Параллельно с прокладкой хайперлупа в Днепр, в правительстве Владимира Гройсмана задумали проложить железную дорогу между Киевом и аэропортом “Борисполь”. Говорят, проект реализовать можно даже в 2018 году, – был бы миллиард! Между тем, шаплорельсовую магистраль к главным воздушным воротам страны многие называют утопией. В экспертной среде уверены: проекту ж/д-сообщения с аэропортом суждено кануть в лету, как и его коррупционному предшественнику “воздушному экспрессу” за счет испарившегося китайского кредита.
Ж/д-вокзал – аэропорт
В начале 2018 года украинское правительство вознамерилось соединить железнодрожной ветвью аэропорт “Борисполь” и столичный ж/д-вокзал.
Как рассказал на своей странице в Facebook и.о. главы правления “Укрзалiзницi” Евгений Кравцов, уже завершена подготовка проектной документации. Проложить колею планируется до конца года.
“Сегодня Правительство и лично Владимир Гройсман поручили ПАО “Укрзалізниця” важнейшую задачу – до конца года мы должны построить линию быстрого железнодорожного сообщения с аэропортом “Борисполь”. Сроки сжатые, но реальные – строительство должны начать не позднее 1 июня, завершить – в декабре 2018 года. “Укрзалізниця” сегодня зарекомендовала себя как надежный и эффективный государственный партнер. Начинаем подготовку необходимой технической документации”, – рассказал Кравцов.
Отвечая на вопросы аудитории в соцсети, Евгений Кравцов уверяет: новая железная дорога будет построена исключительно за счет государства Это – около 720 млн гривен, из которых 450 млн гривен уйдут на строительство нового путепровода.
Кстати, через несколько минут после поста Кравцова, идею железнодорожного сообщения с аэропортом поддержал на своей страничке в Facebook премьер Владмир Гройсман.
Согласно представленным руководством УЗ наработкам, курсировать рельсовый транспорт будет от станции “Киев-Пассажирский” через “Выдубичи”, “Дарницу к аэропорту. Маршрут будет занимаить приблизительно за 35 минут. Это, по данным ПАО “Укрзалізниця”, разгрузит дороги Киева и Киевской области примерно на 1000 автомобильных и 30 автобусных поездок в день.
Кроме того, идеологи строительства железной дороги в аэропорт обещают конкурентные цены на проезд, не превышающие стоимости автобусного сообщения. Так, приблизительная стоимость поездки будет стартовать от 80 гривен.
Напомним, действующие трансферы в аэропорт (“Sky Bus”) стартуют от ул.Кирпы (ж/д-вокзал “Южный”). Автобусы курсируют круглосуточно каждые 15-45 минут (в зависимости от времени суток), время в пути – 45-55 минут. Стоимость билета в одну сторону – 105 гривен.
От метро Харьковская до вокзала и быстрее и дешевле – билет обойдется всего 63 грн.
Неутешительные прогнозы
В экспертной среде инициативу мининфраструктуры по ж/д-сообщению между столицей и аэропортом оценивают без позитива, мол, перерезать красную ленту государственным мужам выпадет честь не скоро. В частности, из-за грядущих бюрократических скитаний в земельном вопросе.
“Этот проект, как и многие другие инфраструктурные начинания мининфраструктуры, столкнется в дальнейшем с неизменной проблемой в столичном регионе. Это – земля. Проектом предусмотрено строительство развязки, а земли под это дело нет. Ее нужно откуда-то изымать, а именно – из частной собственности. И участки под Киевом – далеко не дешевое удовольствие. Кроме того, предусматривается строительство платформы на территории аэропорта, которая с большой вероятностью может повторить судьбу автовокзала на территории аэропорта. Да, там есть автовокзал, который не используется. Еще один вопрос – это целесообразность проекта с точки зрения таких масштабных вложений. Сможет ли он окупиться в будущем? Вряд ли. Если бы он действительно имел шансы на это, то из ЕБРР уже давно приехали бы с переговорами. Тем не менее, финансирующие украинскую инфраструктуру организации не участвуют в этом проекте. Полагаю, что он вряд ли будет вообще реализован”, – прокомментировал KV глава ОО “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков.
По его словам, обещание “Укрзалізниці” доставлять пассажиров за 35 минут в точку назначения могут не соответствовать современным реалиям из-за значительной нагрузки путей.
Читайте: “Воздушный экспресс” к аэропорту в Борисполе не будет построен
Согласен с этим мнением исполнительный директор Ассоциации перевозчиков Киевской области Алексей Павленко. По его словам, для поездов в аэропорт и обратно вряд ли найдется место на существующих колеях. Кроме того, этот вид транспорта с трудом составит альтернативу автобусным перевозкам.
