Парламент практически лишил местные бюджеты поступлений от застройщиков. Законопроект, предусматривающий отмену паевых выплат на развитие инфраструктуры, которые до сегодня каждая стройкомпания отчисляла общинам, проголосован в первом чтении. Пресловутые “паевые” приравнены к коррупционным поборам и рудиментам, мешающим частным инвесторам. Между тем на местах отмене не рады. В пригороде Киева считают, что без денег строителей населенным пунктам придется в разы сократить затраты на ремонты дорог, коммуникаций, садиков, школ и больниц.
Нам денег не надо
Как стало известно KV, 11 сентября Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №1059 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования инвестиционной деятельности в Украине.
Изменения касаются Закона Украины “О регулировании градостроительной деятельности”. В частности, органам, осуществляющим управление в сфере градостроительной деятельности, архитектурно-строительного контроля и надзора, будет запрещено требовать от заказчика строительства предоставления любых услуг, материальных или нематериальных активов, в том числе осуществления строительства объектов.
Таким образом для застройщиков отменяется обязательное паевое участие (взносы) в местные бюджеты на развитие инфраструктуры населенного пункта, где осуществляется строительство.
Сегодня же украинское законодательство предусматривает обязательность уплаты заказчиками строительства паевого взноса в развитие инфраструктуры населенного пункта (в размере 4% от стоимости жилищного строительства и 10% нежилой застройки).
Законопроект одобрили 290 народных депутатов. Его автором является народный депутат от “Слуги народа” Елена Шуляк.
В объяснительной записке к законопроекту сказано, что аналоги украинского паевого взноса крайне редки в мировой практике, а если и случаются, то применяются в существенно более низких размерах.
Сообщается, что по данным рейтинга Doing Business 2017 существование в Украине паевого взноса увеличивает расходы на административные процедуры, связанные со строительством объекта в среднем до 15,2%.
Существуют значительные проблемы в администрировании долевого участия, связанные со сложностью расчета базы исчисления соответствующего взноса и возможностью злоупотреблений как во время таких расчетов, так и во время возможной отсрочки (рассрочки) платежа.
Таким образом, автор законопроекта считает, что механизм уплаты паевого взноса является непрозрачным и порождает коррупцию, злоупотребления и дискриминацию добросовестных заказчиков строительства. А отмена паевого позволит снизить инвестиции в проекты до 10%, что сделает жилье дешевле, а страну привлекательнее для инвестора, с чем якобы согласен и Минфин.
Кроме того, указывает в пояснении Шуляк, проследить, действительно ли идут деньги на развитие городов или оседают в чьих-то карманах, невозможно. Дескать, города будут способны прожить и без этого, ведь “по факту паевой взнос в бюджете городов составляет не более 1%, а значит, что построить какой-то объект на эти деньги невозможно” – говорится в пояснении.
Немного критики
Появились у законопроекта и противники. Так, резко против выступили Ассоциация городов и ее глава Виталий Кличко. Также раскритиковали законопроект в журналистской среде. Внефракционный нардеп VIII созыва Юрий Левченко на примере Киева рассказал о минусах данного законопроекта.
“Верховная Рада в первом чтении поддержала (с нарушением Регламента, кстати) и направила на второе чтение по сокращенной процедуре законопроект 1059 авторства депутата от СН, которым предусмотрена полная отмена уплаты застройщиками долевого участия на развитие инфраструктуры населенных пунктов. Причем в “злостроительном экстазе” соединились правящая фракция “Слуга народа” с якобы оппозиционными “Европейской солидарностью” и “Оппозиционной платформой – За жизнь”, – написал он на своей странице в Facebook.
Он отметил, что в 2018 году бюджет Киева получил 543 млн гривен уплаты паевого участия, что по статистике Минрегиона равняется строительству 4-5 школ.
“Протягивая этот откровенно преступный законопроект, во фракции “Слуга народа” даже не удосужились предоставить ни хоть какое-то адекватное обоснование необходимости таких изменений, ни финансово-экономические расчеты. Что нам говорит партия власти? Паевые взносы “коррупционные и непрозрачные”, поэтому их надо убрать. Но посмотрим на примере Киева. Даже нынешний Киевсовет, с его воровским большинством, смог установить понятный и прозрачный порядок уплаты паевого участия. Что мешает урегулировать этот вопрос на уровне закона, если даже на местах это можно сделать? Но вместо урегулирования процедуры уплаты и расходов – полная отмена самих паевых взносов”, – продолжил он.
