Национальная полиция и Офис Генпрокурора расследуют факты возможных нарушений законодательства в парковочной сфере столицы. Правоохранители установили, что муниципальные инспекторы по парковке, в сговоре с работниками компаний, которые эвакуируют автомобили с киевских улиц, наладили настоящую преступную схему: “придумывали” основания для эвакуации автомобилей и заставляли их владельцев переплачивать за возвращение транспортных средств. Благодаря этому, злоумышленники могли только в январе-марте 2021 года “заработать” 7,6 млн гривен. В рамках уголовного производства подозрения уже получили минимум 5 должностных лиц Департамента транспортной инфраструктуры КГГА. Среди подозреваемых СМИ называют и руководителя инспекции по парковке Дмитрия Рахматуллина (на коллаже), который отрицает любые злоупотребления своих подчиненных.
Как стало известно KV, на данный момент ведется следствие по факту возможных нарушений законодательства в парковочной сфере столицы, к которым могут быть причастны должностные лица Киевской горгосадминистрации (КГГА) и руководители нескольких компаний, занимающихся эвакуацией автомобилей.
Речь идет об уголовном производстве №12020000000000808, которое было открыто Главным следственным управлением (ГСУ) Нацполиции Украины еще 20 августа 2020 года. На данный момент правоохранители инкриминируют фигурантам дела совершение преступлений, предусмотренных тремя статьями уголовного кодекса (УК) Украины:
-
ч.5 ст. 191 – присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, совершенные в особо крупных размерах или организованной группой;
-
ч.2 ст. 364 – злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее тяжкие последствие (с пометкой, что преступление было совершено организованной группой);
-
ч.2 ст. 366 – служебный подлог, повлекший тяжкие последствия.
Процессуальное руководство в данном деле осуществляет Офис Генерального прокурора Украины.
Легальная сторона процесса
С 2019 года в столице за соблюдением правил уличной парковки на основании решения Киевсовета №1530/5594 от 27 сентября 2018 года следят инспекторы по парковке – сотрудники управления (инспекции) по парковке, которое было специально создано для этих целей при Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА.
На основании вышеупомянутого решения, инспекторы имеют право фиксировать нарушения правил дорожного движения (ПДД), связанных со стоянкой и парковкой, и рассматривать дела по таким административным нарушениям (по факту – составлять на нарушителей админпостановления). В случае, если транспортное средство мешает дорожному движению (например, припарковано на трамвайных путях, возле места выполнения дорожных работ и т.д.), инспекторы имеют право (или даже должны) эвакуировать такой автомобиль на специальную площадку. Все это может происходить без присутствия водителя: 27 сентября 2018 года, незадолго до начала работы столичной муниципальной инспекции по парковке, в Украине вступили в силу новые правила парковки автомобилей, согласно которым нарушения в данной сфере можно фиксировать на фото и видео.
Читайте: В КГГА готовятся начать эвакуировать со столичных улиц нарушителей парковки
Сами инспекторы по закону не должны заниматься эвакуацией. Они лишь составляют акт осмотра и временного задержания транспортного средства, вызывают эвакуатор и сообщают в органы Нацполиции данные о том, что они задержали определенный автомобиль и передали его на определенную спецплощадку. Владельцы транспортных средств об эвакуации своих автомобилей могут узнать несколькими способами – например, позвонив в полицию или проверив такие данные через приложение “Киев цифровой”. Для того, чтобы забрать свое транспортное средство, автомобилист должен оплатить штраф и компенсировать услуги по транспортировке временно задержанного автомобиля на спецплощадку (по сути – заплатить за услугу эвакуатора).
Эвакуацией автомобилей, которые попали в немилость муниципальных инспекторов по парковке, занимаются определенные субъекты хозяйственной деятельности – те, которые заключили с Департаментом транспортной инфраструктуры КГГА договора о транспортировке временно задержанных транспортных средств. Как ранее сообщала KV, в профильном департаменте КГГА должны были определить таких СПД на конкурсной основе.
Читайте: Столичным предпринимателям позволят зарабатывать на эвакуации неправильно припаркованных автомобилей
По данным сайта указанного департамента, такие договора заключаются на длительный период (от полугода до года). На сегодняшний день услуги по эвакуации столичным чиновникам оказывают 8 субъектов хозяйствования – 5 частных компаний, одно физическое лицо-предприниматель, а также два городских КП (“Киевтранспарксервис” и “Центр организации дорожного движения”). Со всеми ними договора заключались в конце 2020 года и в начале 2021 года, срок действия таких соглашений – до конца текущего года.
Читайте: Киев планирует увеличить численность инспекторов по парковке и усовершенствовать систему их обучения
По информации КГГА, за время работы инспекции по парковке в столичный бюджет поступило 37,9 млн гривен (по состоянию на август 2021 года). Вероятно, речь идет о сумме уплаченных штрафов. Стоит понимать, что денежные средства, которые водители платят за услуги эвакуаторов, поступают на счета соответствующих компаний, и городская казна из этого практически ничего не имеет – за исключением налогов, которые уплачивают соответствующие юрлица.
