Верховная Рада (ВР) в среду, 15 января не направила в Конституционный Суд (КС) проект закона Владимира Зеленского о внесении изменений в Конституцию, которые касаются децентрализации власти. Этот вопрос Рада вообще не рассматривала в этот день. Из-за отсутствия докладчика – представителя президента в КС Федора Вениславского – депутаты “пропустили” этот вопрос в повестке дня. Накануне законопроект вызвал протесты на Киевщине и в других областях, был раскритикован Ассоциацией городов, а в самом зале – парламентской оппозицией. Более того, оппоненты “Слуги народа” заявили о фальсификации одобренного профильным парламентским комитетом текста законопроекта Зеленского.
О нерассмотрении постановления №2598 KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 15 января 2020 года.
Проект Закона о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти) авторства президента Владимира Зеленского (от 13.12.2019 № 01-01/1044, предоставлено на замену 28.12.2019, представление Комитета на замену – 15.01.2020 г.) не был рассмотрен на утреннем пленарном заседании Рады 15 января.
Проект постановления должны были рассмотреть первым в повестке дня, однако после получаса депутатских выступлений спикер парламента Дмитрий Разумков сообщил, что докладчика по этому вопросу нет в зале и нардепы приступили к рассмотрению других вопросов.
Отметим, что глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия накануне анонсировал проведение внеочередного заседания ВР для рассмотрения вопроса децентрализации на 24 января. Но постановление внесли на заседание 15 января, но так и не рассмотрели этот вопрос.
Отметим, после отложенного вопроса децентрализации (и неясной судьбы законопроекта о рынке земли, часть Telegram-каналов начали “разгонять” историю, мол Андрея Богдана ждет отставка с поста руководителя Офиса президента. И, якобы, вместо него председателем ОП имеет шансы стать помощник президента Андрей Ермак.
Читайте: За отмену адвокатской монополии в судах ВР проголосовала почти конституционным большинством
Выступая на утреннем заседании ВР в рамках блока депутатских выступлений и заявлений, лидер партии “Голос” Святослав Вакарчук обвинил “слуг народа”, что под завесой децентрализации партия власти хочет усилить президентскую власть и пойти на уступки России в вопросе “особого статуса” Донбасса.
Речь о том, что что “особый статус” Донбасса может завуалированно присутствовать в законопроекте – поскольку проектом предполагается устанавливать парламентом отдельно полномочия округов и областей.
В “Голосе” призвали не рассматривать поспешно этот законопроект, сделать паузу и после широких консультаций с общественностью и местным самоуправлением.
Также утром в среду стало известно, что в посольстве Германии в Украине считают, что поданный президентом законопроект о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации власти не укрепляет права громад.
“Изменения в Конституции по децентрализации должны укрепить права громад! Новый проект не соответствует этому требованию. Качество и консенсус важнее, чем скорость!”, – сказано в сообщении посольства на странице в Твиттере.
Читайте: Рада одобрила президентский законопроект о создании вспомогательных органов парламента
Позавчера, 13 января, во время заседания парламентского комитета по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления, который рекомендовал Раде отправить законопроект в КС, Федор Вениславский представил членам комитету изменения, внесенные в обновленный текст президентского законопроекта.
Он отметил, что по итогам доработки была определена структурная принадлежность института префекта: он будет интегрирован в систему органов исполнительной власти. Полномочия префекта существенно не изменились. Если ранее было определено, что он останавливает акты местного самоуправления, то теперь он приостанавливает их до решения суда. Срок полномочий органов местного самоуправления установлен в 5 лет (а не 4, как было в ранней редакции).
Законопроект дополнен предложением, что глава общины будет выбираться голосованием на 5 лет и будет сохранять за собой право председательствовать на заседаниях органов местной власти. Также предусмотрено, что внеочередные выборы органов местного самоуправления будут оглашаться не ВР, а Центральной избирательной комиссией (ЦИК). Севастополь и Киев оставили в системе административно-территориального устройства как города с особым статусом.
Читайте: Президент завизировал закон об ответственности народных депутатов за “кнопкодавство”
Как стало известно после заседания комитета по вопросам организации госвласти 13 января, оказалось, что есть расхождения между текстом законопроекта и сравнительной таблицей к законопроекту.
Об этих расхождениях в сессионном зале ВР заявили 15 января представители партии “Голос”, в частности, Роман Лозинский.
Об этом же написал на своей странице в Facebook экс-нардеп от “Блока Петра Порошенка”, бывший руководитель Комитета избирателей Украины (КИУ) Александр Черненко. Он обратил внимание на то, что “в тексте самого законопроекта остались положения из предыдущего. В таком виде его и зарегистрировали”.
