Шестой президент Владимир Зеленский (на фото в центре) поручил спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову (на фото справа) до 1 октября принять законопроект “О концессии”, автором которого является Кабмин Владимира Гройсмана (на фото слева). Этот законопроект, в частности, позволяет отдавать в концессию разработку детальных планов территорий (ДПТ), отменяет экологический аудит в отношении концессионных проектов и наделяет концессионера правом самостоятельно оценивать объем его вложений в проект, сделанный на основе договора о концессии.
О намерениях президента Владимира Зеленского KV стало известно из заседания в Офисе президента (ОП), а также из законопроект №0879 “О концессии” (автор – Кабмин Владимира Гройсмана), заново зарегистрирован 29 августа 2019 года.
Данный законопроект предусматривает:
– новую процедуру инициирования и принятия решения по осуществлению концессии, введение прозрачной процедуры выбора концессионера (концессионный конкурс и конкурентный диалог);
– возможность привлечения советников и независимых экспертов для подготовки проектов госдарственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессии;
– дополнительные гарантии для концессионеров и кредиторов, в частности, предсказания концессионным договором права замены концессионера на другого концессионера;
– упрощение процедур выделения земельных участков для проектов ГЧП в форме концессии;
– особенности концессии на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии;
– особенности концессии по строительству и эксплуатации автомобильных дорог;
– процедуру трансформации аренды в концессию в случае соответствующего обращения со стороны арендатора;
– возможность передачи разрешения споров, возникающих в связи с выполнением концессионного договора, международном коммерческом или инвестиционном арбитража;
– возможность инициирования концессии потенциальным концессионером;
– механизм контроля и мониторинга за выполнением концессионных договоров;
– регулирование права собственности на объект концессии с целью сохранения за государством/территориальной общиной права собственности на объект концессии.
Читайте: Большинство в ВР может снять запрет на приватизацию ВДНХ, НСК “Олимпийский” и Дворца Спорта
Согласно законопроекту, решение о целесообразности или нецелесообразности осуществления концессии принимаются в течение трех месяцев со дня подачи предложений по результатам анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства по объектам:
-
государственной собственности – центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению соответствующими объектами, если такого органа не определено – Кабмином;
-
коммунальной собственности – органом местного самоуправления;
-
принадлежащих Автономной Республике Крым – органом, уполномоченным Советом министров АРК или Совмином АРК.
Законопроектом предусмотрено, что сельские, поселковые, городские советы принимают решение об осуществлении ГЧП) по объектам коммунальной собственности, в том числе, на условиях концессии. Убирается положение, которое предусматривало подготовку и внесение на рассмотрение совета предложений по определению сфер хозяйственной деятельности и перечня объектов, которые могут предоставляться в концессию.
Районные и областные советы на пленарных заседаниях решают вопрос об осуществлении ГЧП по объектам коммунальной собственности, в том числе, на условиях концессии, которые обеспечивают общие потребности территориальных общин и находятся в управлении районных и областных советов, а также приобретение таких объектов в установленном законом порядке.
Решение об осуществлении ГЧП принимается в течение трех календарных месяцев со дня подачи предложений об осуществлении ГЧП (сельскими, поселковыми, городскими, в том числе, объединенных территориальных общин, районными и областными советами – на ближайшей сессии).
Органы местного самоуправления могут заключать договоры в рамках ГЧП, в том числе, концессионные договоры.
Концессиедатель выбирает концессионера путем проведения концессионного конкурса или в определенных случаях, по результатам прямых переговоров. Так, по решению Кабинета министров (как исключение) концессионный договор может быть заключен без проведения конкурсной процедуры путем проведения прямых переговоров в случаях:
1) необходимости обеспечения национальной безопасности и обороны;
2) возможности выполнения работ (оказания услуг) одним лицом (в случаях ноу-хау, авторских прав и т.п.);
3) получение положительного заключения по результатам проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства в форме концессии по результатам анализа предложения лица.
Предусматривается введение такого механизма, как конкурентный диалог. Он применяется в случае, когда концессиедатель не может четко определить технические, качественные характеристики проекта или когда неизвестно, что рынок может предложить с точки зрения технических, финансовых и юридических решений. В таком случае для принятия оптимального решения необходимо провести переговоры с участниками (в случае реализации инновационных проектов, крупных комплексных проектов транспортной инфраструктуры или проектов по сложным и структурированным финансированием и т.д.).
Конкурсная комиссия проводит переговоры с каждым участником отдельно, а также дополнительно могут проводиться совместные встречи со всеми участниками.
На стороне государственного партнера в договоре концессии могут выступать несколько органов государственной власти и/или органов местного самоуправления.
Предусматривается право концессионера по согласию концессиодателя передать объект концессии третьему лицу.
В законопроекте устанавливается срок концессии, который не может быть меньше трех лет и более 50 лет. Также исключается обязательность государственной экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых в форме концессии.