На чем поймали инспекторов и “эвакуаторщиков”
Как сообщается в материалах вышеупомянутого производства, в эпицентре внимания правоохранителей оказалось сотрудничество Департамента транспортной инфраструктуры КГГА с тремя компаниями, которые оказывают услуги по эвакуации транспортных средств и которые, вероятно, были участниками преступной схемы – ООО “Эвакуатор Сервис”, ООО “Экспедиция 777” и ООО “Автосос-Сервис”. Также в материалах дела фигурирует еще одно юрлицо, которое якобы было задействовано в реализации этой схемы – ООО “Экспресс-Т”. Какова была роль этой компании, блюстители закона не уточняют. По данным СМИ, данное ООО предоставляет свои эвакуаторы в аренду тем компаниями, которые напрямую сотрудничают с чиновниками КГГА.
В судебных материалах по данному производству не сообщается, когда были заключены договора с вышеупомянутыми тремя компаниям. Между тем, в разных судебных определениях указано, что следователей заинтересовали как минимум два периода реализации таких договоров – с 22 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года и с 4 января 2021 года по 31 марта 2021 года.
По данным следствия, в течение указанного времени муниципальные инспекторы по парковке совместно с водителями эвакуаторов, работающими в указанных компаниях, создавали некие “рабочие смены”, в ходе которых они, по поручению организаторов преступной схемы, должны были доставить на спецплощадки максимальное количество транспортных средств. Это делалось для того, чтобы на банковские счета вышеупомянутых ООО поступило как можно больше денежных средств. При этом, по информации правоохранителей, в случае отсутствия оснований для временного задержания транспортных средств инспекторы по парковке искусственно создавали такие основания и доказательную базу.
Кроме того, по информации правоохранителей, инспекторы по парковке передавали водителям эвакуаторов пустые бланки актов временного задержания транспортных средств со своими подписями, и водители эвакуаторов самостоятельно, без инспекторов, определяли транспортные средства, которые они могли эвакуировать, составляли заранее подписанные инспекторами акты и вывозили транспортные средства на спецплощадки. Могло ли так быть на практике без составленных админматериалов по незаконной парковке – большой вопрос.
Выдержка из материалов дела
Также следователи выяснили, что водители вынуждены были переплачивать за услуги эвакуаторов почти в два раза больше денежных средств – 1270 гривен для транспортного средства весом до 2 тыс. кг вместо 720 гривен (такая цена была утверждена совместных приказом трех украинских министерств №967/1218/869 от 10 октября 2013 года). Как итог – по данным блюстителей закона, участники схемы в период с 4 января 2021 года по 31 марта 2021 года, могли незаконно присвоить денежные средства в сумме 7,6 млн гривен. Речь идет о деньгах, которые водители уплачивали за то, чтоб забрать свои автомобили со спецплощадок. Можно предположить, что это – разница между стоимостью услуг эвакуатора, которую оплачивали водители, и ценой, которая установлена законодательством.
Читайте: Эвакуация машин с киевских улиц – рэкет 21 века
Согласно материалам производства, в рамках этого дела еще 13 августа 2021 года следователи вручили одному из фигурантов подозрение в злоупотреблении властью или служебным положением, повлекшем тяжкие последствие. В материалах дела не уточняется, кто именно получил подозрение, однако, вероятно, речь идет об одном из должностных лиц Департамента транспортной инфраструктуры КГГА. Информации об избрании ему меры пресечения в материалах производства нет.
В свою очередь 16 августа 2021 года Офис Генпрокурора сообщил о вручении подозрений уже 5 должностным лицам вышеупомянутого департамента в рамках уголовного производства по парковкам. Среди таковых, по данным “Украинской правды”, был и начальник инспекции по парковке, он же замглавы Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Дмитрий Рахматуллин.
Правоохранители уточнили, что участники схемы должны были составлять 300 актов на эвакуацию автомобилей ежедневно, а для выполнения плана предполагаемые злоумышленники устанавливали возле уже припаркованных машин знак, который запрещает парковку – знак “Дорожные работы”. Кроме того, сообщалось, что в рамках дела было проведено более трех десятков обысков с выемками документов, денежных средств и пр.
18 августа 2021 года Дмитрий Рахматуллин публично опроверг заявления Офиса Генпрокурора. В частности, чиновник настаивал на том, что стоимость эвакуации определяется отдельно для каждого города, и в Киеве она, дескать, на самом деле составляет 1270 гривен. Это, по словам “главного парковочного инспектора” столицы, даже меньше, чем во многих других украинских городах, где эта цифра равна 2-3 тыс. гривен. Среди прочего, он заявил, что инспекторы по парковке ни разу не устанавливали дорожный знак с целью незаконной эвакуации, в чем их подозревают правоохранители.
Читайте: Правоохранители парализовали работу столичной Инспекции по парковке, – КГГА
Отметим, 1 сентября 2021 года Печерский районный суд в рамках вышеупомянутого уголовного производства 10 определениями наложил арест на целый ряд эвакуаторов, которые принадлежат разных компаниям и которые, вероятно, использовали фигуранты дела.
