Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результат

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результат

За три года существования реформы децентрализации процесс объединения терробщин (ОТО) в Киевской области не совершил прорыва. Из сотни возможных ОТО на сегодняшний день сформировано только 11. При этом нельзя сказать, что каждая из них благоденствует – кому-то не хватает денег, а кому-то – понимания, как их зарабатывать. Политологи, социологи, общественники и эксперты в сфере децентрализации разбирались чего недостает потенциальным и созданным терробщинам Киевщины для успеха и процветания.

Об этом KV стало известно в ходе круглого стола “Проблемы децентрализации в Киевской области”, который состоялся 26 сентября в пресс-центре информационного агентства “Українські новини”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Напомним, на сегодняшний день в Киевской области создано 11 территориальных общин – Ржищевская, Бучанская, Великодымерская, Девичковская, Фурсовская, Узинская, Тетиевская, Студениковская, Калитянская, Песковская и Медвинская.

4 октября планирует принять решение о создании Березанской терробщины Березанский горсовет, присоединив к себе села. Эта община имеет все шансы стать третьей присоединенной ОТО на Киевщине.

Стоит отметить, что в 2018 году ни одних выборов в Киевской области не состоялось. Весь процесс прошли и передали документы в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) потенциальные Бородянская, Гостомельская, Мироновская терробщины.

По мнению экспертов, на Киевщине есть ряд проблем, которые мешают развиваться созданным и формироваться потенциальным терробщинам. KV собрала мнения спикеров круглого стола.

Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов:

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результатДецентрализация в Киевской области имеет несколько проблем. В первую очередь это – непродуманная кадровая политика, слабый и зависимый председатель Киевской областной госадминистрации господин Горган, соответственно, случайные люди в департаментах, которые не могут надлежаще проводить реформу децентрализации. Они либо не понимают как это делать, либо сознательно саботируют процесс. Следующая проблема – в объединенных общинах отсутствует определенная программа.  Для того, чтобы получить финансирование, необходимо написать четкий план – что должна делать ОТО, чтобы зарабатывать. Это происходит из-за недостаточной квалификации руководителей. Также важной проблемой является политический аспект, а точнее борьба между партиями. Они не думают о том, как починить трубы, либо проложить дороги, они бодаются между собою. Так, этим в области занимается Блок Петра Порошенко, Блок Юлии Тимошенко и “Свобода”. Все они пытаются отстаивать свои политические интересы, а не интересы жителей Киевщины.

Многие села в объединенных общинах не получают финансирования из-за центра. Есть ряд критических вопросов относительно образования и медицины, поскольку все учреждения данных направлений передаются на баланс центра ОТО, который часто недофинансирует их. В результате из уже созданных терробщин, по моему мнению, эффективно работают только 25%. Возможно еще 25% работают так себе, остальные 50% по факту начинают разваливаться, не успев толком сформироваться.

Кроме того, неясно по какому принципу утверждаются объединенные общины в Киевской области. Например, Бучанскую и Березанскую ОТО КОГА подписала, а Гостомельскую и Ржищевскую – нет. Область решает, кто будет объединен, а кто – нет. И это еще одна огромная проблема.

Политолог Александра Решмедилова:

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результатСтоличный регион так или иначе переплетается с политической тематикой. Мы вступаем в предвыборный 2019 год, несомненно это будет отражаться и на местных выборах, в том числе в терробщинах.

На сегодняшний день безотлагательным является вопрос отопительного сезона, который во многих городах находится под угрозой срыва. Есть также актуальная проблема с водоснабжением. И мы видим, что во многих городах мэры не хотят решать эти вопросы, зато они пытаются научить чему-то руководителей городов поменьше. Показательным было выступление мэра Киева Виталия Кличко в Тернополе, где он пытался научить управлению местное руководство, забыв при этом о проблемах столицы.

Ввиду вышесказанного, по моему мнению, столица и регион могут стать центром протестов.  Это своеобразное зеркальное отражение поведения властей. И тут важно, как они себя поведут в этой ситуации – будут нейтральны или будут вести себя заангажированно. Кроме того, мы сейчас находимся в бюджетном процессе, это планирование на следующий год и результат выполнения текущего года. Многие вопросы поднимут на местных уровнях – и о проведении выборов в том числе, поскольку их проведение зависит от суммы, заложенной в бюджет.

