Правительство ликвидировало Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ) и запустило новый орган госархстройконтроля – Государственную инспекцию архитектуры и градостроительства (ГИАГ, или же ДІАМ). Как оценивают эксперты успешность этой реформы, – узнавала КиевVласть.
ГАСИ ликвидировали 15 сентября. Теперь контроль будет осуществлять новая организация – Государственная инспекция архитектуры и градостроительства (ГИАГ, или же ДІАМ).
Как писала КиевVласть, постановление №1340 Кабмина о создании ГИАГ и ликвидации ГАСИ было принято в ходе заседания Кабинета министров 15 сентября 2021 года.
Правительство перезапуском системы госархстройконтроля надеется выполнить свои обещания ликвидировать коррупцию в разрешительной системе в стройсфере. Примечательно, что министр развития общин и территорий Украины Алексей Чернышев на брифинге в прошлую среду заверил, что ГИАГ не аналогия ГАСИ, а совершенно новый орган. С иной структурой, полномочиями и принципами работы.
КиевVласть поинтересовалась у девелоперов, как они оценивают новеллы реформы госархстройконтроля. В анонимном экспресс-опросе о реформе приняли участие 12 компаний, как столичного региона, так и других областей Украины, разного масштаба бизнеса.
Половина их них высоко оценила целесообразность ликвидации ГАСИ, выставив 9 и 10 баллов. Вторая же половина считает целесообразность ликвидации ГАСИ в текущих рыночных и политических условий невысокой – 5 и менее баллов. Соответственно, целесообразность нового ГИАГ высокого оценила треть компаний, (от 8 до 10 баллов).
Пессимистичны девелоперы и в отношении работы ГИАГ без коррупции: все 12 опрошенных компании считают, что у ГИАГ высокие шансы работать без взяток (выставили 10 баллов каждая). Треть компаний считают низкими шансы “чистой работы” ГИАГ (2 и 1 баллов).
В успех этой части реформы верят еще “аккуратнее” – самый высокий балл 7, и его выставила четверть опрошенных. Остальные поставили от 1 до 6.
Как всякий переходной период, данное изменение также прогнозируемо может доставить стройотрасли определенные проблемы (до сих пор девелоперский бизнес приходит в себя после 2020 года и катастрофических задержек выдачи сертификатов готовности). В пункте прогноза оценки урона от переходного периода четверть компаний считает, что он будет невысоким (выставили баллы от 2 до 4). Треть считает, что он будет довольно ощутимым (выставили 8 и 9 баллов).
В среднем же, как видим, ура-оптимизма у бизнеса пока нет – компании заняли выжидательную позицию. И хотя наш опрос – очень скромный мини-срез мнений участников рынка, не претендующий на статистически масштабные исследования, в целом настрой бизнеса он передает.
Мнение экспертов:
Алексей Коваль, руководитель проектов Perfect Group
Сложность переходного процесса зависит от того, насколько быстро профильное Министерство и Верховная Рада смогут принять все новые законы. Появление ГИАГ вместо ГАСИ нельзя оценивать по названию. Есть озвученный план реформы, уже во второй версии. Согласно нему, ГИАГ будет заниматься контролем над проектами, которые реализуются за бюджетные деньги, а также являются объектами критической инфраструктуры. При этом застройка домов будет контролироваться частными организациями и местной властью. Такой подход применяют в США, Германии и ряде других стран. Там он работает успешно.
Насколько финальный текст законов будет поддерживать такой замысел, или оставит чиновникам возможность блокировать работу компаний, останавливать стройки или отменять разрешения, будет понятно только после его принятия.
Коррупция может возникать на стыке двух факторов – непрозрачные законы и всесильные контролирующие органы, в которых никто не несет персональной ответственности за решения. Например, последний год мы несколько раз ходили в суды, когда ГАСИ отказывалась давать разрешения на строительство или ввод в эксплуатацию. В законном порядке отстаивали свои права, и получали соответствующие документы. Однако дальше, даже когда есть решение суда, говорящее о нарушения со стороны чиновника – с этим госслужащим ничего не происходило. Это настоящий парадокс.