“Автобусные перевозки в аэропорт сегодня достаточно развиты, чтобы не бояться конкуренции. Это – комфортабельный транспорт с багажными отделениями, качественное обслуживание, доступность в цене, водители, которые понимают иностранные языки. Предлагаемый проект является просто альтернативой и не может вызвать протестные настроения среди перевозчиков, которые чувствуют себя достаточно уверено в отрасли. Что выберет в будущем потребитель – автобус или поезд – покажет время. Неизвестно, насколько часто будет курсировать поезд, тем более, уже сегодня существующие колеи достаточно перегружены. Да и будет ли этот проект реализован в принципе – вопрос открытый”, – прокомментировал KV Алексей Павленко.
Частная земля
Власти Бориспольского района и Борисполя к обещаниям пустить поезда между Киевом и аэропортом в сжатые сроки относятся скептически.
По словам первого зампредседателя главы Бориспольской РГА Руслана Садовского, сейчас говорить о начале строительства железной дороги пока рано.
“Согласно предложенной схеме, будущая железная дорога не затрагивает частные земли в Бориспольском районе. По крайней мере, в том варианте, который предложен сейчас. В будущем он будет как-то корректироваться, чтобы минимизировать прохождение трассы по частным и арендованным землям. Сейчас Госгеокадастр в Бориспольском районе тщательно изучает перечень объектов, по которым должна проходить железная дорога. В большинстве это – земли лесхоза и аэропорта, но есть минимальный процент из тех, которые находятся в пользовании, поэтому “Укрзалізниця” рассматривает варианты внесения изменений в схему, чтобы не затронуть их”, – рассказал KV первый заместитель главы Бориспольской РГА Руслан Садовский.
По словам заместителя мэра Борисполя Дмитрия Гопанчука, схема будущей железной дороги проходит по четырем участкам в городе. Изымать в пользование государства придется как минимум два из них.
“Они находятся либо в пользовании, либо в собственности. Изымать на нужды государства – возможно, но проблемно. Один из участков хотят как-то обойти во время проектирования, а два – пока что в процессе переговоров. Результатов еще нет. Если говорить о сроках окончания строительства, то в контексте земли и процесса строительства они вполне аргументированы. Если говорить глобально о финансировании – не могу сказать”, – рассказал Дмитрий Гопанчук.
Как ранее писала KV, схожая проблема отсутствия полного пакета градостроительной документации присуща еще одному амбициозному проекту мининфраструктуры – строительству большой кольцевой дороги вокруг Киева, которая проектируется “Укравтодором” с 2006 года. Однако, проектирование объекта ведется без определенных, четко установленных параметров его расположения – вопросы с частными землями, по которым пройдет дорога, не разрешены, в связи с чем большой кольцевой дороге предрекают участь очередного коррупционного сериала.
Читайте: Большая кольцевая вокруг Киева: ни денег, ни земли, ни проекта
Былые провалы
Идею железнодорожного сообщения аэропорта “Борисполь” с Киевом украинское правительство в разном составе развивает уже не первый год. Несколько лет назад международные партнеры из Китая предоставили кредит для строительства так называемого “воздушного экспресса”. Так, в 2011 году между ГП “Дирекция по строительству и управлению национального проекта “Воздушный экспресс” и других инфраструктурных объектов Киевского региона” и Экспортно-импортным банком Китая был подписан контракт на 372 млн долларов США на реализацию национального проекта “Воздушный экспресс”. Проект предусматривал строительство железнодорожной линии “Киев-Борисполь”, четырех вокзалов, обеспечение железной дороги электропоездами, сооружение второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту “Борисполь”. Срок кредитования под 6,5% – 180 календарных месяцев (15 лет). На проект уже потрачено 50 млн долларов, каждый месяц обслуживания кредита Украине обходится в 2 млн долларов США.
Читайте: “Воздушный экспресс”: деньги украдены, чиновники бездействуют
В декабре 2017 года в мининфраструктуры заявили о том, что готовы отказаться от идеи строительства “воздушного экспресса” и рассмотреть другие варианты альтернативного сообщения между аэропортом и Киевом.
“Борисполь” в шоке
Как ранее рассказывала KV, 17 августа прошлого года аэропорт “Борисполь” презентовал свой пятилетний план развития, по которому предприятие осовременит главные воздушные ворота страны. В этом плане на 10 млрд гривен – расширение зоны получения багажа внутренних рейсов, достройка процессора, строительство трех новых бас-гейтов, расширение трансферной зоны Терминала D и удлинение его галереи, ремонт взлетно-посадочной полосы, достройка многоуровневого паркинга.
Читайте: Ударная пятилетка. К 2022 году аэропорт “Борисполь” освоит 10 миллиардов на улучшения
При этом, строительство вокзального комплекса, который сможет принимать поезда из Киева в плане развития аэропорта нет. KV запросило у руководства “Борисполя” данные о том, где этот вокзал разместить можно и насколько сложно вписать железнодорожную инфраструктуру в аэропортовские реалии. Ответ обещали дать в “установленные законом сроки”.
Читайте: Руководство “Борисполя” просит соединить аэропорт и Киев не только автомобильным транспортом
Фото: Коллаж KV