Читайте: Верховная Рада отменила неприкосновенность нардепов (видео)
Законопроект предусматривает применение ГЧП в следующих областях:
-
производство, транспортировка и поставка тепла и распределение и поставку природного газа;
-
строительство и/или эксплуатация автострад, дорог, железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, дорожных эстакад, тоннелей и метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры;
-
сбор, очистка и распределение воды;
-
здравоохранение;
-
туризм, отдых, рекреация, культура и спорт;
-
обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем;
-
обращение с отходами, кроме сбора и перевозки;
-
производство, распределения и поставки электрической энергии;
-
предоставление социальных услуг, управления социальной учреждением, учреждением;
-
производство и внедрение энергосберегающих технологий, строительство и капитальный ремонт жилых домов, полностью или частично разрушенных в результате боевых действий на территории проведения антитеррористической операции;
-
установление модульных домов и строительство временного жилья для внутренне перемещенных лиц;
-
предоставление образовательных услуг и услуг в сфере здравоохранения;
-
управления памятниками архитектуры и культурного наследия.
Из сферы применения ГЧП исключаются сферы поиска, разведки месторождений полезных ископаемых и их добычи (кроме тех, которые осуществляются на условиях соглашений о разделе продукции), управление недвижимостью и машиностроения, а также эксплуатации лесных ресурсов.
Непонятно, почему в законе “Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности” и в законе “Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности” предлагается исключить положения, регулирующие вопросы концессии соответствующих объектов.
Читайте: ВР направила в КСУ законопроект о лишении нардепа мандата за “кнопкодавство” и прогулы (видео)
Также отмечается, что, по решению государственного партнера, ГЧП может применяться в других сферах деятельности, предусматривающих предоставление общественно значимых услуг, кроме видов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с законом разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям (деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, охраной отдельных особо важных объектов права государственной собственности, а также с проведением криминалистических, судебно-медицинских, судебно-психиатрических экспертиз и разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, в том числе с их космическими запусками с любой целью).
Согласно положениям законопроекта, объектами ГЧП могут быть существующие, в частности воспроизводимые (путем реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объекты, находящиеся в государственной или коммунальной собственности или принадлежащих Автономной Республике Крым (АРК).
Предусмотрено, что объектом концессии могут быть объекты права государственной или коммунальной собственности или объекты, которые принадлежат АРК, имущество хозяйственных обществ, 100% уставного капитала которого принадлежат государству, территориальной общине или АРК и объекты, созданные частным партнером в процессе выполнения концессионного договора.
По решению государственного партнера объект концессии может состоять из имущества, находящегося на балансе нескольких хозяйственных обществ, 100% уставного капитала которого принадлежат государству, территориальной общине или АРК.
При этом законопроектом предусмотрено, что леса на землях государственной и коммунальной собственности, специализированные лесохозяйственные предприятия и участки недр не могут быть объектами концессии.
Читайте: ВР направила в КСУ законопроект о народном законотворчестве (видео)
Также законопроектом установлено, что существующие на день вступления в силу данного закона стратегические объекты портовой инфраструктуры не подлежат передаче в аренду или концессию (кроме причалов, пирсов и других видов причальных сооружений, железнодорожных и автомобильных подъездных путей (до первого разветвления за пределами территории порта), линий связи, средств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций). Причалы могут быть объектами аренды на срок до 49 лет. Причалы, пирсы, другие виды причальных сооружений, железнодорожные и автомобильные подъездные пути (до первого разветвления за пределами территории порта), линии связи, средства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации могут быть объектами государственно-частного партнерства в том числе концессии.
Государственный и/или коммунальный аэродром и аэродромные объекты (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, другие элементы аэродромов) могут передаваться частному инвестору в соответствии с концессионного договора. Существенным условием является запрет изменения целевого назначения объектов аэродрома, обеспечивающих его основную производственную деятельность.
Интересно, что согласно законопроекту, государственный партнер (концессиедатель) не дает согласия на заключение договора аренды по объекту в отношении которого принято решение о целесообразности осуществления ГЧП, в том числе, концессии. Решение о передаче в аренду такого объекта принимает концессионер.
Законопроектом установлено, что право требования по концессионным договором может быть предметом ипотеки – все или часть прав на объект ГЧП (объект концессии), что приобретенные частным партнером (концессионером).
В случае заключения концессионного договора, к частному партнеру (концессионеру) переходит право аренды на земельный участок, отведенный для целей строительство объекта государственно-частного партнерства, в том числе объектов концессии, если условиями договора и/или нормами закона не предусмотрено иное.
Оценку стоимости объекта концессии определяет концессиедатель. А вот сумму вложений в объект оценивает исключительно концессионер.
Читайте: ВР направила в КСУ законопроект о сокращении нардепов с 450 до 300 человек
Процедура предоставления в пользование земельного участка осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности).
