Ко Дню местного самоуправления (7 декабря 2021 года) Верховная Рада (ВР) может наградить Почетной грамотой Владимира Прокопива – заместителя главы Киевской горгосадминистрации (КГГА), главу фракции “Европейская солидарность” нынешнего IX созыва горсовета и секретаря Киевсовета минувшей VIII каденции. С таким ходатайством на минувшей неделе в ВР обратился Киевсовет. КиевVласть решила проанализировать: действительно ли Владимир Прокопив за последние семь с лишним лет сделал что-то существенное для развития в Киеве местного самоуправления, или имеет место попытка скрыть за высокой государственной наградой его полную пассивность в данном вопросе и громкие скандалы, сопровождавшие его политическую карьеру.
Как стало известно KV, в ходе заседания Киевсовета, состоявшегося 18 ноября 2021 года, депутаты проголосовали за направление ходатайства в ВР о награждении Владимира Прокопива Почетной грамотой ВР.
Соответствующий проект решения №08/231- 3991/ПР от 4 ноября 2021 года без обсуждения поддержали 74 народных избранника.
Как указано в документе, цель принятия этого решения – признание личных заслуг замглавы КГГА и депутата Киевсовета Владимира Прокопива (глава фракции “Европейская солидарность”) и по случаю празднования Дня местного самоуправления (празднуется 7 декабря 2021 года).
В пояснительной записке к утвержденному депутатами решению кратко описаны биография Владимира Прокопива и его “регалии” – депутат Киевсовета VII, VIII и IX созывов, секретарь столичного горсовета минувшей каденции, глава делегации Украины в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы в 2016-2020 годах, кандидат химических наук, магистр по специальности “Административный менеджмент” и т.д. “За весомый личный вклад в развитие местного самоуправления, социально-экономическое развитие местной территориальной общины, высокий профессионализм и активную общественную позицию Владимир Прокопив отмечен многими наградами”, – сообщается в пояснительной записке к документу.
KV уже не первый год отслеживает деятельность Владимира Прокопива на разных должностях. В связи с этим редакция решила кратко проанализировать, что именно было сделано им для развития в столице местного самоуправления, и не является ли указанное ходатайство лишь попыткой скрыть за высокой государственной наградой бездействие и скандалы, сопровождавшие политическую деятельность Прокопива на протяжении семи с лишним лет.
Сомнительные заслуги
Владимир Прокопив впервые стал депутатом Киевсовета в мае 2014 года. Тогда он прошел в горсовет по партийному списку объединенной “кличковско-порошенковской” партии “УДАР-Солидарность”. Тогда многие СМИ сообщали, что кандидатуру Владимира Прокопива на проходной 29-й номер в списке партии рекомендовал Сергей Березенко – руководитель избирательного штаба Порошенко в Киеве, бывший член “молодой команды Черновецкого”, племянник Анатолия Матвиенко (нардеп нескольких созывов), а в будущем руководитель Государственного управления делами (ДУСи). В первом для себя созыве Владимир Прокопив возглавил одну из самых “жирных” постоянных комиссий Киевсовета – по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования. И его работа во главе местного органа неоднократно вызывала вопросы у экспертов и общественных активистов.
К примеру, в 2014-2015 года Владимир Прокопив был одной из центральных фигур в скандале, связанном с ООО “Женсан” – компанией из орбиты мультимиллионера Вагифа Алиева, которая арендует у городской общины участок площадью 4,01 га возле рынка “Лесного”. Общественность Деснянского района была недовольна тем, что эта земля, в которую входит часть парка “Киото” и лесная зона, постоянно “заставляется” незаконными киосками и превращается в сплошную мусорную свалку, в связи с чем местные жители требовали расторжения договора аренды.