“Поскольку депутаты голосуют за сам законопроект, а таблица – это лишь приложение, то это означает, что изменений по сравнению с предыдущей версией предложено не было. Этот законопроект в таком виде (когда текст законопроекта не соответствует сравнительной таблице) уже поддержал комитет по вопросам местного самоуправления… Я не думаю, что в этом был какой-то злой умысел. Скорее всего – это издержки турборежима или другими словами – системный управленческий кризис в государстве”, – написал Черненко.
Он считает что, “по хорошему – нужно по-новому перевносить законопроект. Но тогда нужно оставить 14 дней на подачу альтернативного, а значит на этой неделе отправлять в Конституционный Суд нельзя. А это, в свою очередь, ломает стройную схему, по которой КС до 23 января уже даст заключение, 24 января – ВР голосует 226 голосов. И на следующей сессии в феврале-марте 300 голосов. Чтобы Зеленскому было что привезти Путину на Нормандии. И вот эта прекрасная схема ломается через обычный бардак в офисе президента”.
Утром в среду народный депутат Алена Шкрум (ВО “Батькивщина”) по этому поводу сообщила: “выяснилось, что вчера президент Зеленский “дослал” “письмо”, в котором указал, что возникли “технические неувязки” со сравнительной таблицей и он посылает новый текст, и просит “поменять” текст на сайте Верховной Рады. “Поменять”! Что и было сделано… На сайте Верховной Рады не появился ни первоочередной текст, ни доработанный. А просто был изменен один текст закона на другой, причем вчерашний текст, 14 января, назван текстом от 27 декабря… При этом письмо Зеленского, где говорится об “ошибке” – на сайте ВРУ опубликовано не было. Это просто подмена текста президента и фальсификация текста на сайте Верховной Рады. И да, это потенциально – уголовное преступление и для исполнителей, и для тех, кто дал указание это сделать”.
По мнению Алены Шкрум, “все, кто проголосует за такой “подмененный” текст, и кто знал о его замене, будут иметь риски ходить на допросы и показания по уголовному делу о подмене текста законопроекта и превышении полномочий теми государственными служащими, допустившими это в Аппарате Верховной Рады”.
В “Слуге народа” тем временем дают 99%, что по законопроекту о внесении изменений в Конституцию относительно децентрализации власти будет положительное решение Конституционного суда. Об этом в комментарии РБК-Украина сообщил заместитель председателя комитета по вопросам государственной власти Александр Качура со ссылкой на предварительные консультации по поводу этого с судьями КСУ.
“Как профильный заместитель председателя комитета я консультировался с предыдущим составом КСУ. Они сами смотрели этот текст и они сделали вывод, что соответствует Конституции. Поэтому 99%, что суд быстро примет решение и признает”, – сказал Качура.
Читайте: Проект “Децентрализация”: Киевщину могут поделить на шесть районов
Напомним, проект изменений в Конституцию в части децентрализации был зарегистрирован в ВР президентом Зеленским 13 декабря 2019 года. Законопроект определен как неотложный. Но парламентский комитет по вопросам организации госвласти и местного самоуправления его не поддержал, и 27 декабря законопроект был отозван, и в тот же день внесен доработанный проект закона.
Процедура внесения изменений в Конституцию требует, чтобы парламент одобрил направление проекта в КС. Если КС даст положительный вывод, в сессионном зале нужно будет на одной сессии набрать 226 голосов, а затем на второй очередной сессии – 300.
“Узурпаторские полномочия префектов”, прописанные в законопроекте Зеленского, еще на этапе презентации идей ввести должность префектов в ноябре прошлого года вызвали жаркие дискуссии и негодование местного самоуправления Киевщины. В минувшем декабре полсотни мэров больших и малых городов из разных областей Украины совместно выступили против введения префектов. Заявили, что предполагается существенное наращивание инструментов государственного вмешательства во всех отраслях муниципальной жизни. За день до рассмотрения проекта закона с критикой его положений выступила Ассоциация городов Украины.
Напомним, законопроект президента Владимира Зеленского об изменениях в Конституцию, касающихся децентрализации власти, в первоначальном виде предполагал несколько новшеств.
Основой местного самоуправления, как и системы территориально-административного устройства, должны стать общины, объединенные в округа, а они в свою очередь станут составной частью области.
Окружные и областные советы будут иметь свои исполкомы, а за законностью их актов будут надзирать назначаемые президентом по представлению правительства префекты. Они появятся не позднее 1 марта 2021 года – после первых местных выборов в соответствии с конституционно измененной моделью. Сам же закон о децентрализации должен вступить в силу со дня его опубликования.
Читайте: Децентрализация Зеленского: префекты, облисполкомы и унитарное государство, состоящее из громад
Фото: Антикор