В КГГА зафиксировали, что за время пребывания Владимира Федоренко на посту начальника КП “Киевский метрополитен”, мимо городской казны прошло минимум 38,5 млн грн. При этом в муниципалитете почему-то не заметили неконтролируемого оборота жетонов на сотни миллионов гривен в год, и Попов, проигнорировав рекомендации транспортной комиссии Киевсовета, решил на три года продлить с Федоренко контракт.
Как стало известно KV из ответа КГГА на журналистский запрос, начиная с 2010 года проверки финансово-хозяйственной деятельности КП “Киевский метрополитен” проводились регулярно. Эти проверки почти всегда устанавливали ряд нарушений. Таких как неэффективное использование средств, махинации с госзакупками, сдача имущества в субаренду без разрешения Киевсовета.
В итоге выяснилось, что за время руководства предприятием г-на Федоренко, киевский бюджет недополучил 38,5 млн грн. Однако, глава городской администрации Александр Попов посчитал, что Федоренко можно доверить предприятие еще на три года.
Возможно, Попов надеется, что с внедрением проекта “Электронный билет”, Киевсовет сможет лучше контролировать финансовую деятельность предприятия и исключит махинации с жетонами. Но госзакупки и аренда так и останутся полномочиями КП, а, значит, у работников “Метрополитена” все же будет возможность “зарабатывать” на имуществе города.
К примеру, в 2001 году плановая проверка главного управления внутреннего финансового контроля и аудита КГГА установила, что КП “теряло” доходы в процессе предоставления площадей тоннелей и коллектора метрополитена для прокладывания кабеля посторонним организациям.
Также было выявлено, что в бюджет города за 2010 и первый квартал 2011 года не было перечислено 26,91 млн грн – 50% поступлений от аренды коммунальной собственности. Еще 6,23 млн грн, полученные предприятием “Киевский метрополитен” за размещение рекламы, опять-таки не были перечислены в казну города. Данная проверка установила и другие нарушения. Но суммы убытков от них кажутся незначительными, в сравнении с вышеперечисленными.
В 2013 году главком внутреннего финансового контроля и аудита КГГА провело внеплановую проверку деятельности КП. Данных по этой проверке чиновники пока не дают. Отчет о ее проведении сейчас оформляется и обсуждается, сказано в ответе КГГА.
Государственная финансовая инспекция Украины в свою очередь провела ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2011 и 2012 годы. По информации КГГА, убытки, выявленные этой проверкой, сейчас возмещаются: в казну города уже поступило 5,68 млн грн. А 1,5 млн грн, которые “Киевский метрополитен” отказывается возмещать добровольно, госфининспекция намерена взыскать с предприятия в суде.
Как выяснилось, и в КГГА, зная о махинациях в КП, не сидят, сложа руки. Руководство города, к примеру, уже озаботилось тем, чтобы руководство столичной подземки впредь не имело возможности наживаться на рекламе в метро. У метрополитена забрали “лакомый кусок” полномочий. Из-за финансовых махинаций в КП “Киевский метрополитен” с предоставлением мест на размещение рекламы, соответствующие договора были переданы в КП “Киевреклама”. Это не означает, что воровать станут гарантировано меньше. Но все же.
В ситуацию с зафиксированными злоупотреблениями в КП “Киевский метрополитен” естественным образом вмешалась и транспортная комиссия Киевсовета. В начале октября эта комиссия рекомендовала главе КГГА не продлевать контракт с Федоренко. После этого все были уверены, что Владимир Федоренко канет в небытие буквально в конце октября, когда истечет срок его прежнего контракта.
Подробнее читайте: КП Киевский метрополитен грозит потеря Федоренко
Но не тут-то было. Уже 23.10.2013 стало известно, что контракт с Федоренко будет продлен на три года. Попов якобы пошел на уступки требованиям работников подземки. Поверить в такую причину, учитывая сегодняшние реалии, здравомыслящему человеку будет очень сложно. Вероятно, причины сохранения должности для фактически пойманного за руку коррупционера, совсем иные.
Если верить полноте информации, предоставленной ответом КГГА на наш журналистский запрос, ни одна из проверок киевской подземки в последние годы не обнаружила нарушений с оборотом жетонов.
Но, как не так давно сообщалось в ряде СМИ, руководство предприятия здорово наживается на таких системных махинациях, т.к. кассиры и инкассаторы имеют неограниченный доступ и свободу при сборе выручки с киевлян. По сведениям источников KV в КГГА, в столичной подземке реально обращается около одного миллиона “левых” жетонов. Коррупция в данном секторе работы КП ныне неизбежна, так как система видеонаблюдения не позволяет совершать контроль, а других методов проверки на предприятии не практикуется.
Подробнее читайте: В киевском метрополитене занимаются очень крупными хищениями
Напомним, что в прошлом году киевский метрополитен официально заработал 956 млн грн и потратил свыше 1,3 млрд, получив на выходе 345 млн грн убытков, которые традиционно покрываются из горбюджета.
При этом по самым скромным подсчетам только на занижении стоимости рекламы в метро и обороте “левых” жетонов руководство предприятия ежегодно кладет в свои карманы около 0,5 млрд грн.
Кто будет отвечать за колоссальные убытки города неизвестно. Скорее всего, никто. Начальника “Киевского метрополитена”, конечно, могли снять с руководящей должности, не продлив с ним контракт, однако эту угрозу Владимир Федоренко уже миновал. Теперь ему, вероятно, светит впереди еще три года руководства предприятием. Дырку в горбюджете, как всегда, закроют киевляне.
Федоренко, явно не желающий уходить с хлебной должности, действовал грамотно, и работники КП “Киевский метрополитен” не упустили шанса доказать босу, как сильно любят и уважают его. Они 21.10.2013 провели акцию протеста возле стен горсовета и от профсоюза предприятия обратились к Попову с требованием продлить с Федоренко контракт.
Подробнее читайте: Под Киеврадой митинговали за начальника метро
Глава столичной горадминистрации почему-то очень легко пошел на поводу. Создается впечатление, что Попов считает совершенно нормальной ситуацию, когда горбюджет покрывает не только реальные убытки КП “Киевский метрополитен”, но и потери от злоупотреблений руководства предприятия.