Однако Прокопив, который на тот момент возглавлял земельно-градостроительную комиссию горсовета, не стал брать на себя ответственность по возврату данного участка в коммунальную собственность. Вместо рассмотрения соответствующего проекта решения он лишь инициировал создание нескольких рабочих групп, которые должны были “изучить” данную проблему и деятельность которых в конечном итоге ни к чему не привела. В связи с этим Владимиру Прокопиву на то время “прилетело” немало обвинений в лоббизме интересов скандального арендатора. Такие действия депутата возымели результат уже спустя несколько лет: на данный момент ООО “Женсан” собирается “отгрохать” на арендованном участке скандальный ТРЦ “Lisova Mall”, и против таких планов опять-таки выступает общественность Лесного массива.
Читайте: Киевсовет “благословил” Вагифа Алиева очередным земельным наделом возле станции метро “Лесная
Осенью 2015 года Владимир Прокопив был избран депутатом Киевсовета VIII созыва от “Солидарности”, в которую вновь вошли люди из окружения мэра Киева Виталия Кличко и тогдашнего президента Украины Петра Порошенко. В этом случае его ждал немалый карьерный рост – вскоре Прокопив был избран заместителем городского головы и секретарем Киевсовета. Таким образом он, по сути, стал вторым лицом городского политикума с широким набором обязанностей и полномочий. По этой причине за пять лет работы на данной должности Прокопив стал одним из наиболее обсуждаемых представителей столичных властей.
Так, Киевсовет времен “секретарства” Владимира Прокопива запомнился крайне скандальными процедурами утверждения серьезных вопросов, в первую очередь – проектов решений, которые касаются земельных отношений, градостроительства и распоряжения коммунальной собственностью. Депутаты с подачи Владимира Прокопива без зазрения совести отклоняли правовые выводы юристов Киевсовета, которые указывали на “незаконность” тех или иных проектов решений, по несколько раз голосовали за один и тот же “нужный” документ, если он с первой попытки не набирал необходимое для утверждения количество голосов, рассматривали вопросы на десятки миллионов гривен в “авральном порядке” без предварительного изучения комиссиями, создавали десятки рабочих групп, которые должны были анализировать спорные вопросы и работа которых ни к чему не приводила и т.д.
Читайте: Андрей Странников скопом “похоронил” работу за 2017 год рабочих групп при бюджетной комиссии
Также “горсовет имени Прокопива” был известен и крайне неоднозначной работой по защите интересов столичной общины в судебных разбирательствах. Например, в начале 2017 года юристы горсовета (т.е. – подчиненные Владимира Прокопива) “забыли” оплатить судебный сбор при подаче кассационной жалобы по делу о взыскании сомнительного двухмиллиардного долга с КП “Киевский метрополитен”. Вполне возможно, такая “растерянность” должностных лиц стала одним из факторов проигрыша столичной “подземки” в судах и одной из причин состоявшегося в 2018 году подорожания проезда в коммунальном общественном транспорте Киева. А в мае 2020 года столичный правозащитник Александр Дядюк сообщил, что, по его данным, кто-то запретил юристам Киевсовета “совать свой нос” в судебные разбирательства о взыскании 670 млн гривен с Департамента экономики и инвестиций КГГА. Напомним, в рамках этого дела, которое рассматривается судами до сих пор, ООО “Киев Терминал” требует от городской общины возместить некие “убытки” за разрыв инвестиционного договора на реконструкцию Харьковской площади.
Читайте: Победа или пиар: чем закончится для столицы скандал с “мнимой” реконструкцией Харьковской площади
Одним из черных пятен в трудовой биографии Владимира Прокопива вполне можно считать и его усилия по блокированию инициативы о возрождении в Киеве деятельности районных советов. Эти органы местного самоуправления, которые были ликвидированы в 2010 году, городские власти столицы пообещали возродить еще в 2015 году. Для того, чтобы сделать это, Киевсовет должен был произвести одно нехитрое действие – назначить дату выборов в райсоветы. Однако Владимир Прокопив, будучи секретарем Киевсовета, неоднократно переносил рассмотрение соответствующего проекта решения на пленарных заседаниях Киевсовета, давая невнятные обещания вернуться к этой теме позже.