С чем сталкиваются автомобилисты
Несмотря на то, что чиновники КГГА всячески опровергают причастность властей к каким-либо “парковочным схемам”, многие жители и гости Киева, владеющие автомобилями, недовольны работой инспекторов по парковке. Среди главных претензий автомобилистов – инспекторы эвакуируют автомобили даже в тех случаях, когда этого можно было и не делать. Ведь эвакуация – это крайняя мера: когда машину нужно убрать, чтоб она не мешала другим участникам движения или не препятствовала дорожным работам.
С такой “строгостью” инспекторов, к примеру, столкнулся корреспондент KV Евгений Лоюк. Утром 4 марта 2021 года он припарковал свой автомобиль возле станции метро “Харьковская”, а вернувшись за автомобилем спустя несколько часов, не обнаружил его.
“После обеда я вернулся, а машины уже не было. Рядом стояла пожилая пара – женщина плакала, а мужчина ее успокаивал. Как оказалось, мой автомобиль, их автомобиль и еще одну рядом стоящую машину эвакуировали еще в районе 11 часов утра. Чтобы узнать это, пришлось звонить в полицию. Остальные полтора десятка автомобилей, припаркованных далее на этой же эстакаде, остались нетронутыми. Наши машины просто было удобнее “схватить”. Согласно ПДД, мы, конечно же, нарушители. Но была ли наша парковка настолько опасной и мешающей дорожному движению авто или пешеходов? Очевидно, что нет. В том месте осталось свободными еще две полосы для движения авто, пешеходных переходов, остановок транспорта, перекрестков, выездов с прилегающих территорий и подобных моментов поблизости не было. Я всегда слежу за тем, чтобы при парковке моя машина не создавала неудобства другим авто или пешеходам. Эвакуаторщики проигнорировали тех нарушителей, которые стояли практически впритык в пешеходному переходу, а “забрали” нас троих, стоявших значительно дальше 10 метров положенных по ПДД. Просто здесь им было удобнее загружаться”, – рассказал Евгений.
“Бумажка”, которая инструктирует водителей, как и за что им нужно платить (фото Евгения Лоюка)
Его автомобиль был эвакуирован компанией ООО “Автосос-Сервис” – одним из фигурантов вышеупомянутого уголовного производства. Для того, чтоб забрать машину со спецплощадки по ул. Набережно-Луговая, 4, Евгению кроме штрафа пришлось заплатить за транспортировку автомобиля – упомянутую выше сумму 1270 гривен.
Спецплощадка для эвакуированных с улиц автомобилей на ул. Набережно-Луговая, 4 (фото Евгения Лоюка)
Кого могут привлечь к ответственности следователи
По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Автосос-Сервис” было зарегистрировано в январе 2008 года. С момента основания и до сих пор компания имеет киевскую “прописку”. Ее руководителем указан Руслан Поруб, учредителем и конечным бенефициаром – житель города Бровары Киевской области Игорь Самофал.
Столичное ООО “Экспедиция 777” было зарегистрировано в августе 2019 года. Его руководителем, учредителем и конечным бенефициаром значится житель Киева Анатолий Якуба.
ООО “Эвакуатор-Сервис” было зарегистрировано в Киеве в апреле 2012 года. Руководителем компании указана киевлянка Наталья Приймак, учредителем и конечным бенефициаром – жительница столицы Татьяна Комисарова.
ООО “Экспресс-Т” (компания, предоставляющая эвакуаторы в аренду) было создано в Киеве в декабре 2010 года. Руководителем этого ООО значится Дмитрий Зинчук, учредителями – киевляне Владимир Подолин, Александр Приймак и упомянутая выше Наталья Приймак (двое последних также указаны конечными бенефициарами).
Дмитрий Рахматуллин возглавляет инспекцию по парковке при Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА с 3 декабря 2018 года. На “параллельной” должности замдиректора указанного департамента он работает с мая 2018 года. Ранее Дмитрий Рахматуллин на протяжении почти трех лет – с июля 2015 года по май 2018 года – работал на разных должностях в столичных КП “Лесопарковое хозяйство “Конча-Заспа” и КО “Киевзеленстрой”.
Департамент транспортной инфраструктуры с 1 сентября 2021 года возглавляет Руслан Кандибор. С 12 августа 2019 года по 31 октября 2019 года данной структурой руководил Иван Федоров, с 6 февраля 2020 года по 5 апреля 2021 года – Валентин Осипов, а в “промежутках” обязанности руководителя департамента традиционно исполнял первый заместитель его директора Иван Шпилевой.
Деятельность Департамента транспортной инфраструктуры КГГА со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА, экс-гендиректор КК “Киевавтодор” Александр Густелев.
О том, как работают и оплачиваются в Киеве круглосуточные парковки и парковки вдоль улиц и дорог, можно прочитать в недавнем отдельном материале KV по ссылке ниже.
Читайте: “П” – значит парковка: как столичный горсовет удовлетворил аппетиты “Киевтранспарксервиса”
Фото: коллаж KV