В случае оформлением государственным партнером, концессиедателем земельных участков для целей осуществления ГЧП, в частности, реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии, концессионер приобретает право заказать разработку такой документации без предоставления разрешения ВР АРК, Совета министров АРК, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.
Также предусмотрено принудительное прекращение прав на земельный участок во внесудебном порядке по мотивам общественной необходимости в случае изъятия земельного участка для целей строительства и/или эксплуатации в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессии объектов, размещенных на нем. В таком случае, принудительному прекращению права на земельный участок предшествует полное возмещение стоимости земельного участка, которая не может быть ниже рыночной стоимости соответствующего земельного участка/права на нее, определенной путем проведения независимой экспертной денежной оценки.
Также предусматривается изъятие земельных участков без согласия землепользователей на основании решений Кабмина, Совмина АРК, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских советов, в соответствии с их полномочиями, в случае изъятия земельных участков для строительства и/или эксплуатации объектов в рамках осуществления концессии для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости.
В случае несогласия собственника земли/землепользователя с размером возмещения стоимости земельного участка, вопрос решается в судебном порядке.
Кстати, в случае отчуждения части земельного участка для строительства, капитального ремонта, реконструкции и обслуживания дорог, мостов, эстакад и объектов, необходимых для их эксплуатации, возможность рационального использования остальных ее площади по целевому назначению определяется собственником и по требованию владельца отчуждению подлежит весь земельный участок.
Читайте: ВР хочет иметь своих надзирателей за исполнением Конституции и законов
Законопроектом также предусмотрено два дополнительных инструмента государственной поддержки ГЧП:
-
путем предоставления государственных гарантий, местных гарантий (каких гарантий – непонятно) и гарантий АРК и местного самоуправления;
-
путем строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения) объектов смежной инфраструктуры, необходимой для выполнения договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, предприятиями, учреждениями, организациями, относящимися к сфере управления государственного партнера (что, в свою очередь может привести к злоупотреблениям, поскольку часть расходов на так званую “смежную инфраструктуру” ложиться на плечи органа публичной власти).
Еще одной особенностью законопроекта является предоставление возможности разработки градостроительной документации, в частности детального плана территорий (ДПТ) на основании концессии. Об этом свидетельствует статья о финансировании работ по разработке детального плана территорий, которое может осуществляться за счет средств предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления концессиедателя.
Нововведения законопроекта касаются и осуществления комплексной застройки территории. Так, функции заказчика строительства в рамках реализации проектов на условиях концессии, может выполнять частный партнер (концессионер), в соответствии с условиями договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства или концессионного договора и договора о делегировании функций “заказчика строительства”.
Обновлены в законопроекте также особенности валютного регулирования. В законопроекте отмечается, что денежные средства, полученные частным партнером по договору, заключенному в рамках ГЧП, могут свободно (без каких-либо ограничений) конвертироваться в украинском или иностранную конвертируемую валюту и переводиться за пределы Украины, в том числе, согласно условиями, изложенными в таком договоре.
Если, в соответствии с законодательством Украины, установлена обязательная продажа на валютном рынке Украины поступлений в валюте, это требование не распространяется на поступления в иностранной валюте, полученные частными партнерами – сторонами договора, заключенного в рамках ГЧП.
Также законопроект отменяет обязательный экологический аудит в случаях концессии. А оценка воздействия на окружающую среду для проведения плановой деятельности, предусмотренной концессионным договором, осуществляется самим частным партнером/концессионером.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений более 30 законодательных актов Украины.
В случае принятия, закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме положения о необходимости для членов конкурсной комиссии прохождения обучения по вопросам организации и проведения концессионного конкурса (данная норма вступит в силу 1 января 2020).
“Принятие закона позволит сбалансировать интересы заинтересованных сторон, в свою очередь обеспечит условия для роста объема привлеченных инвестиций для модернизации и создания новой инфраструктуры и предоставления качественных общественно значимых услуг”, – говорится в пояснительной записке.
Читайте: План Зеленского: рынок земли, большая приватизация и всё быстро (видео)
Отметим, поскольку данный законопроект внесен еще в ВР VIII созыва Кабмином Владимира Гройсмана, в его разработке принимали участие, в том числе, Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), а также Министерство регионального развития и ЖКХ. Нынешний премьер-министр Алексей Гончарук, бывший руководитель “Офиса эффективного регулирования” (BRDO), также работал советником главы МЭРТ Степана Кубива.
А замминистра регионального развития и ЖКХ работал Лев Парцхаладзе, имеющий непосредственное отношение к двум новым народным депутатам – Анне Бондарь (фракция “Слуга народа”, округ №220, Подол) и Дмитрию Исаенко (фракция “Оппозиционная платформа – За жизнь”, № 15 в списке). KV писала, что связывает Парцхаладзе, Бондарь, Исаенко и скандального киевского застройщика Андрея Ваврыша.
Читайте: Для размещения Офиса президента Зеленского ищут новую локацию вместо Украинского дома (видео)
Фото: коллаж KV