения деятельности Киевсовета не поддержало поправки к проекту решения, которые предлагала комиссия Киевсовета по вопросам собственности. Чиновник призвал депутатов голосовать только за редакцию проекта решения, предложенную КГГА. 

В итоге, как указано в документе, теоретически наблюдательные советы будут состоять из 5-7 человек, из которых ⅔ – “независимые члены”. Главу каждого конкретного наблюдательного совета должны избирать его члены простым большинством голосов. Срок полномочий наблюдательного совета в КГГА решили ограничить тремя годами. Одни и те же люди не смогут входить в состав одного наблюдательного совета более двух сроков подряд.

Также в документе указано, что наблюдательные советы могут создавать комитеты, в которые должны входить не менее 3 человек. Плановые заседания наблюдательного совета должны проходить не реже одного раза в квартал, а внеплановые могут созываться в любое время.

Членов наблюдательных советов избирает Киевсовет и КГГА. В первом случае депутатские группы и фракции Киевсовета подают своих кандидатов на утверждение сессии Киевсовета, а во втором – так называемые “независимые” члены подают свои кандидатуры, а специально созданная конкурсная комиссия при КГГА определяет, могут ли эти люди выполнять соответствующие обязанности. 

Среди полномочий наблюдательных советов: согласование годового и стратегического планов развития предприятия, согласование решений о размещении и выкупе предприятиями ценных бумаг, согласование организационной структуры предприятия, принятие решений о необходимости проведения аудита и т.д.

Один из ключевых пунктов принятого решения – критерии, в соответствии с которыми создание наблюдательного совета в коммунальном предприятии Киева является обязательным:

1) стоимость активов предприятия, согласно с данными последней годовой финансовой отчетности, превышает 2 млрд гривен;

2) размер чистого дохода, согласно с данными последней годовой финансовой отчетности, превышает 1,5 млрд гривен;

3) размер уставного капитала предприятия превышает 2 млрд гривен.

КП для создания в нем набсовета должно подходить хотя бы под один из этих критериев.

Против такого подхода сильнее других выступал Леонид Антоненко. По его словам, возглавляемая им комиссия около полугода рассматривала данный вопрос и в итоге к проекту решения были предложены многочисленные правки – порядка 18 страниц. Примечательно и то, что комиссия отклонила вывод  управления правового обеспечения деятельности Киевсовета, на который ссылался Владимир Слончак.

“У нас очень странная ситуация, когда абсолютное большинство нашей комиссии поддержала эту инициативу, выразило определенные замечания, проголосовало за них. Мы потратили очень много времени, собирались 6 или 7 раз. Была создана рабочая группа. Ни один депутат комиссии не поддержал документ, который предоставил исполнительный орган (КГГА. – KV). Первичный документ абсолютно сырой. Это абсолютно беспрецедентный кейс, когда профильная комиссия единогласно поддержала определенные замечания, а исполнительный орган проигнорировал все предложения”, – заявил Леонид Антоненко.

По его словам, среди прочего, профильная комиссия предлагала: 

  • утвердить календарный план-график отбора независимых членов наблюдательных советов;

  • изменить порядок назначения и увольнения членов наблюдательных советов, как кандидатов от Киевсовета, так и независимых, а также изменить объем их полномочий и порядок определения вознаграждения для них;

  • изменить и повысить требования к членам наблюдательных советов;

  • привлечь представителей международных компаний по подбору персонала для поиска независимых членов наблюдательных советов и т.д.

По мнению Леонида Антоненко, последняя рекомендация помогла бы привлекать в наблюдательные советы настоящих профессионалов международного уровня. При этом, как отметил глава профильной комиссии, столичные власти должны были определить таким людям вознаграждение, которое соответствует рыночным предложениям.

Депутат подозревает, что принятое с подачи Слончака Киевсоветом решение будет распространяться лишь на одно коммунальное предприятие, которое, по задумке столичных градоначальников, должно получить кредитные средства (вероятно, КП “Киевтеплоэнерго”.- KV). Между тем, по словам Антоненко, депутаты хотели создать наблюдательные советы в 16-ти коммунальных предприятиях, среди которых: “Фармация”, “Житлоинвестбуд-УКБ”, “Киевкоммунсервис”, “Киевгорсвет”, “Киевреклама”, “Международный аэропорт “Киев”, “Киевавтодор”, “Киевавтодормост”, “Спецжилфонд” и т.д. 

Кроме того, КГГА отказалась создавать наблюдательные советы в двух акционерных обществах, в которых община Киева имеет контрольные пакеты акций – ЧАО “Киевводоканал” и ЧАО “ХК “Киевгорстрой”.