Читайте: Как Владимир Прокопив заблокировал выборы в райсоветы Киева на неопределенный срок
Кроме того, Владимира Прокопива неоднократно обвиняли в том, что он, как секретарь Киевсовета, ничего не делает для развития “публичности и открытости” этого органа. Речь шла: о ненадлежащем качестве онлайн-трансляций постоянных комиссий горсовета, о непубликации многих документов на сайте Киевсовета, о задержках с обнародованием протоколов пленарных заседаний, о непредоставлении столичным депутатам отдельных проектов решений и дополнений к ним перед заседаниями Киевсовета, и т.д. А в ноябре 2019 года Владимиру Прокопиву “досталось” от депутатов из-за того, что он более двух лет без уважительных причин не выносил на рассмотрение Киевсовета проект решения, который предполагал внедрение практики онлайн-транслирования заседаний Президиума горсовета и который, по мнению народных избранников, должен был сделать работу столичных властей более прозрачной. В ответ на это Прокопив лишь заявил, что и без таких трансляций Киевсовет является самым открытым местным советом в Европе.
Также известно, что за время работы Владимира Прокопива секретарем Киевсовета ряд “хлебных” должностей в подчиненных столичным властям структурах по странному стечению обстоятельств занимали его земляки-товарищи из Ивано-Франковской области. Членами такого себе “карпатского братства” называли, например, управделами секретариата Киевсовета Игоря Хацевича (депутат Киевсовета нынешнего IX созыва от “Европейской солидарности”, фракцию которой в горсовете возглавляет все тот же Прокопив. – KV) и уже экс-директора КП “Хозкомобслуживание” Владимира Басалыгу. Притом, назначение последнего в 2016 году на указанный пост даже привлекло внимание правоохранителей: следствию стало известно, что неизвестные подделали заявление предшественницы Басалыги, экс-руководителя КП “Хозкомобслуживание” Светланы Рымарь об увольнении, а столичный мэр Виталий Кличко подписал его “по соглашению сторон”. Впрочем, разбирательства по соответствующему уголовному производству ни к чему не привели.
Читайте: Руководство КГГА уличили в подделке документов и нарушении трудового законодательства
Наверняка, роль Владимира Прокопива в развитии в столице местного самоуправления “хорошо подчеркивает” и то, что такого самоуправления в Киеве фактически нет: как известно, КГГА является исполкомом Киевсовета лишь номинально, а потому тысячи “позитивных” решений горсовета попросту не выполняются. Что экс-секретарь Киевсовета на протяжении многих лет делал для того, чтобы такое положение вещей изменить – остается загадкой.
Кроме того, в столице продолжает действовать уже давно устаревший (утверждался в 2002 году) и несоответствующий законодательству Устав территориальной общины города Киева. Как результат – территориальная община Киева фактически до сих пор не сформирована: не регламентированы ее права и возможности контролировать действия пребывающих у власти людей и пр.
20 декабря 2017 года Киевсовет со скрипом утвердил “Концепцию Устава территориальной громады города Киева”, но сам “новый устав” на рассмотрение депутатов потом никто даже не предоставил. По этому поводу Владимир Прокопив ни разу публично не возмущался. Вероятно, думал, что развивать в Киеве местное самоуправление нужно как-то по-другому.
Читайте: Хто створить територіальну громаду Києва?
Осенью 2020 года Владимир Прокопив в третий раз подряд стал депутатом Киевсовета: был избран от “Европейской солидарности”, которая пошла на местные выборы “отдельно” от партии мэра Киева Виталия Кличко “УДАР”. В начале этого созыва две некогда “союзные” партии находились в оппозиции друг ко другу – Прокопив, уже как рядовой депутат, даже позволял себе критиковать “бывшее начальство”. Такая смена политических настроений явно была связана с президентскими амбициями фактических руководителей этих партий – и Петр Порошенко, и Виталий Кличко видят себя “следующими” руководителями государства. Однако вскоре политические расклады вернулись на круги своя: Владимир Прокопив получил от Виталия Кличко должность заместителя главы КГГА по вопросам осуществления самоуправленческих полномочий, а “Евросолидарность” “помирилась” с “УДАРом”, и по сути вошла в провластную коалицию Киевсовета.
Фото: KV