Новый порядок должен ввести ответственность чиновников за решения, которые они принимают. Также, если все-таки появятся частные строительные инспекторы, они будут дорожить своей лицензией и репутацией. Однако дальше важный вопрос – начнет ли все работать именно так, как нам обещают. Либо это снова будет система, которая запускается “калькой” по примеру ряда западных рынков, при этом в нее добавят ряд лазеек, чтобы оставить все ключевые коррупционные риски.
В любом случае, благодаря ГАСИ, наша компания получила отличный опыт защиты своих прав в судебном порядке. И если любой новый орган попробует продолжить политику предшественников, мы будем готовы отстаивать свою позицию в правовом поле.
Анна Лаевская, коммерческий директор компании “Интергал-Буд”
Переходной период реформирования органов контроля в сфере градостроительной политики, это ни для кого не секрет, уже давно затянулся. Разумеется, создание ГИАГ и переход работы в новую плоскость отнимет еще какое-то время, в лучшем случае до полугода, пока все процессы не будут отточены и отлажены.
Нанесет ли это серьезный урон строительной сфере? Очень хочется верить, что нет, ведь в сравнении с тем, какой коллапс был на протяжении практически всего 2020 года, сейчас выдача разрешений на строительство и сертификатов готовности пускай медленно и со скрипом, но все же движется.
Нам как застройщику очень импонирует тот факт, что новая структура будет работать в цифровой сфере и процедура подачи и оформления необходимой разрешительной документации будет более простой и прозрачной. Также есть надежда, что новые набранные кадры будут работать профессионально и качественно.
Время покажет, сможет ли новая кровь перезапустить систему и дать рынку, наконец, то, о чем мы просим долгие годы – четкие, понятные, единые для всех правила игры в рамках закона без двойных стандартов, лазеек, инструментов шантажа и манипуляций.
Дальнейшая цифровизация с применением технологий искусственного интеллекта поможет минимизировать влияние человеческого фактора, а также, хочется верить, поможет ГИАГ стать по-настоящему независимым органом. Вопросов на данный момент всего несколько:
1) Как быстро удастся отладить работу, запустить новые процессы и пережить этап перехода?
2) Хватит ли квалифицированных, незаангажированных, компетентных сотрудников, которые действительно захотят изменить систему?
3) Насколько точно и автономно будут работать технологии и алгоритмы цифровой системы и нельзя ли будет на них каким-либо образом влиять при желании?
Правильным я считаю, что произошло разделение функций государственного архитектурно-строительного контроля и разрешительно-регистрационной функции. В дальнейшем, если верить министру, получение разрешительной документации и введение в эксплуатацию, если у девелопера все в порядке с исполнением правил, норм и стандартов, будет происходить автоматически. И это здраво, ведь, если ты построил объект согласно проектной документации с соблюдением норм – не должно быть никаких искусственных препятствий для ввода объекта, получения почтового адреса и регистрации прав собственности.
Но немаловажно во всей этой истории еще и внедрение института персональной ответственности: ведь все участники процесса, начиная от проектировщика, генподрядчика, девелопера и заканчивая представителями органов контроля, будут оставлять персональную электронную подпись. Таким образом, каждый из участников будет фиксировать и нести ответственность за конкретный участок работы/раздел проекта. А значит, у каждой ошибки или сбоя в системе появится свое имя и возможность аргументированно наказать исполнителя в случае выявленных нарушений.
Олег Приходько, генеральный директор девелоперской компании GREENOL
Зачем вообще было создавать новый орган? Что мешало пойти по такому пути:
-
Принять закон о ГАСИ, совместно с этим провести инвентаризацию существующих законов и постановлений Кабмина.
