КП “Киевский метрополитен” отменило тендер на проведение I очереди строительства Печерско-Сырецкой линии метрополитена. И хотя к аукциону было допущено две компании – ПАО “Киевметрострой” и ЧАО “Интерстройтоннель”, которые судя по всему, уже нашли общий язык – отмена была вынужденной. Оказалось, что Антимонопольный комитет мог допустить к аукциону третьего участника – ООО “Строительная компания “Адамант”.
Об этом KV стало известно из объявления электронной системы публичных закупок Prozorro.
5 сентября 2018 года КП “Киевский метрополитен” (*) объявило об отмене международного тендера на строительство участка Печерско-Сырецкой линии метрополитена от станции “Сырец” к жилому массиву “Виноградарь” с электродепо в Подольском районе и участком вилочного ответвления в сторону станции “Виноградарь” (I очередь строительства). Стоимость закупки указанных работ должна была составить 5,993 млрд гривен.
Согласно протоколу заседания тендерного комитета КП “Киевский метрополитен” от 5 сентября, основанием для отмены торгов стало отсутствие возможности устранить нарушения, которые возникли из-за выявления нарушений законодательства в сфере публичных закупок одним из участников торгов (ч. 1, ст. 31 Закона “О публичных закупках”). В частности, речь идет о компании ПАО “Киевметрострой” (**), которая в составе своего тендерного предложения подала недействительную банковскую гарантию.
В протоколе уточняется, что одним из обязательных условий доступа к аукциону было предоставление участниками обеспечения тендерного предложения в виде банковской гарантии на сумму 29,9 млн гривен. Срок действия такого обеспечения должен был составлять не менее 90 дней с момента раскрытия тендерных предложений. В то же время банковская гарантия ПАО “Киевметрострой” на момент проведения аукциона не вступила в силу из-за невыполнения этим предприятием своих обязательств перед банком. Следовательно, КП “Киевский метрополитен” не должно было допускать такого участника к аукциону.
На это нарушение со стороны заказчика обратили внимание представители ООО “Строительная компания “Адамант” (***), которая также подавало свою заявку на участие в торгах, но его предложение было отклонено. В своей жалобе к АМКУ от 14 августа 2018 года ООО “Строительная компания “Адамант” указало, что договор о предоставлении банковской гарантии для ПАО “Киевметрострой” подписало не то должностное лицо банка, которое накладывало электронную цифровую подпись на саму гарантию. Кроме того, указанный договор изначально содержал уйму оснований для того, чтобы банк отказал ПАО “Киевметрострой” в предоставлении гарантии, но в КП “Киевский метрополитен” этого, якобы, не заметили. На основании этого в “Адаманте” попросили АМКУ обязать заказчика отклонить предложение “Киевметростроя”.
Впрочем, это было не едиственное замечание ООО “Строительная компания “Адамант” к процедуре закупки работ по строительству Печерско-Сырецкой линии метро. В своей жалобе участник таже отметил, что их тендерное предложение “Киевский метрополитен” отклонил безосновательно, ведь все затребованные заказчиком документы ООО “Строительная компания “Адамант” (в частности, о наличии квалифицированных работников, об их образовании, о праве использования транспортных средств субподрядчика и прочее) подало в полном объеме. Однако, заказчик не принял их к сведению, и на основании “отсутствия этих документов” – отклонил предложение ООО “Строительная компания “Адамант”.
В то же время, компания в своей жалобе отметила, что в документах двух других участников содержались серьезные нарушения (отсутствие технического описания оборудования, которое будет использоваться при выполнении работ; отсутствие подтверждения о наличии необходимого образования у сотрудников и прочее), однако их предложения КП “Киевский метрополитен”, почему-то, не отклонил.
Ссылаясь на вышесказанное, ООО “Строительная компания “Адамант” попросила АМКУ обязать КП “Киевский метрополитен” отменить свое решение об отклонении тендерного предложения “Адаманта”.
Согласно решению АМКУ от 17 августа 2018 года, указанная жалоба была принята к рассмотрению. Однако, не дожидаясь дальнейших действий со стороны регулятора, КП “Киевский метрополитен” самостоятельно отменило торги.
Отметим, что всего свои заявки на участие в тендере на строительство Печерско-Сырецкой линии метро подали 3 компании: ЧАО “Интерстройтоннель” (****), ПАО “Киевметрострой” и ООО “Строительная компания “Адамант”. К аукциону допустили двоих – ЧАО “Интерстройтонель” и ПАО “Киевметрострой”. А предложение ООО “Строительная компания “Адамант” было отклонено.