Общественный активист из города Белая Церковь Игорь Коча:

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результатПроцесс децентрализации в Украине продолжается с 2015 года и именно в этом году были созданы первые ОТО. Уже за год их количество возросло в два  раза. Государство стимулирует ускорение реформы консультативным и финансовым путем. Создаются центры развития местного самоуправления и за эти годы субвенции на развитие инфраструктуры общин было выделено несколько миллиардов. Эти средства направили на обновление и строительство дорог, ремонты детских садов, учреждений здравоохранения, центры предоставления административных услуг, освещение улиц, приобретение специальной техники для коммунальных нужд. Определить приоритетность может сама община. В этих условиях добровольного объединенная община имеет все возможности и ресурсы для полноценного функционирования и развития. Они берут на себя полную ответственность за все сферы жизни на собственных территориях. Это и есть показатель успешной деятельности ОТО. Условие добросовестного исполнения обязанностей повышает эффективность использования бюджетных средств. А это прямой и правильный путь к стабилизации социально-экономической ситуации во всей стране.

В 2020 году реформа децентрализации завершится. К этому времени местные советы базового уровня должны быть на 100% объединены в состоятельные терробщины и в них перераспределены полномочия.

К большому сожалению на примере двух созданных общин в Киевской области, а именно Узинской и Фурсовской перераспределения полномочий еще не состоялось и мы, как активисты, обеспокоены использованием средств налогоплательщиков на зарплаты чиновникам, чьи должности до сих пор не расформированы в связи с уменьшением нагрузки. Но это далеко не все проблемы, есть еще много камней преткновения. Главная – отсутствие базовых составляющих закона об административно-территориальном устройстве, которые прописывали бы принципы государственной политики во всех сферах.

Первый замруководителя исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов Иван Фурсенко:

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результатПерспективный план объединения общин был принят еще в 2015 году позапрошлым созывом Киевского областного совета под председательством Владимира Шандры. Тогда были созданы первые общины и на этом процесс остановился. С трибуны Верховной Рады все любят говорить, что это председатели сел не желают объединяться, якобы они не хотят терять своих полномочий. Но это огромная неправда. Начиная с 2015 года мы обращались к Президенту и Премьер-министру. Есть масса поручений председателям областных администраций – Шандре, Мельничуку, Горгану, – относительно создания перспективного плана формирования территориальных общин в Киевской области. Более трех лет к этому вопросу все равнодушны. Не имея перспективного плана, сложно стимулировать объединение в том формате, в котором видит его государство.

Председатели сел Киевской области за объединение. Кроме того, большинство из них прошли процедуру. А это сложный процесс, который включает в себя принятие решений, общественные обсуждения и так далее. Например, по Шкаровской ОТО  документы лежали у Шандры, потом у Мельничука и сейчас у Горгана. Официальный отказ они дать не могут, отписывают такие формулировки, которые даже читать стыдно. Народные депутаты пытаются вмешаться в процесс, но по факту во многих общинах процесс искусственно блокируется. К сожалению тут нет персональной ответственности председателей областей. Хотя в законе о добровольном объединении четко указано, что он обязан предоставить вывод о соответствии потенциальной ОТО законам и Конституции на протяжении 10 рабочих дней, по факту эти выводы затягиваются либо вообще не предоставляются. А бывает там пишут, что объединение соответствует законам, добавляют “но”, после которого куча непонятной информации.  Соответственно в избирательную комиссию документы не передаются. Это огромная проблема. Понятно, что накануне президентских и парламентских выборов показывать реальную социологическую и политическую картину несколько страшно, поэтому и происходят подобное процессы.

Социолог Андрей Еременко:

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результатПервая проблема, о которой уже было сказано –  создание терробщин. Кому-то подписывают позитивные выводы, кому-то – не подписывают. Второе, о чем я хотел бы рассказать, это бюджетная децентрализация. Куда бы я не приезжал с опросами, в Киевскую или другие области, везде говорят приблизительно одно и то же – у нас решились мелкие коммунальные проблемы – где-то дороги отремонтировали, где-то парк построили, где-то организовали нормальный вывоз мусора, где-то сделали нормальное освещение, установили видеонаблюдение и так далее. Практически в каждом селе, а тем более городе, есть подобные небольшие успехи.  Это все результат бюджетной децентрализации. В городах стало намного больше денег, соответственно их тратят. Проблема – контроль использования этих средств. Как выяснилось, местные советы не привыкли руководить такими средствами, они не умеют этого делать. Из-за этого происходят такие интересные вещи, как положить деньги на депозит, потому что не нашли им применения. Они не умеют даже провести эти деньги через счета на собственную фирму. Контроль со стороны общественности с одной стороны есть, но с другой стороны он очень слабый. Если усилится контроль со стороны государства, то с приходом определённых людей средства могут начать распределяться по указаниям свыше.