-
Набрать новых, с прицелом честных, сотрудников в ГАСИ.
-
Наделить новых сотрудников новыми функциями.
Как по мне, то ничего не мешало. Но, был выбран путь “…до основанья мы разрушим, а затем, мы наш, мы новый мир построим…”.
Удивляет то, что законодательная база под ГИАГ (ДІАМ) еще не готова, зато во всех СМИ мы видим отчеты об уже состоявшейся реформе. Впечатление, что пиар немного обогнал действия. У меня такой вопрос: если в ВР находятся 3 закона, которыми должны руководствоваться сотрудники ГИАГ (ДІАМ), то что они будут делать до их принятия? И насколько вообще будут законны их действия?
Очень хочется верить в окончательную и бесповоротную смерть коррупции. Но, как показывает практика, все реформированные структуры в стране, лишь сократили свои коррупционные аппетиты. А для ГИАГ (ДІАМ) уже сегодня видны схемы, которыми можно будет воспользоваться в дальнейшем, но эту тему не хотелось бы развивать.
Василий Варга, руководитель проектов компании LEV Development
Все зависит от компетенции лиц, которые были назначены на должность вновь созданного органа и насколько быстро и профессионально они смогут решить те проблемы, которые им перешли от ГАСИ. Зависит от назначений и компетенции новых чиновников, по сути – кадровой политики и Кабинета министров.
Уровень падения коррупции зависит взаимно пропорционально от качества уровня жизни в стране и оплаты труда. Вопрос реализации своих полномочий чиновниками всегда затрагивает политические вопросы – умение решать проблемы всегда связаны с бизнесом. У нас ожидания позитивные.
Ярослава Чапко, коммерческий директор CBS Group
Переходной период всегда сложный, особенно, если к моменту запуска нового ведомства не приняты все сопутствующие законы и подзаконные акты. Отдельно хочется отметить, что замена одного ведомства на другое не решает все наболевшие проблемы строительной отрасли. Чтобы новый орган эффективно заработал, нужны изменения в ряд законов, принятие генеральных планов городов и территорий. И главное, что ожидает увидеть рынок – не декларативный характер изменений, а реальный. Пока ни один чиновник, да и ни один застройщик не понесли наказаний за выданные разрешения либо незаконные стройки.
О коррупции. Скорее всего, на этом этапе реформы рано говорить о сокращении коррупции. Эту гидру придется “убивать” еще не один год, так как строительная сфера вся насквозь пронизана возможностями для коррупции. Сейчас рынок только в начале реформы, результаты которой можно будет оценить не ранее, чем через год.
Пресс-служба группы компаний DIM
Безусловно, переходный период для рынка будет сложным, но все будет зависеть от того, насколько слаженно и профессионально сработает команда новосозданной инспекции. Игроки рынка готовы, если понадобится, включаться в процесс. После всего того, что строительный рынок пережил за последние 1,5 года (ковид, реформа ГАСИ), нас уже трудно чем-то удивить или испугать. Если верить авторам реформы, то в новую Государственную инспекцию архитектуры и градостроительства не попадут коррумпированные сотрудники ГАСИ. Это вселяет надежду на то, что нас ждут изменения к лучшему. А вот насколько быстро и эффективно посмотрим на практике.
Сегодня лишь можно надеяться, что благодаря электронной системе, в которой будет происходить получение разрешительной документации и введение в эксплуатацию, максимально будет исключен человеческий фактор, а значит коррупционная составляющая должна существенно уменьшиться. Но мы все знаем, что ничего невозможного нет, и придумать очередную схему откатов не так уж и сложно. Остается надеяться на добропорядочность как сотрудников нового органа, так и на игроков рынка, которые не будут сами побуждать их на коррупционные действия.
Читайте: Не все сразу. Открытый рынок земли обеспечит приток инвестиций в недвижимость через 3 года
Фото: коллаж KV