При этом, по данным сайта Zакупівлі, ПАО “Киевметрострой” ранее уже побеждало в тендерах от КП “Киевский метрополитен”. Так, осенью 2016 году эта компания выиграла в тендере столичной подземки на создание проектной документации для строительства Печерско-Сырецкой линии метро. Стоимость закупки указанных работ составила 140 млн гривен. Примечательно, что за все время своей работы это – единственный тендер, в котором победило ПАО “Киевметрострой”.
В то же время, по данным аналитической системы Youcontrol, компания ПАО “Киевметрострой” зарегистрирована 9 ноября 2009 года. Уставной капитал составляет 74,4 тыс. гривен. Руководителем предприятия с 20 июня 2013 года является Виктор Яникин, а учредителями – Татьяна Яникина (0,1%) и американская компания с ограниченной ответственностью (КОО) “Валарт инжиниринг” (99,9 %). Впрочем, еще в марте 2016 года контрольный пакет акций ПАО “Киевметрострой” принадлежал не американской фирме из Калифорнии, а ОАО “Московский проектно-исследовательский институт “Мосметропроект”. Однако, аккурат перед объявлением тендера на создание проектной документации для строительства Печерско-Сырецкой линии метро в Киеве ПАО “Киевметрострой” перешло в руки компании со Штатов. При этом журналистам удалось установить, что владельцем зарегистрированной в Калифорнии КОО “Валарт инжиниринг” является российский миллиардер Валерий Абрамсон.
Читайте: Метро на Виноградарь будет строить российский миллиардер Абрамсон
Также отметим, что в 2016 году в тендере на разработку проектной документации для строительства Печерско-Сырецкой линии метро одним из конкурентов ПАО “Киевметропроект” выступила компания ЧАО “Укрспецтоннельпроект” (*****). По данным аналитической системы Youcontrol, одним из бенефициарных владельцев этого предприятия является некий Владимир Петрук. Примечательно, что этот же Владимир Петрук значится и владельцем компании ЧАО “Интерстройтоннель”, которая участвовала в отмененном тендере на строительство Печерско-Сырецкой линии метро и стала основным конкурентом ПАО “Киевметрострой”.
Отметим, что это не впервые, когда КП “Киевский метрополитен” попадает в скандал из-за лояльного отношения к российским компаниям. Например, в 2016 году столичная подземка подписала договор на поставку в лизинг 100 вагонов метро с частично российским предприятием ООО “Укррослизинг”. С последствиями указанного соглашение “Киевский метрополитен” разбирается до сих пор.
Читайте: Киевский метрополитен вырыл себе могилу стоимостью 2 млрд гривен
Напомним, что тендер на строительство Печерско-Сырецкой линии метро был объявлен КП “Киевский метрополитен” еще в начале этого года – 19 января.
По условиям технического задания, подрядчик должен был проложить 3,7 км линии метрополитена на Виноградарь и оборудовать 2 станции – ст. м. “Мостицкая” и ст. м. “Проспект Правды”. Станцию метро “Мостицкая” необходимо было обустроить на пересечении ул. Межевая, Северо-Сырецкая и Белицкая. В свою очередь, станция метро “Проспект Правды” должна была стать конечной станцией участка в сторону площади Шевченко и расположиться на пересечении ул. Межовой и проспекта Правды. Общая пропускная способность станций должна была составить 259,8 тыс. пассажиров в сутки.
Все эти работы планировали выполнить до 30 апреля 2021 года.
Читайте: “Киевский метрополитен” объявил тендер на строительство новой ветки метро
Однако теперь тендер придется проводить повторно, на что понадобится далеко не один месяц. При этом отметим, что расходы на строительство Сырецко-Печерской линии метро Киевская горгосадминистрация утвердила еще в августе 2017 года. Так, согласно распоряжению КГГА №1028 от 23 августа 2017 года, общая стоимость строительства ветки метро от станции “Сырец” к массиву Виноградарь должна составить 11,186 млрд гривен. При этом стоимость работ в рамках I очереди строительства не должна превышать 4,9 млрд гривен.
Читайте: КГГА утвердила расходы на строительство метро на Виноградарь (документ)
Отметим, что руководителем КП “Киевский метрополитен” с 17 июля 2014 года является Виктор Брагинский.
* КП “Київський метрополітен” (код ЄДРПОУ: 03328913)
** ТОВ “Київметропроект” (код ЄДРПОУ: 36798738)
*** ТОВ “Будівельна компанія “Адамант” (код ЄДРПОУ: 36972558)
**** ПрАТ “Інтербудтонель” (код ЄДРПОУ: 31903558)
***** ПрАО “ПІ “Укрспецтунельпроект” (код ЄДРПОУ: 32385164)
Фото: Аbnews