Но общее впечатление о сегодняшней децентрализации у меня больше позитивное, чем негативное. При всех проблемах и нуждах в каждом городе и селе что-то делают. Мы двигаемся в правильном направлении, но было бы хорошо немного ускорить этот процесс.

Руководитель Киевского центра развития местного самоуправления Олег Любимов:

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результатКиевский центр развития местного самоуправления работает исключительно над проблематикой реформы децентрализации в Киевской области. Мы созданы в 2017 году, тогда и начали работу. В первую очередь хочу поблагодарить за проведение такого круглого стола, где говорят о проблемах децентрализации на Киевщине. До этого времени были только отдельные статьи на различных сайтах. Публично этого не освещали ни газеты, ни телевидение. Складывалось впечатление, что Киевщина – это не столичный регион, а окраина, где децентрализация, самая главная реформа в Украине, последний вопрос, который не стоит внимания.

Я бы не сказал, что Киевская область плохая в плане децентрализации. Область хорошо восприняла эту реформу, но проблема в том, что нет взаимопонимания  между исполнительными государственными органами, на которые положена функция подписания конкретных документов и направление их в Центральную избирательную комиссию, и собственно общинами, которые хотят быть созданными. Примеров, где потенциальная община ждет выборов, десятки. Например, Кагарлыцкая община ждет выборов с декабря 2017 года. Напомню, по закону на принятие решения дается 10 дней. Макаровская община в четвертый раз подала документы в КОГА. Глеваха хотела объединиться с соседним селом, приехали люди из высоких кабинетов, говорят “оно вам надо?”. А проблема в том, что Глевахской ОТО нет в перспективном плане. Такая же ситуация в Терезино, Ташани, Калиновке, Островке, Ковалевке. Я считаю, что если село изъявило желание стать центром терробщины, то центральные органы не должны этому препятствовать, нужно дать шанс всем. Даже такому небольшому селу, как Остров в Ракитянском районе. Они посчитали, что могут быть центром. Если могут, то почему бы и нет.

Сложно убеждать общины в плюсах децентрализации, когда одна рука государства говорит “делайте”, а другая кричит “нет, не стоит”. Были случаи, когда приезжали в Полесский район и убеждали не идти на выборы. А все потому, что в первую очередь в областной администрации нет понимания процесса и страха ответственности за невыполнение закона.

Эксперт Карим Емельяненко:

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результатКиевская область единственная в Украине не имеет собственного областного центра. Киев – это отдельная административная единица, которая имеет отдельные законы, полномочия и статус.

Сама по себе реформа децентрализации касается не больших городов, а сел и поселков. Политические деятели, которые продвигают реформу, в прошлом председатели областных городов. Еще в 2015 году с мэрами городов у нас были разбежности во мнениях  относительно развития сел.

И впервые такая огромная реформа в Украине проводится не сверху вниз, а снизу вверх. Это создает некие трудности. Кроме того, в закон не внесены изменения. По сегодняшний день там нет такой административно-территориальной единицы как территориальная объединенная община.

Председатель Немешаевского поселкового совета Сергей Замидра:

Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результатДва с половиной года мы идем к созданию территориальной общины. В этом году она уже будет создана и наш поселок войдет в Микулицкую ОТО. Все это время мы пытались доказать, что имеем право на существование.

С прошлого года активно работает центр, который возглавляет Олег Любимов. Они максимально помогают тем общинам, которые пытаются прорваться. В прошлом году мы пытались добиться создания, в этом году практически получилось, но заблокировали выборы. Я считаю, что область областью, но те общины, которые хотят быть созданными, должны идти и стучать. Когда поднимался вопрос непроведения выборов в одной из областных администраций, профильный заместитель задал один простой вопрос  – а сколько судебных исков вами было подано относительно невыполнения обладминистрацией своих обязанностей? Например, в Киевской области таких обращений нет. Многие начинают процесс, но вопрос в том, насколько мы сильны, чтобы дойти до конца, даже если сталкиваемся с сопротивлением либо непониманием.

Цель моего месседжа в том, что мы должны сами бороться за создание общин. И чем дальше мы заходим, тем больше область содействует в этом процессе. Сегодня это намного проще, чем было полтора года назад.  