“В соответствии с редакцией, которую предложила профильная комиссия горсовета, Киев получил бы действительно новое качество корпоративного управления в своих самых крупных компаниях, а не еще один декоративный орган, который ничего не будет решать, а только будет выполнять указания “смотрящих”, как сейчас”, – заявил Леонид Антоненко.

Еще один член комиссии по вопросам собственности Михаил Будилов (фракция “ВО “Свобода”) тщетно взывал к адекватности городского голову Киева Виталия Кличко.

“Нельзя так нагло игнорировать депутатов из профильной комиссии и не учитывать предложения, которые нарабатывались полгода. Дайте возможность доработать этот проект решения ко второму чтению”, – обратился депутат к мэру столицы.

Но Виталий Кличко был непоколебим. Попытки Леонида Антоненко достучаться к здравому смыслу своих коллег не возымели эффекта: ни одна правка, которую озвучивал глава профильной комиссии, не набрала достаточного для утверждения количества голосов. 

Примечательно, что секретарь Киевсовета Владимир Прокопив не дал депутату огласить все рекомендации, что показательно иллюстрирует отношение провластного большинства столичного горсовета к “остальным” депутатам. Проект решения был поддержан в целом – в том виде, в котором предлагала КГГА.

Отметим, 44 голоса за указанный проект решения дала фракция “Солидарность”. Еще 9 голосов отдала фракция “Единство”, 8 голосов – фракция “ВО “Батькивщина” (в том числе поддержал документ Владимир Бондаренко, который выступал против его принятия – KV), еще 7 голосов – внефракционные депутаты. Ни одного голоса “за” не дала депутатская группа “Киевская команда”, а также фракции “ВО “Свобода” и “Самопомощь”.

Как неоднократно сообщала KV, в соответствии с решением Киевсовета №174/1178 от 6 октября 2016 года “Об организационно-правовых мерах по созданию наблюдательных советов коммунальных предприятий территориальной общины города Киева” Департамент коммунальной собственности КГГА должен был в одномесячный срок (не позднее 6 ноября 2016 года – KV) разработать и подать на утверждение Киевсовета ряд мероприятий по созданию и функционированию наблюдательных советов при столичных КП. Однако, с этой задачей чиновники не справились, и 8 февраля 2018 года с подачи директора Департамента собственности КГГА Андрея Гудзя Киевсовет принял решение №15/4079 “О внесении изменений в решение Киевсовета “Об организационно-правовых мероприятия для создания наблюдательных советов коммунальных предприятий территориальной общины Киева”.

Таким образом, вышеперечисленные задачи были возложены непосредственно на руководство КГГА. Выполнить это задание, как и прежде, нужно было в течение 1 месяца с даты принятия соответствующего решения горсовета. Но и это решение не было выполнено.

Читайте: Администрации Кличко позволили не торопиться с созданием наблюдательных советов в коммунальных предприятиях

В дальнейшем чиновники “кормили депутатов завтраками”, заявляя о том, что на выполнение решения Киевсовета № 174/1178 уже готов проект решения “О некоторых вопросах управления предприятиями, которые принадлежат к коммунальной собственности территориальной общины Киева”. Лишь в июле 2019 года КГГА наконец-то подала на рассмотрение комиссии Киевсовета по вопросам собственности долгожданный проект решения о создании наблюдательных советов. Уже тогда депутаты имели массу вопросов к предложенному документу, на которые чиновники не могли дать вразумительных ответов. 

Читайте: Не прошло и три года: в КГГА написали правила создания наблюдательных советов в столичных КП

Также на заседаниях в Киевсовете неоднократно звучала информация о том, что без создания наблюдательных советов в ключевых КП столица может не получить кредитные деньги (в частности, КП “Киевтеплоэнерго”.- KV). 

На заседании Киевсовета 11 апреля 2019 года этот вопрос вновь был поднят при рассмотрении пяти проектов решений на предмет получения Киевом кредитов в размере около 320 млн евро для развития столичной инфраструктуры. Но правки, предполагающие создание набсоветов в коммунальных предприятиях, которые получат эти деньги, тогда не набрали достаточное количество голосов.

Читайте: Виталия Кличко послали договариваться с ЕБРР о новых кредитах

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Александр Глазунов
Рекомендуємо до перегляду
Війна та релокація: як фермери знаходять прихисток на Київщині та відновлюють агробізнес
Війна та релокація: як фермери знаходять прихисток на Київщині та відновлюють агробізнес
12:00 Військові дії у багатьох регіонах країни змусили фермерів шукати більш безпечні місця для ведення бізнесу. Аграрні підприємства, що релокуються, стають прикладом адаптації в…
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
09:00 Столична міськрада вирішила поповнити статутний капітал КП “Спецжитлофонд” на 3 млрд гривень за рахунок бюджету Києва. Ці гроші мають піти на формування т.зв.…
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Banner
QlU7mDx4