Также о последствиях отмены паевого участия высказался общественный активист, эксперт по анализу конфликтных застроек Георгий Могильный.
Он считает, что принятие закона спровоцирует рост цены строительства для одних застройщиков и неконкурентные условия для других, что в целом приведет к коррупции в больших масштабах.
В скриншоте объяснительной записки красным цветом он подчеркнул недостоверную информацию, которая аргументирована выше.
В городах
KV поинтересовалась мнением относительно законопроекта у некоторых мэров городов Киевщины, а также узнала, какой процент их бюджета составляет паевое участие.
И.о. мэра Ирпеня Анастасия Попсуй:
Отмена нормы относительно паевого участия приведет к уничтожению доходов местных бюджетов в части средств для развития инфраструктуры населенного пункта и будет требовать дополнительных расходов из государственного бюджета для компенсации этих средств на местах. Это будет нивелировать идею децентрализации и самостоятельного принятия решений общин относительно развития. Кроме того, построенные объекты не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой, поскольку общины не будут иметь на это денег. В 2019 году сумма паевых взносов в Ирпене составляет около 80 млн гривен. Для нас это сверхважные средства для развития города. За эти средства мы делаем дороги, открываем амбулатории и корпусы школ, благоустраиваем придомовые территории и многое другое. Без этих средств развитие города остановится. Законотворцам необходимо не лишать местные общины источников развития, желания жить в цивилизованной среде, как и, собственно, в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, а совершенствовать законодательство таким образом, чтобы обезопасить от возможных злоупотреблений.
Мэр Бучи Анатолий Федорук:
Главный вопрос сейчас – примут ли этот закон. Будем надеяться, что народные депутаты, особенно те, кто имеет непосредственное отношение к местному самоуправлению, проанализируют и примут качественное решение. В той редакции, которая представлена сейчас, законопроект принимать нельзя. Он фактически разрушает возможность развивать инфраструктуру в населенных пунктах. Этот проект является лоббистским и обидно, что он набрал такие обороты, что попал в приоритетные законопроекты. Развивающиеся города, где строят различные объекты и жилье, в случае принятия решения очень потеряют в бюджете, поскольку компенсации никакой не предусматривается. “Ассоциация городов Украины” высказала свое мнение и просит не допустить принятия закона. Процент платы паевого участия в бюджете Бучи является нестабильным и зависит от того, сколько объектов вводится в эксплуатацию. В среднем это от 20 до 40 млн гривен в год. Для нашего небольшого города это важные средства.
Мэр Переслав-Хмельницкого Тарас Костин:
В прошлом году к нам пришел застройщик и в этом году мы как раз рассчитываем на хорошие деньги с оплаты паевого участия. Они необходимы для развития инфраструктуры города. Также планируется строительство двух популярных супермаркетов. Это проекты стоимостью более 20 млн, 10% от этой суммы для нас – большие средства. Мы однозначно против, чтобы такой законопроект был принят.
Мэр Фастова Михаил Нетяжук:
Я считаю, что намного лучше, когда бюджет наполняется за счет налогов физических лиц. Перед нашей страной стоит задача активизации инвестиционного развития и стимулирования привлечения инвестиций. Но другой вопрос в том, что законопроектом не предусмотрены компенсации населенных пунктам для развития инфраструктуры. Города нуждаются в ресурсах для улучшения качества жизни. В Фастове доля паевого участия из всех доходов составляет менее 0,5%. Для нас это не очень большие суммы.
Мэр Василькова Владимир Сабадаш:
Если бы приняли закон о том, что сумма паевого участия, которую платит застройщик, идет на благоустройство именно этой территории – было бы хорошо. Пока не могу сказать, будет ли предложенный законопроект полезен в такой редакции. В бюджете Василькова паевое участие имеет совсем маленький процент.
Напомним, ушедшее лето принесло столичному региону урожай немалых инвестиций. На Киевщине активно открывались промышленные, пищевые и аграрные производства, областью интересуются международные компании. KV изучила, каким образом мэрии городов привлекают инвесторов на свои территории, с кем из крупных компаний ведутся сейчас переговоры, а также какие предприятия сегодня ожидают скорого запуска.
Читайте: Денежное лето: на Киевщине активно открываются новые предприятия
Фото: коллаж KV