Читайте:

Проект Децентрализация: Софиевская и Петропавловская Борщаговки не спешат объединяться

Проект “Децентрализация”: Войти в Озернянскую ОТО готовы лишь два сельсовета из шести

Проект “Децентрализация”: Великодымерская терробщина этой осенью идет на выборы

Проект “Децентрализация”: Медвинская терробщина идет на выборы в неполном составе

Проект “Децентрализация”: Фурсовская терробщина может лишиться части бюджета

Проект “Децентрализация”: Села Переяслав-Хмельницкого района отказались примкнуть к городу

Проект “Децентрализация”: Кагарлыкская терробщина объединит город и 26 сельсоветов

Проект “Децентрализация”. Политические амбиции мешают состояться большой Боярской терробщине

Проект “Децентрализация”: Тетиевская терробщина готовится к выборам в декабре

Проект “Децентрализация”. Узинской терробщине придется поработать над развитием

Проект “Децентрализация”: КОГА тормозит назначение выборов в Циблевской терробщине

Проект “Децентрализация”: Гостомельская ОТО пойдет на выборы только в составе Киево-Святошинского района

Проект “Децентрализация”: Студениковская терробщина готовится к выборам в декабре

Проект “Децентрализация”: Предусмотренная Кабмином Дымерская ОТО может не состояться

Проект “Децентрализация”: Мироновская терробщина ждет позитивного вывода от КОГА

Проект “Децентрализация”: Ржищевская терробщина может стать проблемой для Кагарлыкского района

Проект “Децентрализация”: Ходосовская терробщина может объединить села трех районов

Проект “Децентрализация”: села Ставищенского района готовы митинговать против объединения

Проект “Децентрализация”: Яготинская терробщина не спешит на выборы

“Проект Децентрализация”: Создание Боярской ОТО дошло до суда

Проект “Децентрализация”. Сельсоветы потенциальной Вороньковской ОТО не готовы объединяться

Проект “Децентрализация”: Власти Згуровщины не готовы терять полномочия

Проект “Децентрализация”: Потенциальная Дмитровская терробщина уже год дожидается выборов

Проект “Децентрализация”: Гребенковская терробщина не может быть создана без согласия двух сельсоветов

“Проект Децентрализация”: Создание потенциальной Бышевской ОТО остановилось в 2015 году

Проект “Децентрализация”: Козин поборется за право быть центром терробщины

Проект “Децентрализация”: Пирновская терробщина может быть создана только принудительно

Проект “Децентрализация”: Процесс объединения в Барышевке даже не начали

Проект “Децентрализация”: Терробщина с центром в Украинке может быть названа Трипольской

Проект “Децентрализация”: Рожновская терробщина не может определиться с центром

“Проект Децентрализация”: Обухов может присоединить окрестные села

Проект “Децентрализация”: Иванковская ОТО поборется за зону отчуждения

Проект “Децентрализация”: Ташанская терробщина год ждет позитивного вывода КОГА

Проект “Децентрализация”: Березанская терробщина будет проходить процедуру создания ОТО заново

Проект “Децентрализация”: Володарский район не планирует объединяться в ближайшее время

Проект “Децентрализация”: Полесский район этим летом планирует начать процесс объединения

Проект “Децентрализация”: Богуславская ОТО может объединить не все сельсоветы

Проект “Децентрализация”: Ракитнянский район может объединиться в две терробщины

Проект “Децентрализация”: Калиновская терробщина может быть создана с разрешения Кабмина

Проект “Децентрализация”: Белая Церковь может присоединить три сельсовета

Проект “Децентрализация”: В Броварском районе может появиться Придеснянская терробщина

Проект “Децентрализация”: Потенциальная Вишневская ОТО начала процесс объединения

Проект “Децентрализация”: Германовка и Григоровка Обуховского района хотят быть центрами одной ОТО

Проект “Децентрализация”: Сельсоветы Таращанского района не хотят объединяться в терробщину

Проект “Децентрализация”: Процесс создания Чабановской терробщины стоит на месте

Проект “Децентрализация”: Скандальная Бучанская ОТО первой на Киевщине воспользовалась законом о присоединении

Проект “Децентрализация”: Потенциальная Томашовская терробщина объединит два района Киевщины

Проект “Децентрализация”: Ржищев начал присоединять села двух районов

Проект “Децентрализация”: Потенциальная Бородянская терробщина готова идти на выборы

Проект “Децентрализация”: Фастов планирует присоединить окружающие села

Проект “Децентрализация”: потенциальная Киево-Святошинская терробщина разделилась на две ОТО

Проект “Децентрализация”: КОГА утвердила Мироновскую терробщину

Проект “Децентрализация”: Заборский сельсовет не отдадут Боярке

Проект “Децентрализация”: Барышевская ОТО готовится к выборам

Фото: KV

KиевVласть

Автор:
Виктория Билоус
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4